Содержание
- 1 Должностные обязанности
- 2 Что должен знать помощник бухгалтера
- 3 Требования к должности помощника бухгалтера
- 4 Основные положения по должности помощника бухгалтера
- 5 От чего зависит функционал помощника бухгалтера
- 6 Каковы обязанности помощника бухгалтера
- 7 Пример должностных обязанностей помощника бухгалтера
- 8 Помощник главного бухгалтера: обязанности
Помощник главного бухгалтера — специалист среднего уровня, осуществляющий работу под четким руководством своего начальника. Как правило, ему поручается простая работа по внесению записей, проверке правильности заполнения документов, комплектации бухгалтерской документации, выполнению поручений главного бухгалтера и т.д.
Должностные обязанности
Должностные обязанности помощника бухгалтера могут быть связаны с различными участками бухгалтерского учета, а также с тем, какими обязанностями в организации обладает главный бухгалтер. В общем смысле обязанности помощника бухгалтера сводятся к следующим моментам:
- выполнение поручений и распоряжений сотрудника бухгалтерии, которому подчиняется помощник в целях обеспечения своевременного и грамотного учета;
- формирование первичной документации и отражение ее на счетах аналитического учета при обязательной проверке со стороны бухгалтера более высокого уровня компетенции;
- создание платежных поручений в бухгалтерской программе, которые будут проверяться другим работником при выгрузке в систему «банк-клиент»;
- осуществление контроля дебиторской и кредиторской задолженности;
- участие в мероприятиях по инвентаризации имущества и обязательств компании;
- оформление документации для сдачи в архив;
- консультация сотрудников предприятия по вопросам, касающимся бухгалтерского учета;
- соблюдение норм действующего законодательства в области охраны труда и техники безопасности.
Обязанности помощника бухгалтера возлагаются на того сотрудника, который соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности. В некоторых случаях они могут быть расширены в зависимости от того, какой спецификой обладает предприятие и какие дополнительные действия обязаны выполнять сотрудники бухгалтерской службы.
Что должен знать помощник бухгалтера
Помощник главного или простого бухгалтера в обязательном порядке должен владеть определенными знаниями в данной области деятельности, а именно:
- нормативно-правовое законодательство РФ в области бухгалтерского учета;
- порядок формирования первичной документации и механизм ее разнесения по соответствующим счетам бухгалтерского учета;
- организация взаимоотношений с поставщиками и покупателями, а также отражение взаиморасчетов в бухгалтерских программах;
- схемы налогообложения хозяйствующих субъектов, в том числе и режим исчисления налогов своего работодателя;
- правила и порядок проведения инвентаризаций имущества и обязательств и отражение полученных результатов в соответствующей бухгалтерской документации, а также списание недостач или оприходование излишков;
- механизм подготовки документов для передачи их на хранение в архив;
- правила работы с оргтехникой и компьютерными программами;
- нормы законодательства в области охраны труда и здоровья человека, а также пожарной безопасности.
Обширный объем теоретических знаний и практических навыков позволяет, чтобы помощник главного бухгалтера обязанности выполнял в точном соответствии с принятым законодательством, нормами и правилами бухгалтерского учета. Кроме наличия знаний и умений помощник бухгалтера должен также соответствовать определенным квалификационным требованиям, свидетельствующим о его компетенции как специалиста.
Требования к должности помощника бухгалтера
Выбор сотрудника среди кандидатов на должность помощника бухгалтера основывается на их соответствии определенным квалификационным требованиям, к которым относятся:
- иметь соответствующее профильное образование, в том числе высшее или средне-специальное;
- обладать определенными знаниями в области бухгалтерского учета и смежных дисциплин (экономика, финансы, налогообложение);
- знать основы архивного дела и документооборота;
- быть готовым к выполнению различных поручений сотрудников бухгалтерии, в том числе взаимодействие с государственными органами;
- уметь общаться с людьми и знать правила этики делового общения.
Дополнительно работодатель может расширить перечень требований, предъявляемых к должности помощника бухгалтера, в зависимости от направления деятельности компании и ее особенностей. Требования должны быть указаны в должностной инструкции, которая является своего рода руководством к выполнению профессиональных обязанностей.
Основные положения по должности помощника бухгалтера
Все основные и дополнительные положения, касающиеся должности помощника бухгалтера, закрепляются в соответствующей должностной инструкции. Она представляет собой документ, в котором фиксируется информация о том, каковы именно функциональные обязанности помощника бухгалтера, на что сотрудник имеет право и какую ответственность понесет при невыполнении своей работы.
Должностная инструкция оформляется в двух экземплярах — для работодателя и для работника, который неукоснительно должен соблюдать все правила и нормы, установленные в ней.
Руководитель имеет право назначить помощника бухгалтера (с его согласия) на должность временного замещения другого сотрудника бухгалтерии, при условии, что помощник обладает необходимыми знаниями и функциональными навыками. Для этого должен быть создан специальный приказ, а работник также должен быть ознакомлен с должностной инструкцией и обязанностями по новой для него работе.
Работа в должности помощника бухгалтера позволяет сотруднику получить разносторонние знания в области бухгалтерского учета, поскольку он может быть задействован на разных участках учета. При работе помощником бухгалтера у сотрудника закладываются навыки осуществления тех или иных операций и накапливаются теоретические знания по различным направлениям бухгалтерского и налогового учета. При качественном исполнении своих профессиональных обязанностей и длительном стаже работы на предприятии работодатель вполне может предложить
Принимая на работу сотрудника, работодатель заключает с ним трудовой договор, в котором в обязательном порядке должна быть приведена трудовая функция работника (ст. 57 ТК РФ). Это значит, что работодатель должен указать должность в соответствии со штатным расписанием, а также подробно описать функциональные обязанности работника. Конкретизировать трудовую функцию работника можно как в самом трудовом договоре, так и в должностной инструкции. Об обязанностях помощника бухгалтера расскажем в нашей консультации.
От чего зависит функционал помощника бухгалтера
Помощник бухгалтера относится к специалистам среднего уровня квалификации. Общую характеристику должности «помощник бухгалтера» можно найти в Общероссийском классификаторе занятий ( ОК 010-2014, принят Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст ).
Помощники бухгалтеров, как правило, работают под руководством бухгалтеров более высокой квалификации и ведут учет финансовых операций и проверку правильности документов и записей.
Законодательством не регулируется конкретный перечень обязанностей помощника бухгалтера. Его функционал зависит от специфики конкретной организации (отрасль, структура, численность и другие факторы).
Каковы обязанности помощника бухгалтера
К обязанностям помощника бухгалтера можно отнести:
- учет всех финансовых операций в соответствии с общими принципами бухгалтерского учета, под руководством бухгалтеров;
- проверка правильности оформления и ведения документов и записей, касающихся платежей и других финансовых операций;
- подготовка финансовой документации и отчетности на определенный срок;
- применение знаний принципов и практики бухгалтерского учета с целью выявления и решения проблем, возникающих в процессе их работы;
- выполнение бухгалтерских и связанных с ними расчетов на компьютере с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.
Для определения трудовых функций помощника бухгалтера можно также обратиться к профстандарту «Бухгалтер (утв. Приказом Минтруда России от 21.02.2019 N 103н).
Пример должностных обязанностей помощника бухгалтера
Конкретный перечень функциональных обязанностей помощника бухгалтера можно предусмотреть в должностной инструкции.
Помощник главного бухгалтера: обязанности
Обязанности помощника главного бухгалтера также зависят от специфики конкретной организации и прописываются в должностной инструкции такого помощника.
I. Общие положения.
- Помощник бухгалтера относится к категории специалистов.
- Помощник бухгалтера назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора по представлению главного бухгалтера предприятия.
- Помощник бухгалтера подчиняется непосредственно бухгалтеру предприятия.
- На должность помощника бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) или среднее специальное образование и стаж работы по специальности не менее 1 (одного) года.
- Помощник бухгалтера в своей работе руководствуется нормативно-правовыми актами Украины, Уставом предприятия, стандартами ведения бухгалтерского учета, положением о бухгалтерии предприятия, настоящей должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка.
- Помощник бухгалтера должен владеть компьютером на уровне уверенного пользователя, в том числе компьютерными программами по бухгалтерскому учету.
- В период временного отсутствия бухгалтера его обязанности возлагаются на помощника бухгалтера.
- Помощник бухгалтера должен знать:
- законодательство о бухгалтерском учете;
- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также касающиеся хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
- гражданское право, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;
- структуру предприятия, стратегию и перспективы его развития;
- положения и инструкции по организации бухгалтерского учета на предприятии, правила его ведения;
- порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета;
- формы и порядок финансовых расчетов;
- методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов;
- порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;
- правила расчета с дебиторами и кредиторами;
- условия налогообложения юридических и физических лиц;
- порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь;
- правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей;
- порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности;
- правила проведения проверок и документальных ревизий;
- современные средства вычислительной техники и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;
- передовой отечественный и зарубежный опыт совершенствования организации бухгалтерского учета;
- экономику, организацию производства, труда и управления;
- основы технологии производства;
- рыночные методы хозяйствования;
- законодательство о труде;
- правила и нормы охраны труда.
II. Функциональные обязанности
- Основной функциональной обязанностью Помощника бухгалтера является обеспечение деятельности Главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера и бухгалтера.
- Помощник бухгалтера:
- Исполняет распоряжения и приказы непосредственного руководства и администрации предприятия.
- Выполняет работу на порученном участке работы по бухгалтерскому учету.
- Отражает в первичных документах бухгалтерского учета движение денежных средств.
- Контролирует движение денежных средств на банковских счетах предприятия.
- Оформляет платежные поручения и своевременно предоставляет их в банк.
- Осуществляет контроль за своевременностью и правильностью оприходования и списания денежных средств, за составлением кассовых и иных денежных отчетов.
- Производит платежи в государственный и местные бюджеты.
- Производит расчеты платежей по договорам аренды, контролирует правильность и своевременность платежей.
- Обеспечивает сохранность документов бухгалтерского учета.
- Оформляет документы бухгалтерского учета для передачи в архив.
- Участвует в проведении инвентаризаций.
- Замещает отсутствующих бухгалтеров.
- Предоставляет методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.
- Соблюдает трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны труда, требования производственной санитарии и гигиены, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны.
III. Права
Помощник бухгалтера имеет право:
- Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности бухгалтера.
- Вносить предложения администрации предприятия по улучшению работы, относящейся к функциональным обязанностям бухгалтера и всего предприятия в целом.
IV. Ответственность
Бухгалтер несет ответственность за:
- Невыполнение своих функциональных обязанностей.
- Недостоверную информацию о состоянии выполнения полученных заданий и поручений, нарушение сроков их исполнения.
- Невыполнение приказов, распоряжений директора предприятия, поручений и заданий от _____________________________________.
- Нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных на предприятии.
- За несохранность, порчу товаров и иных материальных ценностей, если несохранность, порча произошли по вине помощника бухгалтера.
- За разглашение сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну.
наверх