Чем концессия отличается от аренды

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каковы основные отличия концессионного соглашения от договора аренды?

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Многие объекты (здравоохранения, образования, науки, автомобильные и железные дороги, поезда, морские и речные суда и др.) представляют большую социальную значимость. Они принадлежат государству и не могут быть приватизированы. Тем не менее государство с целью привлечения денежных средств для строительства, ремонта, реконструкции данных объектов может заключить договор с частными партнерами — концессию. В реальности же под концессию на территории бывшего Союза часто маскировалась продажа государственной собственности олигархам. Концессия — что это такое простыми словами?

Концессионные соглашения — что это такое?

Рассмотрим вначале пример:

Допустим, субъект РФ решил построить платный скоростной автобан, используя инвестиционные вложения. В объем строительства входят также все необходимые дорожные сооружения и объекты для эксплуатации, обслуживания и ремонта дороги. Автобан вместе со всеми входящими в него объектами должен остаться в государственной собственности. Между субъектом и инвестором заключается соглашение, при котором:

  • инвестор обязуется осуществить строительство дороги, вовремя её ремонтировать, поддерживать в рабочем состоянии в зимний и летний периоды;
  • субъект со своей стороны даёт право инвестору на протяжении определенного срока владеть и пользоваться дорогой, получая от ее эксплуатации доход. По истечении срока договора, инвестор утрачивает права владения и пользования объектом.

Таким образом, концессия простыми словами — это передача за деньги временных или постоянных прав владения и пользования имуществом, принадлежащего государству, частному лицу.

Имущество может быть только недвижимым, или недвижимым и движимым (если движимые объекты необходимы для обеспечения эксплуатации недвижимого имущества).

Стороны концессии

  • Сторона-правообладатель, передающая права владения и пользования имуществом другой стороне за денежное вознаграждение, называется концедентом. В роли концедента выступает государство, субъект РФ или муниципальное образование.
  • Принимающая сторона (ИП, коммерческая организация) — это концессионер, который создав, реконструировав, введя в эксплуатацию объект, регистрирует права управления им с целью возмещения вложенных средств.

Типы концессии в международном праве

В мире существуют пять разных схем концессии:

  • Строительство (Build) Управление (Operate) Передача (Transfer) (аббревиатура по первым буквам ВОТ): концессионер строит объект и на время получает возможность управлять им на правах собственника, после чего передает его обратно концеденту.
  • Строительство (Build) Передача (Transfer) Управление (Operate) (ВТО): построив объект, концессионер сразу передает его концеденту, тот регистрирует права собственности и передает имущество обратно инвестору в управление.
  • Строительство (Build) Владение (Own) Управление (Operate) (ВОО): по завершению стр-ва объекта концессионер владеет им и управляет неограниченный период времени (хотя собственником является государство).
  • Строительство (Build) Владение (Own) Управление (Operate) Передача (Transfer) (ВООТ): то же, что и в схеме выше, но право владения и управления устанавливается на какой-то срок, после чего происходит трансфер объекта государству.
  • Покупка (Buy) Строительство (Build) Управление (Operate) (ВВО): частное юридическое лицо (концессионер) покупает объект у государства, совершенствует, реконструирует его и затем управляет им. Фактически — это узаконенная форма продажи государственной собственности частным лицам.

Передача в концессию: основные положения и регулирующие законы в РФ

Определение концессионному соглашению дает ФЗ № 115 в ст. 3:

Концессия в Российской Федерации законодательно возможна только по схеме ВОТ: то есть после создания (реконструкции) недвижимого (и связанного с ним движимого) имущества, концессионер получает временное право владеть и управлять им, а по истечении срока концессии передает его обратно государству.

Однако на практике концессия в России осуществляется по второй схеме (ВТО): объект строится концессионером, передается временно государству для регистрации, а потом возвращается в инвесторское управление.

  • Концессия является формой обременения для имущества правообладателя.
  • Концессионер не имеет право отдать принадлежащий ему по договору концессии объект в залог или произвести его отчуждение в пользу третьих лиц.
  • Концессионные соглашения заключаются на конкурсной основе, при этом информация о конкурсе, начиная с 2014 г., должна быть размещена на официальном информационном сайте РФ о проведении торгов.
  • К реконструкции объекта относится:
  • улучшение конструкции;
  • модификация;
  • замена устаревшего оборудования;
  • внедрение новых технологий;
  • изменение функций частей объекта
Читайте также:  Как высчитать ндс 20 от суммы формула
  • Целевое назначение объекта, переданного в концессию, изменить нельзя.
  • Концессионер несет ответственность за случайное уничтожение или повреждение объекта.
  • Созданное в процессе концессионной деятельности движимое имущество принадлежит концессионеру.
  • Однако плоды интеллектуальной деятельности, если иных условий нет в соглашении, принадлежат концеденту.
  • Концедент и концессионер могут нести совместные расходы при строительстве или реконструкции объекта.
  • Доходы от деятельности по договору концессии могут принадлежать не только концессионеру, но и государству-концеденту: в этом случае последний рассчитывается с концессионером государственными субсидиями.
  • Объекты концессии

    Ст. 4 ФЗ № 115 определяет объекты, передаваемые по концессионному соглашению:

    • автомобильные дороги и привязанные к ним объекты;
    • железнодорожный, морской и речной транспорт;
    • морские (речные) суда;
    • аэропорты и аэродромы;
    • метро и общественный транспорт;
    • трубопроводный транспорт;
    • электростанции и ЛЭП;
    • гидротехнические объекты;
    • объекты тепло- и водоснабжения, водоотведения;
    • образовательные, социальные, культурные, спортивные, туристические и иные объекты;
    • учреждения здравоохранения, санатории и курорты;
    • военные склады;
    • мусороперерабатывающие заводы;
    • коммунальные объекты;
    • компьютерные программы, базы данных. информационные сайты (либо объекты информационных технологий);
    • иные объекты.

    Концессия для объектов ИТ

    Правила концессионных соглашений для объектов информационных технологий регулируются отдельной главой закона 4.1:

    Концедент приобретает исключительные права на использование результатов интеллектуальной деятельности, которые являются частью объекта концессии, согласно договору. При этом в момент заключения соглашения о модификации объекта ИТ у самого концедента должны быть исключительные права, и если требуется, согласие обладателя авторских прав (ст. 53.1 № 155-ФЗ).

    Концессионер может использовать рез-ты интеллектуальной деятельности только в том случае, если он обладает исключительными правами на них при заключении договора концессии.

    Концессия для инженерных коммуникаций

    Ряд линейных объектов (ТЭЦ, системы горячего и холодного водоснабжения, канализационные линии сдаются в концессию, по правилам, установленным гл. 4 данного федерального закона:

    • в концессии обязательно принимает участие субъект РФ, в территориальных пределах которых находятся данные объекты;
    • реализация товаров, работ и услуг производятся концессионером по установленным тарифам и расценкам;
    • государственное или муниципальное унитарное учреждение, передавшее инженерные коммуникационные объекты по договору концессии, в течение года после подписания соглашения должно внести в свой устав изменения, касательно своей деятельности
    • (ст. 39 № 115-ФЗ).

    Коммерческая концессия

    При коммерческой концессии возможна передача от концедента концессионеру исключительных прав (торговых марок, знаков, ноу-хау и пр.) на определенный срок или бессрочно.

    • Правообладатель может разрешить использовать свой коммерческий опыт и деловую репутацию, указав объем этого использования, территорию и сферу деятельности.
    • Обеими сторонами коммерческого концессионного соглашения, в отличие от государственного, могут быть КО и отдельные гражданские лица, зарегистрированные как ИП.
    • Договор коммерческой концессии заключается по правилам лицензионных договоров (ст. 1027 ГК РФ)
    • Концессионер может передать все свои исключительные права (или их часть) другим пользователям по договору субконцессии (ст. 1029 ГК).
    • Денежное вознаграждение, которое концессионер выплачивает концеденту, может быть в виде:
    • фиксированных платежей;
    • процентов от выручки;
    • разницы между розничной и оптовой ценой продукции, по которой она продается правообладателю (ст. 1030 ГК).

    Расторжение концессионного договора

    Соглашение может быть расторгнуто в случае:

    • неисполнения концессионером своих обязанностей по договору;
    • нарушения им сроков создания и реконструкции объектов;
    • изменении основного назначения объекта;
    • причинения большого материального ущерба концеденту;
    • передачи объекта, не соответствующего по своим характеристикам требованиям соглашения;
    • прекращения концессионером в одностороннем порядке деятельности без согласия правообладателя

    (Прочесть полностью условия расторжения договора можно в ст. 15).

    Концессия, аренда и приватизация

    Чтобы окончательно понять, что такое концессия, можно вспомнить коммерческую аренду: недвижимый объект при аренде также предоставляется во временное пользование. Однако концессионер еще и создает (строит) этот объект, либо проводит его реконструкцию. Таких обязательств у арендатора нет.

    Передача в концессию государственного объекта частной компании является скрытой формой приватизации.

    Подробности в видео

    Получить более подробную информацию по услугам в сфере концессий и заключения концессионных соглашений Вы можете здесь.

    Ж.Р. Нигматуллина, старший консультант консалтинговой группы "Лекс"

    Региональные власти и органы местного самоуправления озабочены выбором правовой формы использования муниципального имущества, относящегося к объектам коммунальной инфраструктуры. Знание принципиальных различий между арендой и концессией поможет органам местного самоуправления принять решение о делегировании частному бизнесу функции управления предприятием ЖКХ.

    Несмотря на многообразие форм государственно-частного партнерства, Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде со­ действия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее — Федеральный закон № 185-ФЗ) предусматривает наличие на территории муниципального образования коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов РФ и (или) муниципальных образований не более 25%. Они должны осуществлять производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если использование такими организациями объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению.

    Читайте также:  Штраф за просроченный путевой лист

    Модель полной приватизации объектов коммунальной инфраструктуры представляется невыгодной для органов местного самоуправления, поскольку таит угрозу потери их влияния на ситуацию в этой сфере. Отношения с частным бизнесом, привлекаемым к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, в свете Федерального закона № 185-ФЗ строятся на базе договоров долго- или краткосрочной аренды. В редких случаях используются концессионные соглашения.

    Рассматриваемые договоры заключаются для разных целей. Договор аренды применяется для передачи имущества во временное владение и пользование либо только во временное пользование. При этом арендатор временно нуждается в имуществе или не имеет возможности приобрести его в собственность. Арендодателю, в свою очередь, это имущество не нужно, либо он желает извлечь прибыль из его передачи во временное пользование другому лицу. При этом объект окупается и возвращается собственнику в натуральной форме.

    Концессионное соглашение заключается ради эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; повышения качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям; создания и реконструкции объектов за счет средств частного инвестора.

    Следующим критерием различия между договорами аренды и концессии является субъектный состав. Статьей 608 ГК РФ за креплено общее правило, в соответствии с которым арендодателями могут быть собственник имущества либо лицо, управомоченное законом или уполномоченное собственником на сдачу имущества в аренду.

    Заключать договоры аренды могут как соответствующий орган по управлению муниципальным имуществом (чаще всего по результатам конкурса), так и унитарные предприятия, наделенные правом хозяйственного ведения, а также муниципальные учреждения. Таким образом, аренда не предполагает обязательного участия соответствующих органов управления в качестве стороны до говора аренды муниципального имущества, которое относится к объектам коммунальной инфраструктуры, и представляет собой форму опосредованного участия муниципалитета в гражданских правоотношениях.

    Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) сторонами концессионного соглашения являются концедент концессионер, т. е. концессионное соглашение всегда имеет особый субъектный состав. В качестве концедента выступает публичный собственник — муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Это позволяет говорить о непосредственном участии муниципального образования в гражданском обороте. Более того, со 2 июля 2008 г. отдельные права и обязанности концедента могут реализовывать органы и юридические лица, уполномоченные концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. В качестве концессионера могут выступать только определенные субъекты правоотношений.

    Объектом договора аренды может быть не только недвижимое имущество, которое относится к категориям, перечисленным в ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ, но и любое другое неупотребляемое имущество, запрет или ограничения, на аренду которого не установлены законом (ст. 607 ГК РФ).

    Интересна такая особенность концессионного соглашения, как обозначение в качестве объекта соглашения еще не существующего (будущего) имущества, которое концессионеру предстоит создать и за качество которого он отвечает. В связи с этим очевидна невозможность закрепления в концессионном соглашении обязанности концессионера вернуть имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормаль­ного износа, предусмотренного для арендатора ст. 622 ГК РФ. Договор аренды состоит в передаче арендатору во владение и (или) пользование уже существующего имущества. Однако в отношении последнего нет однозначного запрета изменять арендованное имущество. Статьей 622 ГК РФ закреплена возможность возврата имущества в том состоянии, которое обусловлено договором.

    Статья 3 Федерального закона № 115-ФЗ предпола­гает, что имущество, пере­данное по концессионному соглашению или созданное в процессе его реализации, в любом случае "принадлежит или будет принадлежать" концеденту, что гарантирует сохранение права собственности на муниципальное имущество за муниципальным образованием и реализацию интересов населения соответствующей территории. По общему правилу аренда допускает возможность выкупа арендованного имущества, за исключением случаев, когда закон запрещает такой выкуп (ст. 624 ГК РФ).

    Период действия концессионного соглашения определяется в интересах и концессионера, и концедента с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций и срока их окупаемости, а также других обязательств концессионера по концессионному соглашению. Статья 610 ГК РФ, относящаяся к сроку договора аренды, не содержит ссылок на какие-либо ориентиры при его определении, срок устанавливается соглашением сторон.

    Между концессионным соглашением и договором аренды имеются и иные, не менее важные, отличия. Дополнительной гарантией прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения, в то время как договор аренды допускает такое изменение путем внесения соответствующих условий (п. 1 ст. 615 ГК РФ). При отсутствии условий подобного рода арендатор должен использовать имущество в соответствии с его назначением.

    Кроме того, в отличие от концессионного соглашения аренда не обязывает арендатора осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения, что не дает возможности эффективно реализовывать публичные интересы, так как хозяйственная деятельность арендатора (при отсутствии дополнительных условий в договоре) полностью зависит от его воли и заинтересованности в извлечении прибыли. Исходя из очевидной социально значимой мотивации концессионных отношении в сравнении с арендой муниципального имущества, закон стремится к исключению коллизий прав концессионера с правами третьих лиц на имущество, переданное в концессию. Поэтому концессионеру в принципе не может быть передан объект, обремененный правами третьих лиц, тогда как при аренде такое положение вполне возможно.

    Читайте также:  Соседка оскорбляет куда обратиться

    Сущность концессии состоит в создании и (или) реконструкции недвижимого имуще­ства за счет концессионера, возложении на него расходов на исполнение соответствующих обязательств и, соответственно, обязанности по проведению текущего и капиталь­ного ремонта. Таким образом, деятельность концессионера, в частности соблюдение сроков выполнения обязательств, не ставится в зависимость от соответствующих действий концедента, что в некоторой степени повышает ответственность первого по взятым на себя обязательствам и в то же время позволяет выполнять их в соответствии ее своими экономическими интересами.

    Пункт 1 ст. 616 ГК РФ возлагает обязанность по проведению капитального ремонт; на арендодателя, если иное не предусмотрено договором. Если же под капитальным ремонтом понимать восстановление частей (конструктивных элементов) арендованного имущества, без которого это имущество нельзя использовать по назначению, то можно предположить, что выполнение данного ре­монта арендодателем значительно повлияет на условия пользования арендованным имуществом и поставит их в зависимость от действий арендодателя, сроков и качества выполнения работ.

    Дополнительной гарантией прав потребителей коммунальных услуг является недопустимость изменения целевого назначения объекта концессионного соглашения, в то время как договор аренды допускает такое изменение.

    На договор аренды распространяется правило ст. 211 ГК РФ, в соответствии с которым риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не установлено в законе или договоре. Федеральный закон № 185-ФЗ в качестве общего правила закрепляет, что соответствующие риски лежат не на собственнике имущества, а на концессионере (п. 8 ст. 3). Это обусловлено более широкими полномочиями концессионера в отношении концессионного объекта, длительным сроком пребывания имущества в его пользовании.

    Есть и еще одна обязанность концессионера, гарантирующая выполнение им условий соглашения. Это ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта соглашения (п. 14 ст. 3), с которым также связывается появление у концессионера права на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования или перевода долга с согласия концедента (п. 2 ст. 5 Федерального закона). В соответствии же с п. 2 ст. 615 ГК РФ возможен перенаем, т. е. арендатор с согласия арендодателя вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу. Если предположить, что договор аренды был заключен с согласованием обязанностей арендатора по улучшению, модернизации муниципального имущества, то отсутствие обязанности по введению новых объектов в эксплуатацию и возможность передачи прав и обязанностей по договору создает дополнительные возможности для нарушения прав муниципалитета и потребительских коммунальных услуг

    Также необходимо отметить, что концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 185-ФЗ) в отличие от арендатора, имеющего также возможность вносить арендные права в качестве вкладов в уставный капитал (п. 2 ст. 615 ГК РФ). Это не создает дополнительных оснований для соблюдения баланса частных и публичных интересов, которые могут быть поставлены в зависимость от выполнения арендатором своих обязательств перед третьими лицами.

    Концессионное соглашение и договор аренды муниципального имущества, относя­щегося к объектам коммунальной инфраструктуры, могут иметь определенное сходство в том случае, если арендная плата устанавливается в виде возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества (п. 2 ст. 614 ГК РФ). Однако из текста этой статьи следует, что такие затраты могут полностью покрывать размер арендной платы, т. е. заменять ее.

    Объект, обремененный правами третьих лиц, в принципе не может быть передан концессионеру, тогда как при аренде такое положение вполне возможно.

    Аренда имущества допускает возложение на арендатора затрат как форму арендной платы, а не как его самостоятельное обязательство перед арендодателем. Это означает, что возложение затрат может выступать как единственный вид арендной платы и не предполагать других платежей, сочетаться с иными видами платы либо вообще отсутствовать ввиду согласования сторонами иных форм оплаты по договору. Концессия же предполагает возложение соответствующих затрат на концессионера вне всякой зависимости, в т.ч. независимо от наличия закрепленной в договоре концессионной платы, которая не может заменить вложение капитала в объект недвижимости. Арендатор вносит плату за пользование имуществом в установленные сроки независимо от эффективности своей деятельности и от того, осуществляет ли он реальное использование вещи. Концессионер, исходя из толкования ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, может не вносить концессионную плату в период создания и (или) реконструкции объекта до начала концессионной деятельности.

    На основании изложенного можно сделать вывод о том, что концессионное соглашение в отличие от договора аренды в большей степени позволяет учитывать частные интересы концессионера и публичные интересы концедента и потребителей коммунальных услуг. В связи с этим концессионное соглашение представляется более эффективной формой управления коммунальным имуществом муниципальных образований.

    Ссылка на основную публикацию
    Займ на карту
    close slider
    Adblock detector