Что проверяет рособрнадзор в школе

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕРКАХ

НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Требования законодательства РФ в сфере образования

Дошкольные образовательные учреждения

В нарушение принципов добровольности и свободы выбора целей осуществления благотворительной деятельности в Договорах Учреждения с родителями указано, что «родитель обязуется оказывать ДОУ посильную помощь в реализации уставных задач: охрана жизни ребенка, оздоровление, гигиеническое, культурно-нравственное, эстетическое, экологическое и трудовое воспитание, интеллектуальное и физическое развитие, коррекционная работа в условиях семьи и др.»

п. 1 ст. 4 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

Учреждением не переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с изменением наименования образовательного учреждения

ч.ч. 1, 10 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности »

Несоответствие локальных актов образовательного учреждения положениям Устава

ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »

Несоответствие содержания Устава требованиям законодательства

ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »

Отсутствие у образовательного учреждения официального сайта в сети «Интернет», либо отсутствие на официальном сайте информации, наличие которой в соответствии с законодательством обязательно

ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункты 3, 7 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582

В приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности в перечне образовательных программ отсутствуют фактически реализуемые программы.

Следовательно, Учреждение прав на реализацию вышеназванных образовательных программ не имеет

ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Учреждением не переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с изменением наименования образовательного учреждения

ч.ч. 1, 10 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности »

Нарушения порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов (в книгах учета и выдачи аттестатов внесены фамилии выпускников, получивших справки об обучении (не сдали ЕГЭ по русскому языку и (или) математике); подпись руководителя под списком выпускников, получивших аттестаты, не заверена печатью образовательного учреждения; не зафиксированы факты выдачи выпускникам 11 классов аттестатов об основном общем образовании и т.п.)

Порядок выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов, утв. приказом Минобрнауки РФ от 28.02.2011 № 224

В приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности в перечне образовательных программ отсутствуют фактически реализуемые программы.

Следовательно, Учреждение прав на реализацию вышеназванных образовательных программ не имеет

ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Образовательный процесс осуществляется не в соответствии с расписаниями уроков (занятий), утвержденных образовательным учреждением и согласованных с органом Роспотребнадзора

п. 2 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 41 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03.2001 № 196

Отсутствие у образовательного учреждения официального сайта в сети «Интернет», либо отсутствие на официальном сайте информации, наличие которой в соответствии с законодательством обязательно

ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункты 3, 7 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582

Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования

Отсутствие у образовательного учреждения официального сайта в сети «Интернет», либо отсутствие на официальном сайте информации, наличие которой в соответствии с законодательством обязательно

ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункты 3, 5, 7 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582

На официальном сайте Учреждения не размещены устав образовательного учреждения, лицензия на осуществление образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, основные профессиональные образовательные программы, реализуемые образовательным учреждением; документы, регламентирующие организацию образовательного процесса и работу приемной комиссии

п.14 Приказа Минобрнауки России от 22.03.2012 № 221 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения начального профессионального образования», п. 18 Приказа Минобрнауки России от 28.01.2013 № 50 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2013/14 учебный год»

В личных делах обучающихся отсутствуют документы, на основании которых осуществляется поступление в Учреждение

п. 26 Приказа Минобрнауки России от 28.01.2013 № 50 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2013/14 учебный год»,

Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования

Не в полном объеме или ненадлежащим образом реализуются полномочия органа местного самоуправления по вопросам организации образовательного процесса:

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;

организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях

Читайте также:  Социальные гарантии при сокращении

ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В книге учета и записи выданных аттестатов о среднем (полном) общем образовании не указаны даты получения аттестатов выпускниками

п. 7 Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 28.02.2011 № 224

В протоколе заседания педагогического совета от 22.06.2012 № 8 отсутствует решение о выдаче аттестатов об основном общем и среднем (полном) общем образовании

п. 4 Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 28.02.2011 № 224

В книге учета и записи выданных аттестатов об основном общем образовании сведения внесены общим списком, без разделения на классы

п. 8 Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 28.02.2011 № 224

КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЙ

Требования законодательства РФ в сфере образования

Образовательным учреждением не представлялись в лицензирующий орган необходимые документы для переоформления лицензии в связи с изменением наименования лицензиата, мест ведения образовательной деятельности

ч.ч. 1, 10 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности »

Отсутствие у образовательного учреждения официального сайта в сети «Интернет», либо отсутствие на официальном сайте информации, наличие которой в соответствии с законодательством обязательно

ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункты 3, 7 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582

Нарушения лицензионных требований и условий в части несоответствия образовательного ценза педагогических работников установленным законодательством требованиям

пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966

Отсутствие на момент проверки у педагогических работников справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования

ст. ст. 65, 331 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Нарушения правил оказания платных образовательных услуг (отсутствие в договоре на оказание платных образовательных услуг обязательных условий)

ч. 9 ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. пп. «д», «и», «о» п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ 15.08.2013 №706

Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность

Образовательным учреждением не представлялись в лицензирующий орган необходимые документы для переоформления лицензии в связи с изменением наименования лицензиата, мест ведения образовательной деятельности

ч.ч. 1, 10 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности »

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – программа) не соответствует структуре и содержанию, установленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а именно:

программа не структурирована в соответствии с разделами, предусмотренными федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;

в программе отсутствуют отдельные подразделы: «План внеурочной деятельности», «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни», «Программа коррекционной работы», «Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности»

п . 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.10.2009 № 373

В рабочих программах учителей-предметников отсутствуют разделы: «Описание материально технического обеспечения образовательного процесса», «Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся»

локальный акт образовательной организации «Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»

Процедура промежуточной аттестации обучающихся образовательной организации не регламентируется внутришкольными распорядительными документами

Образовательной организацией не создаются условия реализации прав педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности

В утверждаемый общеобразовательной организацией перечень учебников к использованию в образовательном процессе на текущий учебный год, не включаются учебники по учебным предметам «Музыка», «ИЗО», «Искусство», «МХК», «Физическая культура», «Технология»

Материально – техническое оснащение учебных кабинетов начального общего образования, «Физика», «Химия», «Биология» не соответствует нормативным требованиям

В образовательных организациях отсутствуют распорядительные (регламентирующие) документы, обеспечивающие исполнение полномочий в части обеспечения функционирования внутренней системы оценки качества образования

п. 13 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Не соблюдается Порядок выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов

Порядок выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 28.02.2011 № 224

Сайт образовательной организации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» не обеспечивает открытость и доступность информации

ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

Профессиональные образовательные организации

Основная образовательная программа среднего профессионального образования не включает в себя рабочие программы учебных предметов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы

Читайте также:  Работа в такси для граждан украины

Не обновляются ежегодно программы подготовки квалифицированных рабочих с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы

Требования федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

79 нормативных правовых актов Рособрнадзора – возможно ли в этом разобраться или хотя бы ориентироваться?

12 апреля был опубликован приказ № 461 Рособрнадзора «Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования».

Говоря кратко, ничего существенного вроде бы не произошло. Если существует государственный надзор в сфере образования, то, соответственно, должен быть и перечень документов, содержащих требования, которые оцениваются при проведении надзорных мероприятий, и этот перечень должен периодически актуализироваться, что, собственно, 12 апреля 2019 года в очередной раз случилось. Но тут есть несколько нюансов, на которых мы хотели бы заострить внимание.

Перечень, утвержденный приказом, содержит 4 федеральных закона, 5 постановлений правительства РФ и 70 нормативных правовых актов и документов федеральных органов исполнительной власти. В нем присутствуют как давно утвержденные и действующие документы, так и недавно появившиеся, в том числе приказы Минпросвещения и Рособрнадзора, утверждающие единое расписание и продолжительность проведения ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ по каждому предмету.

Следует отметить, что некоторые акты из утвержденного перечня относятся исключительно к сфере высшего образования, но даже если их исключить, директорам школ и их заместителям необходимо знать и применять на практике гигантский массив нормативных документов, разобраться с которым досконально под силу лишь юристу.

Тут важно понимать, что перечень – это только федеральное законодательство, а есть еще региональный и муниципальный уровни, а также документы, которые носят разовый характер: внезапные проверки, опросы, тесты, тематические уроки и пр.

Происходит это все в ситуации, когда директора школ в России – мы писали об этом ранее – не имеют, как правило, специальной подготовки. Результаты исследования TALIS показывают, что российские директора довольно редко проходят подготовку к работе до вступления в должность (6,5 % против 26,5 % в среднем по странам – участницам исследования).

Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая в январе этого года на Гайдаровском форуме, говорил о необходимости введения механизма усовершенствования законодательства для решения проблемы избыточных требований контрольно-надзорных органов к бизнесу. Но, к сожалению, сфера школьного образования осталась вне пределов внимания премьера, хотя, как мы видим, зарегулированность для нее так же характерна.

По мнению редакции ActivityEdu, задача Рособрнадзора, уполномоченного контролировать и надзирать, состоит не только в постоянном увеличении числа актов и документов, которыми должны руководствоваться образовательные организации, и даже не в банальном формировании их списка, а в первую очередь в стремлении донести до участников образовательного процесса простые и понятные правила функционирования системы, создании таких правил игры, которые позволят руководителям качественно выполнять свою работу.

«Регуляторная гильотина» необходима не только бизнесу: образование очень нуждается в унификации законодательства, уменьшении нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу. Кроме того, считаем, что в стране необходимо создавать систему, которая позволит обучать руководителей образовательных организаций, готовить их к вступлению в должность.

Все это позволит сделать наше образование понятнее и проще, даст возможность избежать ошибок, штрафов и наказаний, которые возникают из-за банального незнания, выведет директоров образовательных организаций из состояния постоянного стресса от нависшего дамоклова меча наказания, а также избавит Рособрнадзор от необходимости проведения множества проверок.

Замечания и рекомендации

по ведению школьной документации

по итогам проверки Обрнадзора РБ

Дополнение к п.14.Государственная (итоговая) аттестация

В решениях педсоветов, приказах школы даты о переводе обучающихся, о допуске к экзаменам, о вручении аттестатов не соответствуют срокам, указанным в приказах «О порядке окончания учебного года» МО РБ, РОО (например, в приказе МО РБ, РОО указано, что учебный год для первоклассников заканчивается 25 мая т. г., а приказом по школе они переводятся во второй класс 30 мая т. г.), т. е. эти приказы издаются или раньше, или позже.

Несоблюдение требований, предъявляемых к организации педсоветов – невыполнение в полном объеме возложенных на педсовет функций и задач; отсутствие в протоколах педсоветов конкретных решений по обсуждаемым вопросам; несоблюдение процедуры утверждения решений педсоветов. Педсоветы должны проводиться согласно утвержденному плану школы (подраздел «Педсоветы» в учебно-воспитательном плане). В протоколах обязательно указывается решение с указанием конкретных ответственных лиц и сроков. На основании решения издается приказ. На последующих заседаниях рассматривается вопрос о выполнении решений предыдущего педсовета. Необходимо запланировать рассмотрение вопросов по обобщению передового опыта, по организации учебной и воспитательной работы, по инновации и т. д. (согласно Положению о педсовете данной школы).

16. Протоколы педсоветов, общего собрания трудового коллектива, Совета ОУ, совещаний при директоре, совещаний при завуче, профсоюзного собрания и т. д. оформляются каждый в отдельной тетради. На титульном листе указывается индекс дела согласно номенклатуре дел, наименование, указывается начало ведения книги, окончание.

В ОУ выявлено нарушение п.12 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» в части разработки и принятия устава коллективом ОУ для внесения его на утверждение – отсутствие протокола общего собрания трудового коллектива по вопросу рассмотрения и принятия устава.

17. Локальные акты

— несоответствие «Положения о поощрениях, наградах и взысканиях учащихся», которое до сих пор существует в школах в неисправленном виде, пункту 6 ст.15 Закона РФ «Об образовании» — регламентация мер дисциплинарного взыскания, не предусмотренных законодательством в области образования в отношении несовершеннолетних обучающихся;

Читайте также:  Выписка из квартиры без присутствия

— несоответствие «Положения о порядке приема в профильные классы» статье 19 Закона РФ «Об образовании» в части соблюдения требования обязательности общего образования – регламентация конкурсного отбора в профильные классы;

— несоответствие содержания «Положения о специальных (коррекционных) классах с образовательной программой VII вида СОШ с.________» Типовому положению об общеобразовательном учреждении: пункту 30 – в части определения процедуры открытия специальных (коррекционных) классов; пункту 32 – в части определения нормативных сроков обучения на ступени начального общего образования;

— наличие в школах «Положения об аттестации и аккредитации ОУ» (по действующему законодательству аттестация школы не проводится, проводится гос. аккредитация).

Локальные акты (положения, инструкции и т. д.) должны быть приняты соответствующим органом самоуправления школы (педсовет, Совет ОУ, профсоюзный комитет, …) и утверждены директором базовой школы. Положения, регламентирующие деятельность ОУ, должны соответствовать действующему законодательству.

18.Работа с филиалами

Содержание существующего «Положения о филиале» не соответствует ст.33 Закона РФ «Об образовании» в части осуществления процедур «лицензирования, аттестации и аккредитации» ОУ, пункту 44 Типового положения об ОУ в части определения участников образовательного процесса.

Должностная инструкция учителя, работающего в филиале, должна быть персонифицированной. Должен быть приказ о возложении обязанностей заведующего филиала на этого учителя. Локальные акты (положения, инструкции и т. д.) должны быть одинаковыми в базовой школе и в его филиале.

19. Договоры с родителями

— несоответствие содержания договора с родителями (законными представителями) обучающихся пункту 6 ст.15 Закона РФ «Об образовании» — регламентация мер дисциплинарного взыскания, не предусмотренных законодательством в области образования в отношении несовершеннолетних;

— нарушение ст.50 Закона РФ «Об образовании» — привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия их родителей (законных представителей). После достижения 14 лет можно составить дополнительное соглашение к договору, составленному при поступлении в школу, по поводу привлечения к труду.

В договорах с родителями должны быть разделы: «Школа имеет право», «Школа обязана», «Родители имеют право», «Родители обязаны» (новую форму договора с включением этих разделов используйте для вновь принимаемых детей).

20. Повышение квалификации педработников

Нарушение подпункта 4 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» в части подбора, приема на работу и расстановки кадров, ответственности за уровень их квалификации – отсутствие планового подхода к организации работы по повышению уровня квалификации педагогических работников (отсутствие курсовой подготовки у некоторых педагогов), преподавание предмета учителем не по своей специальности без соответствующей курсовой подготовки.

В школе должен быть график прохождения курсов повышения квалификации учителей, согласно которому учителя через каждые 5 лет должны повышать квалификацию. Учителя, которые работают не по специальности, должны пройти курсы.

21. Расписание уроков, звонков должно быть составлено в соответствии с требованиями СанПиН. Продолжительность перемен в некоторых школах не соответствует требованиям СанПиНа.

22. Личные дела работников и обучающихся должны храниться отдельно. В школе должна быть копия личного дела директора. Личные дела в связи с переходом в другое ОУ выдавать только родителям (законным представителям) и только по их заявлению.

Копии заседаний ММО должны быть во всех школах, а не только в той школе, которая является опорной.

24. Годовой календарный график необходимо прошить, пронумеровать и скрепить печатью и подписью директора.

25. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля – привести в соответствие с ФЗ от 01.01.2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (утверждена новая форма).

Должен быть приказ о назначении ответственного лица за хранение прекурсоров, должен вестись журнал учета прихода и расхода прекурсоров.

27. Информационный стенд

Нарушение пункта 4 статьи 9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» в части соблюдения требований к содержанию информационного стенда для участников образовательного процесса (п.4 статьи 9: «в ОУ и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка).

28. Программа развития ОУ

Несоответствие содержания Программы развития ОУ содержанию муниципальной программы развития. Отсутствие аналитического обоснования программы, указания конкретных сроков исполнения мероприятий, ожидаемых результатов, отсутствие программы развития на последующий период (т. е. срок действия программы прошел, а новая не разработана).

Несоблюдение требований, предъявляемых к организации деятельности Совета учреждения – невыполнение в полном объеме возложенных на Совет учреждения функций и задач; отсутствие в протоколах Советов учреждения конкретных решений по обсуждаемым вопросам; несоблюдение процедуры утверждения решений Совета учреждения.

Рекомендации по подготовке к проверке:

1. Все документы (перечень дан в приказе Обрнадзора РБ от 01.01.2001г. №21) необходимо собрать в одном кабинете. Необходимое оборудование для работы комиссии: ксерокс, компьютер, принтер.

2. При проверке обращается внимание на состояние кабинетов и помещений повышенной опасности (кабинеты физики, химии, информатики, биологии, технологии, спортзала и т. д.), выполнение программы по общеобразовательным предметам.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider
Adblock detector