Что проверяет прокуратура в аптеке

Содержание

Прокуратура Москвы продолжает проверку городских аптек, чтобы выяснить завышены ли цены, в том числе, и на жизненно важные препараты. В Восточном округе сотрудники прокуратуры к улыбкам продавщиц и вывескам "Здесь дешевле " отнеслись с явным недоверием.

Статьи по теме

В аптеках регулярно проводятся плановые и внеплановые проверки. Внедрение риск-ориентированного подхода позволило аптекам, отнесенным к низкой группе риска, не ожидать плановых проверок

В аптеках регулярно проводятся плановые и внеплановые проверки.

Внедрение риск-ориентированного подхода позволило аптекам, отнесенным к низкой группе риска, не ожидать плановых проверок.

Как узнать категорию риска, подготовиться к визиту проверяющих и оспорить их выводы, расскажем далее.

Предмет проверки в аптечных организациях

Традиционно работа аптек подлежит строгому контролю со стороны проверяющих органов. Их контролируют Росздравнадзор, Роспотребнадзор, прокуратура и многие другие контролирующие организации.

В основном проверяющих интересует соблюдение правил продажи и обращения медикаментов, а также соблюдение самими аптеками требований фармацевтической лицензии, установленных постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1081.

Основания и порядок проверок: нормативная база

Порядок проверок, основания проведения проверок в аптеках регламентируется большим массивом нормативных актов, отметим основные.

  1. Федеральный закон № 94 ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП».
  2. ФЗ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  3. Приказ Минздрава России от 26 декабря 2016 года № 999 «Об административном регламенте Росздравнадзора» и иные нормативные акты.

Пройдите самодиагностику по чек-листу

При подготовке к проверке Росздравнадзора руководители аптечных организаций используют чек-листы по обращению лекарств.

Вы можете скачать и использовать в работе образец чек- листа в журнале "Новая аптека" .

Мероприятия по надзору за обращением лекарств

Надзор в сфере обращения лекарственных средств — это комплексное понятие, которое включает в себя:

  • контроль за процессом реализации потребителям аптечных товаров;
  • проверки по соблюдению правил хранения и перевозки медикаментов;
  • проверки качества медикаментов установленным требованиям;
  • фармаконадзор;
  • пресечение выявленных нарушений.



Виды проверок в аптеках

Проверки в аптеках делятся на плановые и внеплановые.

Плановые проверки по общему правилу,которое не изменилось, должны проводиться не реже, чем 1 раз в 3 года.

Но есть исключения — когда применяются новые правила определения периода проверок по итогам отнесения аптеки к той или иной категории риска.

Проверки по риск-ориентированному подходу

Возможность применения риск-ориентированного подхода закреплена постановлением Правительства от 17 августа 2016 года № 806.

Суть новых правил заключается в следующем:

  • при применении новых правил частота проверок должна быть снижена, то есть не один раз в 3 года, а реже;
  • для некоторых аптек плановые проверки перестали быть обязательными
  • установлена градация опасности деятельности тех или иных организаций в зависимости от того, какую деятельность они осуществляют;

Всего предусмотрено 6 классов опасности, для каждого из этих классов соответствующим положением о надзоре может быть предусмотрена либо проверка один раз 3 года, либо более редкие визиты контролирующих органов.

Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального надзора в сфере обращения лекарственных средств производится на основании постановления Правительства от 15 октября 2012 года № 1043, в которое в 2017 году были внесены изменения.

Росздравнадзор в рамках риск-ориентированной модели проверок разработал проверочные листы, или чек-листы.

Рассмотрим подробнее вопросы, которые возникают у сотрудников аптек к самим контрольным вопросам в журнале "Новая аптека".

Категории риска и их влияние на частоту проверок

Согласно новым правилам, осуществление деятельности по надзору дополнено критериями отнесения проверяемых объектов к категории риска, а также показателями риска, которые присваиваются аптекам, и которые торгуют лекарственными препаратами.

При осуществлении розничной торговли, например, лекарственными препаратами всего предусмотрено 4 категории риска для аптек:

  • значительный риск (аптека набрала более 28 баллов);
  • средний риск (аптека набрала 21-28 баллов);
  • умеренный риск (до 20 баллов);
  • низкий риск (не более 15 баллов).

Показатели баллов оцениваются по установленной таблице, это зависит от того, какими именно лекарственными препаратами торгует аптека и от многих других факторов, т.е. каждая аптека может оценить, к какому из показателей риска она будет отнесена.

Частота проверок по новому подходу определяется в соответствии с присвоенной группой риска. Например, для категорий значительного риска проверка может проводиться один раз в 3 года.

В отношении объектов надзора, который будут отнесены к категории низкого риска плановые проверки не должны проводиться вообще.

О проведении плановой проверки аптека уведомляется соответствующим контролирующим органом не менее чем за 3 рабочих дня до начала проверки.

Уведомление может происходить любым образом — по обычной почте, письменно, нарочным, по электронной почте.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Внеплановые проверки в аптеках

Наибольший интерес и наибольшую опасность для аптек, для защитников интересов проверяемых субъектов, имеют внеплановые проверки.

Они могут проводиться по различным основаниям, которые размещены в разных нормативных актах – в положении о лицензировании, в законе о проверках юридических лиц, в положении о Росздравнадзоре и т.д.

✪ Как отвечать на контрольные вопросы Росздравнадзора, используйте для работы чек-листы из журнала "Новая аптека".

Существуют общие основания для проведения выездных проверок, которые касаются соблюдения требований лицензии.

К таким основаниям относятся:

  1. Предписание об устранении нарушений истекло;
  2. Проверяющим поступил сигнал о нарушении в аптеке требований лицензии;
  3. Окончание срока приостановления лицензии;
  4. Ходатайство самой аптеки о досрочном визите для возобновления действия лицензии;
  5. Наличие приказа или распоряжения Росздравнадзора, изданного в рамках соответствующих распоряжений президента или правительства.

Например, это случай, когда проводятся плановые рейдовые мероприятия, как правило,они проводятся на основании распоряжения Росздравнадзора в рамках программ по контролю за качеством лекарств.

Другие основания для внеплановых проверок содержатся в ФЗ № 294 (ч. 2 ст. 10):

  • поступление сигнала о том, что в результате противоправных действий возможно причинение вреда жизни и здоровью;
  • реальное причинение вреда жизни, здоровью граждан;
  • нарушение прав потребителей.
Читайте также:  Почему не берут в армию с витилиго

В августе 2018 года добавилось еще одно основание для проведения внеплановой проверки, а именно — нарушение требований к маркировке товара. Правоприменительной практики по этому основанию проверки на данный момент нет.

Недействительность результатов проверки

Расскажем, как признать результаты проверки недействительными и не исполнять выданные предписания.

Очень часто обжаловать предписание необходимо отдельно от решения о привлечении к ответственности. Это нормальная ситуация и это происходит часто в разных судах в зависимости от правил подсудности и подведомственности.

Но, как правило признание результатов проверок недействительными является уже основанием для того, чтобы избежать привлечения к административной ответственности.

Основанием для признания проверок недействительными т.е. грубые нарушения предусмотрены ст. 20 ФЗ-294.

1. К грубым нарушениям относятся ситуации, когда плановая проверка проводилась без оснований, организация не была включена в план проверок, либо о ее начале проверяемое лицо не было уведомлено.

Пример из практики: суд признал предписание Росздравнадзора недействительным, так как проверяющий орган направил уведомление аптеке не на тот адрес, который был указан аптекой в качестве почтового в письменном обращении в Росздравнадзор.

Отправленное же по почте по юридическому адресу уведомление было получено уже после начала проверки и суд признал выданное предписание недействительным, как основанное на недопустимых доказательствах (постановление арбитражного суда Волгоградского округа от 16 апреля 2018 года).

Подборку наиболее частых ошибок в работе аптеки, которые рассмотрены как грубые нарушения, покажем в журнале "Новая аптека".

2. Привлечение к проверке не аккредитованных в установленном порядке экспертов и экспертных организаций также является грубым нарушением.

3. Отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки.

Например, на основании результатов проверки управление лицензирования фармдеятельности попыталось привлечь аптеку к административной ответственности, но суд отказал, поскольку основанием для проведения проверки послужила жалоба гражданина.

В жалобе были указаны ФИО, адрес места жительства, но вот того адреса, который был указан в этой жалобе в соответствующем муниципальном образовании не существовало.

Поэтому суд пришел к выводу, что установить лицо, которое обратилось с заявлением невозможно, а потому результаты проверки являются недействительными (постановление Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2012 года).

4. Грубым нарушением является также нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок малых предприятий.

Для малых предприятий максимальный срок не может превышать 50 часов в год, а для микропредприятий 15 часов в год.

Например, Росздравнадзор проводил проверку нескольких аптек, принадлежащих одной фирме. По итогам совокупный срок проведения проверки превысил 15 часов в год и суд признал результаты проверки недействительными (постановление 14 Арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2013 года).

5. Отсутствие распоряжения вышестоящего органа о проведении проверки.

Если распоряжения нет, то суды, как правило, признают такую проверку и предписания, выданные на ее основании действительными.

6. Истребование документов, не относящихся к проверке, либо непредставление акта проверки после проведения также будет являться основанием для признания результатов недействительным.

7. Последним грубым нарушением, которое может иметь значение, является участие при проведении проверки экспертов, которые состоят в трудовых или гражданских отношениях с проверяемым субъектом.

ТЕМА ПРОВЕРОК В АПТЕКАХ НИКОГДА НЕ СХОДИТ С ПОВЕСТКИ ДНЯ

Целоусов Дмитрий
Исполнительный директор ААУ «СоюзФарма»

Руководители разного уровня не только выступают с сообщениями на актуальные темы, но и не боятся непосредственной прямой дискуссии с участниками мероприятий. В ряде регионов распространена практика предварительного сбора вопросов от аптек — членов нашей Ассоциации для того, чтобы ответы были максимально полными и конкретными.

Кроме того, мы постоянно держим в поле зрения готовящиеся законодательные и подзаконные акты. Принимаем участие в их экспертной оценке как члены координационных и экспертных советов при исполнительных органах власти либо по собственной инициативе.

Сравнительно новый, но уже хорошо зарекомендовавший себя в нашей деятельности инструмент, — практика ОРВ (оценка регулирующего воздействия). Через ОПОРУ РОССИИ (членом которой является наша Ассоциация) мы уже проанализировали десятки нормативных актов, имеющих отношение к предпринимательской деятельности. Но мы отдаем себе отчет, что нормотворчество — очень трудоемкий и длительный процесс, в котором принимает участие множество заинтересованных лиц и ведомств, и то, что в итоге получается «на выходе», нас не всегда удовлетворяет.

Есть и положительные примеры. В частности, это Федеральный закон о дополнительных мерах по противодействию обороту недоброкачественных препаратов (№532-ФЗ от 31.12.14 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок»). И вместе с тем, до сих пор нет реализованных предложений: по нормированию численности аптек, регулированию доставки лекарственных препаратов и др.

Тема проверок в аптеках никогда не сходит с повестки дня. Именно поэтому юридическая служба Ассоциации уже не раз готовила для наших участников информационные справки и методические рекомендации, в которых содержались сведения:

  • какие организации имеют право проверять аптеки и что конкретно;
  • какие документы следует обязательно спрашивать у проверяющих;
  • как вести себя, т.к. у аптек есть не только обязанности, но и права, которые надо знать и отстаивать, и мн. др.

С учетом того, что в последние годы в фармацевтической отрасли активно развивается законотворческая и нормативная деятельность, на региональных конференциях Ассоциации представители регуляторов освещают произошедшие изменения, расширение полномочий Росздравнадзора, результаты проверок аптечных организаций.

Наиболее типичными нарушениями, выявляемыми Росздравнадзором, на сегодня являются:

  • отсутствие ряда препаратов из списка минимального ассортимента;
  • нарушения, касающиеся хранения лекарственных препаратов, БАД и медицинских изделий. Это несоответствие помещений для хранения лекарственных средств утвержденным нормам, нарушение температурного режима, отсутствие медицинских термометров в холодильном оборудовании, реализация препаратов с истекшим сроком годности, не выделенная карантинная зона и др.;
  • нарушение правил уничтожения лекарственных средств;
  • нарушение правил изготовления лекарственных средств;
  • нарушение правил реализации лекарственных средств и соблюдения установленных предельных размеров розничных надбавок;
  • отсутствие организации работы по выявлению незарегистрированных, несоответствующих установленным требованиям медицинских изделий, подлежащих изъятию из обращения, в соответствии с письмами Росздравнадзора с интернет–сайта Росздравнадзора;
  • отпуск лекарственных средств по неправильно оформленным рецептам.

Основные виды нарушений, обнаруживаемых Роспотребнадзором в сфере соблюдения санитарного законодательства, это:

  • нарушение требований к эксплуатации помещений (неудовлетворительное состояние производственных помещений, несоответствие параметров освещенности и микроклимата требованиям гигиенических нормативов);
  • нарушение требований Технических регламентов;
  • нарушение при хранении и реализации медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП);
  • нарушение условий хранения БАД;
  • отсутствие контроля над выполнением программ производственного контроля;
  • несвоевременное прохождение сотрудниками периодических медосмотров;
  • не обучение персонала аптечных организаций правилам использования, хранения, применения дезсредств;
  • нарушение правил обращения с отходами;
  • отсутствие оборудованного специального места для курения.

В сфере защиты прав потребителей Роспотребнадзор чаще всего выявляет:

  • неполное предоставление информации для покупателей при реализации отдельных товаров;
  • отсутствие на реализуемом товаре информации, содержащей сведения о номере и дате разрешения на применение изделия в медицинских целях;
  • необеспеченность наличия оформленных ценников на реализуемые изделия медицинского назначения;
  • отсутствие регистрации показателей термоиндикаторов для хранения лекарственных препаратов.
Читайте также:  Статья за недоверие при увольнении

Одна из функций Федеральной антимонопольной службы — контроль законодательства о рекламе. Недобросовестной является та реклама, которая:

  • содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами;
  • порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица (в т.ч. конкурента);
  • представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара;
  • является актом недобросовестной конкуренции.

ЧТО КАСАЕТСЯ ПРОКУРАТУРЫ…

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.92 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, при осуществлении возложенных на него функций, вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории коммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам;
  • проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.08 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее ФЗ-294) положения указанного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, в т.ч. и периодичность проведения проверок, не применяются к мероприятиям при осуществлении прокурорского надзора.

Вышеупомянутый Закон «О прокуратуре Российской Федерации» в должной мере не регламентирует вопросы периодичности, предмета и сроков прокурорской проверки. Как правило, все эти моменты определяются в ведомственном порядке (на основании распоряжения).

Таким образом, прокурор вправе провести проверку аптечной организации, не имея ни предписания, ни уведомления о проверке, без предупреждения руководителя или иных должностных лиц аптеки.

На конференциях Ассоциации представители прокуратуры не только озвучивали результаты плановых и внеплановых проверок аптечных организаций, но и подчеркивали, что прокуратура — это не только «карательный орган», как считают многие. Она является также и защитником интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Но при этом инициатива должна исходить от самих бизнесменов: им не стоит бояться обращаться с заявлениями в прокуратуру, если во время проверок были допущены нарушения.

Сотрудники прокуратуры при проверке не обязаны:

  • составлять акт, если нет замечаний;
  • делать запись в журнале проверок юридического лица, поскольку ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на них не распространяется.

В конце 2014 г. Ассоциация аптечных учреждений «СоюзФарма» предложила своим участникам новый проект — «ФАРМОПЕКА», одно из направлений которого непосредственно помогает аптекам должным образом подготовиться к проверкам надзорных органов.

Основу Программы составляет Фарминспекторат — дополнительный контроль некоммерческой организации над соблюдением аптеками лицензионных требований. Был разработан и комплект документов:

  • Стандарт инспектирования аптечной организации;
  • Положение об инспектировании;
  • Анкета «Аналитика ассортимента»;
  • Анкета «Оценка стандартов обслуживания покупателей»;
  • Акт проверки аптеки экспертом.

Провизор-информатор от Ассоциации выезжает в аптечную организацию и на месте осуществляет инспектирование по таким направлениям, как:

  • исполнение законодательных и нормативных требований к помещениям и оборудованию;
  • соблюдение режима приемки и хранения лекарственных средств;
  • соблюдение порядка отпуска лекарственных средств;
  • обеспечение качества лекарственных средств;
  • соблюдение прав потребителей;
  • соблюдение санитарно-эпидемиологического режима;
  • организация работы сотрудников.

Первый этап проекта «ФАРМОПЕКА» стартовал в январе 2015 г. в Московском регионе. По состоянию на сегодняшний день проанализирована работа 300 аптечных объектов Москвы и Московской области. С осени планируется распространение проекта на другие регионы присутствия нашей Ассоциации.

Вопрос: Прокуратурой города была проведена проверка аптечного пункта на наличие минимального ассортимента. В уведомлении прокурора города не было указано ни предмета проверки, ни сроков, ни лиц, присутствующих (понятых) при проверке. Опрос проводился у фармацевта, без привлечения должностного лица. Опрос проводился по МНН и фармацевт, растерявшись, не смогла ответить о наличии препаратов (неостигмин сульфат и рисперидон), т.к. они имелись в наличии под торговыми наименованиями (прозерин и рисперидон). Приходные документы на данные препараты были предоставлены на следующий день, однако они не были приняты во внимание. Дело было передано в арбитражный суд. Как правильно оформить письмо в арбитражный суд? («Нормативные акты и комментарии для фармации», 2010, n 4)

«Нормативные акты и комментарии для фармации», 2010, N 4
Вопрос: Прокуратурой города была проведена проверка аптечного пункта на наличие минимального ассортимента. В уведомлении прокурора города не было указано ни предмета проверки, ни сроков, ни лиц, присутствующих (понятых) при проверке. Опрос проводился у фармацевта, без привлечения должностного лица. Опрос проводился по МНН и фармацевт, растерявшись, не смогла ответить о наличии препаратов (неостигмин сульфат и рисперидон), т.к. они имелись в наличии под торговыми наименованиями (прозерин и рисперидон). Приходные документы на данные препараты были предоставлены на следующий день, однако они не были приняты во внимание. Дело было передано в арбитражный суд. Как правильно оформить письмо в арбитражный суд?
Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона РФ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2009) прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения коммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
При этом при осуществлении прокурорского надзора положения Федерального закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 27.12.2009) не применяются в соответствии с частью 3 статьи 1 указанного Закона.
Таким образом, оспорить сам факт проведения проверки наличия в аптеке минимального ассортимента работниками прокуратуры достаточно сложно. В то же время результаты проверки должны быть оформлены в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 29.7. КоАП РФ при рассмотрения дела об административном правонарушении судьей заслушиваются объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
Таким образом, аптека должна подготовить объяснение, составленное в произвольном виде, содержащее указанные в тексте вопроса факты, доказывающие отсутствие вины аптеки и ее должностных лиц, с приложением документов, подтверждающих наличие в аптеке на момент проверки лекарственных средств, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. Кроме того, в объяснении следует указать факты нарушения процессуальных норм при проведении проверки, если таковые имели место, например, отсутствие при проверке законного представителя аптеки и т.д.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
10.03.2010

Читайте также:  Как добавить новый код оквэд для ип

История одной проверки – урок каждому

Как ни странно, на одни грабли мы все наступаем дважды, а за свою неграмотность платим трижды. Хочется верить, что поучительная история поможет избежать ошибок другим.

Случилась это в прошлом году. Рассказывает директор ГП «Аптека 75» Надежда Оберемко:

«В аптеку в 10.00, без предупреждения, пришли проверяющие в составе трех человек.

Мой заместитель в одном из них узнал работника СЭС. Двое других показали удостоверения представителей прокуратуры и сказали, что у них плановая проверка по хранению наркотических лекарственных средств. Заместитель директора спросила про распоряжения о проверке, но они ей ответили, что плановые проверки проходят без распоряжений и попросили представить все документы по организации, в том числе лицензию, журналы учета наркотических средств, допуски лиц к наркотическим лекарственным средствам, приказы об ответственности по реализации, приему, хранению наркотических средств.

Затем они пошли осматривать комнату хранения наркотических средств, сигнализацию.

Осмотрев помещения, пересмотрев все упаковки, сосчитав их, они стали осматривать комнату и попросили представителя СЭС найти хоть какие-то замечания.
Она сунула ногу под стеллаж и вытащила частицы пыли, затем на стене увидела термометр, определяющий влажность воздуха и «определила», что он без воды, а это, по ее мнению, является серьезным нарушением санитарно-эпидемиологического режима.

В 11 часов в офис вынуждена была подъехать я, сорвав графики поставок лекарственных средств в лечебные учреждения города, которыми я занималась в это время.

Я сразу спросила проверяющих о распоряжении по поводу проведения проверки и попросила предъявить удостоверения.

В журнале проверок записала, что это плановая проверка по хранению наркотических средств, записала имена представителей прокуратуры и их должности. Старший помощник прокурора расписался в журнале. Затем мне дали стандартный бланк объяснений. Дали подписать протокол и акт проверки, которые были составлены

почему-то только от имени СЭС (Роспотребнадзора), в котором замечаний по хранению наркотиков не обнаружено, кроме «клуба пыли и несмоченного водой термометра – что явилось серьезным нарушением санитарно-эпидемиологического режима».

Уходя, они уведомили меня о том, что «за административным штрафом я должна подойти в прокуратуру через неделю в 16 часов». Когда я пришла в прокуратуру через неделю, то мне сказали, что я обязана заплатить штраф 300 МРОТ, на основании пункта 5 в моей лицензии, который нарушает аптека.

Я еще раз уточнила у представителя прокуратуры информацию о наличии распоряжения на проведение проверки, которое мне обещали показать при проведении проверки.

На что помощник прокурора ответил мне, что «они хоть каждый день могут приходить ко мне в аптеку в любое удобное им время и количестве, так как аптека является поднадзорным объектом».

Я в ответ сказала, что, если у нас спорные трактовки конституционных прав и обязанностей государственного органа и предпринимателя, то, пожалуй, Генеральная прокуратура сможет нам дать разъяснения по этому поводу, а также по поводу процедуры проведения совместных проверок и процедуры проведения проверок в принципе.

После этих слов он сказал, что административный штраф, либо судебное решение я смогу получить через три дня в 16.00. Я была очень удивлена, особенно тому, что судебное решение мне, оказывается, могут выдать без проведения суда и без моего участия в нем.

Я по служебным делам была занята и не смогла прийти в прокуратуру, в это же время представитель прокуратуры позвонил в аптеку и потребовал номер моего мобильного телефона у главного бухгалтера аптеки. Она дала мой номер телефона. Он позвонил мне по телефону и попросил меня прийти в прокуратуру, предварительно позвонив ему. Я ответила, что у меня нет времени, поэтому в ближайшее время я не смогу прийти в прокуратуру.

30 декабря 2005 года представитель прокуратуры последний раз позвонил в аптеку и уведомил моего заместителя о том, что директор должен срочно придти в прокуратуру.

Комментарий BISHELP: История забавна, но достаточно типична. Интересно, как «пострадавшая» отвечает на вопросы.

Вы были заранее информированы о проверке?

Почему ваш заместитель взял на себя право участия в проверке в ваше отсутствие?

Потому что меня не было в организации. Я была на распределении лекарств по лечебным учреждениям в других организациях и выполняла там работу предприятия

Ваш заместитель имеет полномочия по приему представителей государственных органов власти?

Почему вы допустили проверяющих, не имеющих полномочий для проведения проверки?

Их допустил мой заместитель. Потому что они пообещали, что потом предъявят распоряжение о проверке

Вас не удивило, что протокол и акт проверки составлялся от имени СЭС (Роспотребнадзора) без участия представителей прокуратуры, притом что, самостоятельная плановая проверка СЭС проводилась в вашей организации несколько месяцев назад?

Представители прокуратуры обещали дооформить все документы позднее.

1. Любая проверка должна проводиться на основании распоряжения руководителя проверяющей организации или его заместителя, а не удостоверений работников государственного органа власти.

2. В распоряжении на проведении проверки должны быть четко указаны:
— тема проверки,

— срок, время проведения проверки,

— должности и имена всех – и проверяющих и присутствующих, совместно с проверяющими, лиц.

3. Проверка должна проводиться в присутствии руководителя организации или лица его заменяющего, на основании доверенности или приказа руководителя проверяемой организации.

4. Если вы все-таки решили принять в своей организации проверяющих, не имеющих оснований для проверки, то в этом случае вам необходимо письменно зафиксировать отсутствие у проверяющих должностных лиц на момент проведения проверки полномочий на ее осуществление, сделав пометку в акте, протоколе и во всех документах, которые подписывает проверяемый.

В этом случае процедура проверки нарушена и впоследствии действия должностных лиц можно проверить на предмет законности в порядке прокурорского надзора, а также в суде или обратиться к Гаранту Конституционных прав предпринимателей – Президенту России.

Вся эта история в итоге закончилась благополучно для этой аптеки и для прокуратуры, благодаря последующим грамотным действиям руководителя аптеки, основанным на применении действующих законов и Конституции России, защищающих права организации.

В первых числах января 2006 года из прокуратуры в аптеку пришло письмо, в котором было сообщено о том, что нарушения, выявленные в ходе проверки, необходимо отразить в приказе по аптеке и о принятых мерах сообщить в прокуратуру. Руководитель аптеки отразила.

Все остальные фармацевтические предприятия, по которым были проведены в этот же период аналогичные проверки, заплатили административные штрафы в размере до 30000 рублей каждая в добровольном порядке, вероятно, кто-то в бюджет государства, а кто-то, как принято пока в России — в бюджет его представителей.

И напоследок: Когда законы не знаешь и не умеешь их применять, то они как бы не действуют.

Информационный партнер BISHELP — компания «».

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider
Adblock detector