Чем занимается военная прокуратура

Осуществляя надзор от имени государства за исполнением законов на всей территории Российской Федерации, органы прокуратуры принимают меры, направленные на обеспечение единства законности, устранение ее нарушений и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений и организаций.

На прокуратуру возложена функция надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

По своему назначению, принципам организации и деятельности, формам и методам работы прокуратура Российской Федерации занимает в системе государственной власти особое место. В организационном и функциональном отношении она выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. [6, c.122]

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» основными направлениями деятельности органов военной прокуратуры являются:

  • — надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями, учреждениями и организациями, военно-учебными заведениями, предприятиями, командирами (начальниками) и другими должностными лицами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (далее — органы военного управления);
  • — надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина ор-ганами военного управления;
  • — надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях;
  • — надзор за исполнением законов федеральными органами безопасности;
  • — участие в рассмотрении дел судами.

На военную прокуратуру также возложено производство предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным законом к ее компетенции.

Следователи военной прокуратуры расследуют уголовные дела:

  • 1) о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы;
  • 2) о преступлениях, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения.

При осуществлении надзора за исполнением законов прокуратура не подменяет иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.[5,c.429]

Военные прокуроры при осуществлении возложенных на них функций надзора за исполнением законов вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных воинских частей, учреждений и органов представления необходимых документов, материалов и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Исполняя возложенные на них функции в этой сфере надзора, помимо перечисленных полномочий, военные прокуроры могут рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; в случае установления факта нарушения законов органами и должностными лицами вносить представления об устранении нарушений, приносить протесты на противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными. При наличии соответствующих оснований военный прокурор также вправе возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении.

При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия на стадии досудебного производства военные прокуроры проверяют исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; дают согласие на возбуждение уголовного дела либо лично возбуждают уголовные дела; дают согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; отменяют незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя; продлевают срок предварительного расследования и выполняют иные предусмотренные законом процессуальные действия.

В ходе судебного производства по уголовному делу военный прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Надзор за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности органами обеспечения безопасности государства в соответствии с законом осуществляется военными прокурорами, уполномоченными на то Генеральным прокурором Российской Федерации и Главным военным прокурором. При осуществлении надзора уполномоченные военные прокуроры имеют право: давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать их прекращения; опротестовывать незаконные или необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных сотрудников, допустивших нарушение закона, от ведения оперативных проверок и т. п.

В отличие от территориального принципа, характерного для размещения общегражданских правоохранительных органов, военные прокуроры на всем протяжении своей истории всегда находились там, где дислоцируются войска, их структура и штаты полностью соответствуют структуре и дислокации войск, что позволяет эффективно и с минимальными для государства затратами решать вопросы обеспечения законности и борьбы с преступностью в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Читайте также:  Закон о зарплате на банковские карты

Военные прокуроры и следователи выполняют свои обязанности в тех же условиях, в которых действуют Вооруженные Силы и другие войска, что предопределяет их профессиональную компетентность, мобильность, постоянную готовность действовать в экстремальных ситуациях как в самом центре России, так и в регионах с тяжелыми климатическими условиями, во время выполнения интернационального долга в Афганистане и при проведении контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе, в странах ближнего и дальнего зарубежья, где российские военнослужащие выполняют миротворческие функции.

Ухудшение криминогенной ситуации в государстве, всплеск экономической преступности и коррупции объективно обусловили возложение на прокуратуру, помимо уже имевшихся у нее функций, также и задачи координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Не вызывает сомнений, что координация усилий по борьбе с преступностью должна осуществляться не столько на ведомственном, сколько на государственном уровне. Но пока такой подход не выработан, эта работа возложена на прокуратуру. [5,c. 431]

Основными обязанностями и правами военной прокуратуры является представление стороны обвинения в суде, а также следить за соблюдением закона во всех сферах жизни человека. Что касается военного прокурора, то он обязан заниматься представлением вопросов, имеющих отношение к вооруженным силам Российской Федерации. Помимо этого, они должны осуществлять проверки призывников и производить военные сборы запасников в России.

Основные обязанности и полномочия

Поскольку должность имеет название “Военный прокурор”, тогда соответственно соблюдение прав и выполнение обязанностей осуществляется в области вооруженных и силовых структурах российского государства. Среди главных полномочий военных прокуроров выделяют:

  • надзор за соблюдением утвержденных законов;
  • представление стороны обвинения в судебном органе от имени государства.

На основании федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а именно статьи 47, утвержден полный перечень полномочий, среди которых отмечено, что должен выполнять военный прокурор:

  1. Принимают участие в заседаниях коллегий, служебных совещаниях, а также в военных советах, что имеют отношение к военному управлению;
  2. Исполнять вневедомственные ревизии и требуемые проверки воинских частей и учреждений, которые находятся в их юрисдикции;
  3. Осуществлять надзор по обеспечению государственной безопасности на основании обозначенного закона и по представлению Генерального прокурора или его заместителя;
  4. Имея соответствующее удостоверение проходить на территорию и проверять документацию во всех учреждениях, организациях и штабах военных структур;
  5. Производить проверку законности содержания осужденных или арестованных военнослужащих, что находятся на гауптвахтах или в дисциплинарных частях. Если будут выявлены нарушения, тогда задержанные немедленно освобождаются;
  6. Также в обязанности входит рассмотрение жалоб и предложений от военнослужащих;
  7. Кроме этого, дает либо письменные, либо устные указания органам дознания для предварительного следствия;
  8. Если имеет факт нарушения, тогда обязуется его устранить;
  9. Требовать от руководителей, что осуществляют оперативно-розыскную деятельность, отстранить оперативного сотрудника, находящегося в подчинении, если им было совершено правонарушение;
  10. Вправе подвергнуть наказанию, когда будет выявлено нарушение (уголовному, административному, дисциплинарному, а также материальной ответственности);
  11. Осуществляют координацию работы правоохранительных органов, деятельность которых связана с борьбой с преступностью;
  12. Могут опротестовывать вынесенные приговоры, постановления и определения суда. Также способны подать исковое заявление о возбуждении уголовного дела или же касательно производства об административного правонарушения;
  13. Военные следователи рассматривают уголовные дела касательно преступлений, что были совершены военнослужащими независимо от их должности и гражданами, что только проходят военные сборы;
  14. Назначать ответственных лиц для проведения действий относительно выяснения данных по возникшим вопросам;
  15. Вправе затребовать документацию и соответствующие материалы от воинского учреждения или организации.

Помимо отмеченного, в обязанности и права военного прокурора входит также принятие профилактических мер относительно снижения преступности в вооруженных силах страны и силовых структурах. Кроме этого, на военную прокуратуру возлагаются обязанности по проведению предварительного следствия относительно уголовных дел, которые находятся в их юрисдикции.

Основания для назначения

В статье 48 настоящего закона о прокуратуре обозначено, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы он был назначен военным прокурором, а также, как осуществляется назначение на отмеченную должность.

Что касается характеристик, то гражданин должен обладать отменным здоровьем и находиться на военной службе. Кроме этого, требуется иметь офицерское звание и соответствующее данные, что прописаны в статье 40 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Относительно назначения, то по решению Генерального прокурора РФ на должность военного прокурора могут назначаться гражданские лица.

Заместитель Генерального прокурора, а также главный военный прокурор может быть назначен и освобожден с должности на основании утвержденного пункта 2 ст. 14 представленного закона.

Более подробную информацию о воинских обязанностях и военной службе можно просмотреть в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Стоит отметить такой факт, что каждое назначение или устранение от должностных обязанностей служащего военной прокуратуры обязательно должно быть опубликовано.

Кто может стать военным прокурором

Изначально нужно отметить, что стать военным прокурором и выполнять правозащитную функцию могут граждане как мужского, так и женского пола, однако женщины на этом посту редки. Это обусловлено тем, что по специфике работы требуются постоянные и частые переезды, которые для них не всегда возможны. Если принимать во внимание характеристики, то выполнять полномочия военного прокурора могут те граждане, что соответствуют следующим требованиям:

  • успешно пройдено обучение в вузе по специальности «юриспруденция» (обязательно в военном высшем учреждении);
  • имеется стаж работы в должности помощника военного прокурора, но также есть возможность устроится на должность и следователю.
Читайте также:  Как получать пенсию в другом городе

Помимо этого, человек, претендующий на должность военного прокурора, должен быть готов к частым поездкам, так как его обязанности выполняются в соответствии условий, которые действуют в Вооруженных силах страны.

Кроме этого, нужно учитывать такой факт, что потребуется выполнение своих непосредственных обязанностей в экстремальных условиях. К примеру, в регионах с тяжелыми климатическими условиями или в “горячих точках”.

Но также имеется и ряд ограничений, которые относятся к работникам военной прокуратуры, а именно:

  • нельзя вступать в любые политические партии;
  • заниматься предпринимательской деятельностью;
  • избираться в государственные или муниципальные структуры.

При этом они обладают правом совмещения своей должности, то есть могут параллельно заниматься творчеством, образовательной или научной деятельностью.

В завершении стоит отметить, что предопределяет собой обозначенная должность прокурорский надзор за соблюдением утвержденных законов по военному управлению воинскими частями, учреждениями и организациями. Также в обязанности и права военной прокуратуры входит проверка учебных заведений, имеющих воинское направление. Что касается судебного представления, то такое право основывается на соблюдении подведомственности.

Найдено 6 определений термина ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА

ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА

прокуратура лат. procurare — заботиться) — специализированная система органов прокуратуры, в которую входят Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и др. военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и др. военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов. Органы В. п. осуществляют прокурорский надзор в ВС РФ, др. органах власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА

специализированные органы системы прокуратуры РФ, осуществляющие прокурорский надзор в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами. В состав В. п. входят: Главная военная прокуратура; прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы РФ и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ; прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов. Органы В. п. возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор.

ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА

совокупность специализированных органов системы прокуратуры РФ, осуществляющих прокурорский надзор в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами. В состав В.п. входят: Главная военная прокуратура; прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы РФ и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ; прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов. Органы В.п. возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный прокурор.

ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА

специализированная прокуратура, входящая в состав российской прокуратуры. В ее систему (подсистему) включены: Главная военная прокуратура; прокуратуры военных округов, групп войск, флотов. Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ; прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Возглавляет эту систему заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор.

Органы В. п. действуют в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами.

Свои полномочия военные прокуроры осуществляют независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством РФ. Им также предоставлено право, в частности: участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления; назначать вневедомственные ревизии и проверки; немедленно освобождать из гауптвахт, иных мест содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, незаконно там находящихся. (К. Г.)

ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА

в РФ система специализированных органов прокуратуры, осуществляющих свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, др. войсках и воинских формированиях, создаваемых в соответствии с федеральными законами. Органы В.п. возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор. Он назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. Срок его полномочий — 5 лет. Главная В.п. входит на правах структурного подразделения в состав Генеральной прокуратуры РФ. Кроме Главной В.п., в систему В.п. входят прокуратуры гарнизонов и округов. Структуру и штаты органов В.п. устанавливает Генеральный прокурор РФ. * Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют свои полномочия в соответствии с законодательством РФ и независимо от командования и органов военного управления. Военные прокуроры вправе: участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления; назначать вневедомственные ревизии и проверки; требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск, органами и учреждениями внутренних дел; немедленно освобождать из гауптвахт, иных мест содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, незаконно там находящихся. Военные прокуроры назначаются на должность сроком на 5 лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Военные прокуроры и следователи поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. Право поощрения и наложения взысканий имеют только вышестоящие прокуроры. В.М. Савицкий

Читайте также:  Приказ минэкономразвития 495 торги

ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА

специализированная структура единой централизованной системы прокуратуры РФ, осуществляющая функции надзора за исполнением законов в Вооруженных. Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях, выполняет функции уголовного преследования.

Рождение органов В.п. уходит своими корнями в начало XVIII в., когда Петр I в Именном указе Сенату в 1722 г. возложил на прокурорскую службу наблюдение за законностью действий должностных лиц и охрану государственных интересов, не только при действиях судов, но и применением артикулов общего и военного права и конкретным деяниям военнослужащих».

В последующие годы происходило укрепление военно-юридических органов. В ходе реформы 1867 г. в России был принят Военно-судебный устав, определивший место военно-прокурорских органов в армии.

В советский период, несмотря на изменения функциональных правомочий, организационно-правовых форм деятельности, структурные реорганизации. В.п. как единый военно-юридический механизм функционировала в составе централизованной прокурорской системы СССР.

Деятельность В.п. регламентируется ст. 129 Конституции РФ, ФЗ РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и специальными нормами военного права, закрепляющего принципы и формы устройства Вооруженных Сил РФ, вопросы военного управления, жизнедеятельности войск, систему комплектования, прохождения военной службы, прав, обязанностей и ответственности военнослужащих и других участников воинских правоотношений.

Специфика статуса военных прокуроров и следователей заключается в том, что, будучи кадровым звеном всей прокурорской системы, они одновременно являются военнослужащими и включены в штатную численность Вооруженных Сил РФ и других войск, на них в полной мере распространяется военное законодательство.

Структура, штаты и дислокация органов В.п. определяются Генеральным, прокурором РФ. Структуру В.п.составляют: Главная В.п.; прокуратуры военных округов, группы войск, флотов, прокуратура ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной службы и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ; прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Главный военный прокурор является одновременно Заместителем Генерального прокурора РФ. Военные прокуроры призваны осуществлять надзор за исполнением военнослужащими законов, а также за тем, чтобы правовые акты командования соответствовали законам, издаваемым в армии, на флоте, в пограничных и иных войсках, а права и свободы человека и гражданина соблюдались органами военного управления. Надзорные правомочия военных прокуроров относятся не только к армейской сфере, службе внешней разведки, внутренним войскам МВД, но и к органам безопасности в войсках, ФАПСИ, военно-строительным и иным подразделениям.

Другое важнейшее направление — надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие в воинских частях, учреждениях, подразделениях Минобороны РФ и других ведомствах, имеющих воинские формирования и службы, наделенные процессуальными полномочиями, и лишь по делам и материалам в отношении военнослужащих и лиц гражданского персонала в случае совершения ими преступлений при использовании служебных обязанностей в воинских частях.

В.п. осуществляет функцию уголовного преследования, ведет следствие по всем делам о преступлениях военнослужащих и граждан, призванных на сборы военнообязанных и иных лиц о преступлениях, совершенных ими по службе в войсковых подразделениях. Для этого она располагает соответствующим следственным аппаратом. Осуществляя уголовное преследование в суде, военные прокуроры выступают в качестве государственных обвинителей. Их полномочия определяются УПК.

Таким образом, В.п. всех уровней наделены применительно к военнослужащим всеми прерогативами прокурорской власти, установленными ФЗ о прокуратуре РФ. В пределах своей иерархической компетенции военные прокуроры вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения воинских частей, их предприятий и штатов, иметь доступ к воинским документам и материалам, вправе (и обязаны) регулярно проверять законность содержания арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах и в других местах содержания под стражей, немедленно освобождать незаконно находящихся там лиц.

Главный военный прокурор, его заместители и другие военные прокуроры, каждый в пределах своей компетенции, вправе принести протест на незаконный акт или решение командования и органа военного управления, внести представление соответствующим военным органам и командирам о выявленных нарушениях законодательствам потребовать их устранения.

На должность военных прокуроров и следователей назначаются офицеры, проходящие военную службу по контракту или призыву, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья выполнять возложенные на них задачи в условиях войсковой жизни.

Все военные прокуроры назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение В.п. органов, включая выделение и охрану служебных помещений, осуществляют соответственно Минобороны РФ и командование других войск за счет средств федерального бюджета.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector