Что значит дорога общего пользования

«Живем в деревне, до ближайшего магазина три километра, до остановки общественного транспорта столько же, – обратился в редакцию «ДДД» читатель Василий Н. из Курского района. Хочу знать, когда дети смогут законно пользоваться транспортом с каким-нибудь двигателем, чтобы их хоть в магазин можно было отправить. Направляю вам актуальные вопросы. Надеюсь, что представители ГИБДД дадут на них подробные ответы в вашей рубрике «Автосалон».

– Какие мопеды/скутеры/мотоциклы подлежат обязательной регистрации в ГИБДД, с каким объемом двигателя – до 49, до 49,9 до 50 см/куб? С каким объемом двигателя сейчас транспорт является транспортным средством?

– Согласно Федеральному закону №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также Правилам дорожного движения РФ, «Транспортное средство» – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года №877, дает аналогичное определение понятию «Транспортное средство» – устройство на колесном ходу категорий L, M, N, О, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Категория L – это мототранспортные средства, М – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров, N – транспортные средства, используемые для перевозки грузов – автомобили грузовые и их шасси, категория О – прицепы (полуприцепы) к транспортным средствам.

Таким образом, исходя из анализа норм действующего законодательства понятие «транспортное средство» не связано со значением объема двигателя.

В то же время Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденные приказом МВД России от 24 ноября 2008 года №1001 (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 декабря 2008 г. №13051) устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в ГИБДД ММВД РФ автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автодорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.

– Сейчас появились скутеры и велосипеды с электродвигателями на аккумуляторах. Их скорость около 30 км/ч, запас хода на 25-30 километров, являются ли они транспортными средствами? Нужно ли их регистрировать в ГИБДД? Со скольки лет можно на них ездить? Нужно ли для этого водительское удостоверение и какой категории?

– Технический регламент относит указанные транспортные средства – мопеды, мотовелосипеды, мокики – к категории L1, куда также входят двухколесные транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся в случае наличия двигателя внутреннего сгорания – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, в случае наличия электродвигателя – номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Указанные транспортные средства регистрации в Госавтоинспекции не подлежат, для управления ими, согласно требованиям части 1 статьи 25 Федерального закона, необходимо водительское удостоверение категории «М» (мопеды и легкие квадрициклы) или подкатегории «В1» (трициклы и квадрициклы) в зависимости от типа транспортного средства.

Возрастные ограничения на управление указанными транспортными средствами установлены ПДД РФ – 16 лет.

Электровелосипед

– Со скольки лет сейчас и какой категории нужно получать водительское удостоверение для езды на мопеде/скутере/мотоцикле по дорогам общего пользования?

ПДД РФ: «Мопед» – это двух– или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Согласно требованиям части 1 статьи 25 Федерального закона, для управления мопедами и скутерами в РФ необходимо наличие специального права на управление транспортными средствами категории «М» (мопеды и квадрициклы) или подкатегории «В1» (трициклы и квадрициклы) в зависимости от типа транспортного средства.

ПДД РФ: «Мотоцикл» – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Для управления мотоциклом или мотороллером необходимо водительское удостоверение категории «А».

Для управления мотоциклом с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт, – подкатегория «A1».

Согласно требованиям части 2 статьи 26 Федерального закона, право на управление транспортными средствами предоставляется:

категории «M» и подкатегории «A1» – лицам, достигшим 16-летнего возраста;

категории «A» и подкатегории «B1» – лицам, достигшим 18-летнего возраста.

– Какие дороги не являются дорогами общего пользования? Например, асфальтированные улицы в частном секторе и переулки, где нет ни разметки, ни знаков – дороги общего пользования?

– Согласно положениям Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автодороги общего пользования и необщего пользования.

К автодорогам общего пользования относятся автодороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автодорогам необщего пользования относятся автодороги, находящиеся в собственности, владении или пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Перечни автодорог общего (необщего) пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В перечень автодорог общего (необщего) пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автодороги общего (необщего) пользования федерального значения и их участки. Перечень автодорог общего (необщего) пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

Таким образом, наличие либо отсутствие на автодороге дорожной разметки или дорожных знаков не является отличительной особенностью дороги общего пользования. Такая дорога в равной степени может быть как дорогой и общего, и необщего пользования. Например, перечень автодорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к ведению Курской области, определен постановлением администрации Курской области, а перечень дорог местного значения городского округа «Город Курск» – постановлением администрации Курска.

– В ПДД написано о езде по дорогам общего пользования, а по дорогам проселочным и другим необщего пользования можно ездить на мопеде без водительского удостоверения, со скольки лет и с каким объемом двигателя?

– В ПДД РФ не предусмотрено понятие «дорога общего пользования».

ПДД РФ: «Дорога» – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

«Механическое транспортное средство» – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

П. 2.1. ПДД РФ – Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам).

По смыслу приведенных норм ПДД в зависимости от вида мототранспортного средства его водитель обязан иметь и в случае необходимости передавать сотрудникам полиции только водительское удостоверение категории «М» либо любой иной категории или подкатегории (п. 7 ст. 25 Федерального закона) вне зависимости от категории дороги, по которой он перемещается. В данном случае обязательны к исполнению и иные пункты ПДД РФ, применимые к водителям указанной категории транспортных средств (гл. 24 ПДД РФ).

Читайте также:  В кассе не хватает денег что делать

Согласно требованиям части 2 статьи 26 Федерального закона, право на управление транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» предоставляется лицам, достигшим 16-летнего возраста.

– Какой мопед, скутер и с каким объемом двигателя можно приобрести ребенку до 14 лет, до 16 и до 18 лет, чтобы он мог, не нарушая правил, ездить без водительского удостоверения по частному сектору, проселочным дорогам, дорогам общего пользования?

– По смыслу ответов на поставленные выше вопросы Правилами дорожного движения РФ допускаются к управлению мопедами и скутерами граждане, достигшие 16-летнего возраста, при обязательном наличии водительского удостоверения соответствующей категории (подкатегории) вне зависимости от категории дороги, по которой они перемещаются.

Транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания 50 куб. см и менее или максимальной мощностью электродвигателя менее 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью менее 50 км/час регистрации в Госавтоинспекции не подлежат.

– Какие штрафы предусмотрены за несоблюдение всего вышеуказанного и в каких случаях? А то изменений в законах по езде на двухколесном транспорте столько, что голова кругом идет! И у кого не спросишь – сколько людей, столько и мнений.

– Действия водителя мопеда, скутера, находящегося за рулем без соответствующего водительского удостоверения, подпадают под санкцию статьи 12.7 КоАП РФ.

Статья 12.7 КоАП РФ. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей.

При совершении правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи, применяется задержание транспортного средства, помещение его на специализированную стоянку, а лицо, управляющее транспортным средством, подлежит отстранению от управления (ст. 27.12 и ст. 27.13 КоАП РФ).

Подготовил Иван ПРОХОРОВ

Вверх — Отзывы читателей (3) — Написать отзыв — Версия для печати

Саня
город: Курск

Сигвей и гироскутер это транспортные средства?
На них тоже права нужны категории м??
А то возьмешь в парке на прокат и на штраф в 5000 налитишь!

Сергей.

«Живем в деревне, до ближайшего магазина три километра, до остановки общественного транспорта столько же, – обратился в редакцию «ДДД» читатель Василий Н. из Курского района. Хочу знать, когда дети смогут законно пользоваться транспортом с каким-нибудь двигателем, чтобы их хоть в магазин можно было отправить.
По закону Никогда!
Хотя любая деревня это отдельное государство, где люди живут по своим правилам. Это было при СССР есть и сейчас. Движение почти нет, все что требуется от водилы не задавить соседскую курицу. Это главный закон деревни!
Наши из деревень прекрасно понимают что мотоцикл в деревне как лошадь только железная. На лошадь не надо прав! Это было тысячи лет!
Отличается только одним! Этот конь железный.
Но с лошадьми сейчас туго, проще купить мопед или мотоцикл. Ничем не отличается в понятиях деревни от лошади. Как на лошадях деревенские не катаются по трассам и не ездят в город. Так и на железных конях не собираются покидать район деревни.
Вот так и живут в деревнях!
Начинается игра в прятки с ГИБДД! Люди это прекрасно понимают, своего рода дополнительный адреналин. И как не пытаются докричаться чтобы их услышали, не слышат их. Ведь хочется жить спокойно в деревне, не боясь проскочить в магазин 3 км за хлебушком. Но ведь нет в деревнях общественного транспорта. Как в городе. Бить ноги в 3 км не всем хочется. Городские и 500 метров не ходят. Ездят на маршрутке.
В логике деревни, лошадь не подлежит регистрации, а тем более это лишние проблемы. Лошадь (железная) не для проблем с регистрацией и тому подобному. А проскочить за хлебушком, играя в прятки с ГИБДД.
Это будет всегда!
Пока наверху это не осмыслят и не сделают нужные поправки в законы. Но что то подсказывает ничего не изменится. Так будет и дальше игра в прятки, деревенских и ГИБДД.
Так живем и так будем жить дальше!
А деревенским хочется жить в согласии с ГИБДД, ведь если задавят соседскую курицу сами с соседом договорятся.
Вывод!
Пора осмыслить, что деревня это не город. Что нужно для безопасности в городе не нужно в деревне.
Осмыслят, прекратятся прятки и будет счастье для деревенских.
А на данный момент, прятки и гонки продолжаются, это было и будет вечно! Что приводит ненависти у деревенских к ГИБДД.

СЕРГЕЙ
e-mail: xxUbahbi4xx@yandex.ru

Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли — не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной,АДРЕС ДЛЯ ПОСЫЛОК ,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47,ПОСЫЛКУ МОЖНО ОТПРАВИТЬ ДЕЛОВЫМИ ЛИНИЯМИ,данные мои там забиты,связаться можно через соцсети СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КРАСНОВ. Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2012 г. N 01АП-4316/12 (ключевые темы: автомобильные дороги общего пользования — дорожная деятельность — рыночная стоимость — платные автомобильные дороги — движение автомобильного транспорта)

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2012 г. N 01АП-4316/12

31 октября 2012 г.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,

судей Казаковой Н.А., Родиной Т.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой Е.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгостальконструкция" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.06.2012 по делу N А79-4501/2012, принятое судьей Владимировой О.Е., по иску открытого акционерного общества "Волгостальконструкция", г.Чебоксары (ОГРН 1022101136364, ИНН 2128045633), к обществу с ограниченной ответственностью "ДЕВИН", г.Чебоксары (ОГРН 1022100985830, ИНН 2127308632), о взыскании 1 698 616 руб. 39 коп.

В судебном заседании принимали участие представители:

от заявителя — ОАО "Волгостальконструкция" — не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания (почтовое уведомление N 64058);

от ответчика — ООО "ДЕВИН" — не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания (возврат заказного письма с уведомлением N 63900).

Читайте также:  Льготный стаж для железнодорожников

Открытое акционерное общество "Волгостальконструкция" (далее — истец, ОАО "Волгостальконструкция") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ДЕВИН" (далее — ответчик, ООО "ДЕВИН") о взыскании 1 698 616 руб. 39 коп. неосновательного обогащения.

Решением от 25.06.2012 Арбитражный суд Чувашской Республики отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Волгостальконструкция" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании пунктов 1, 2, 3 части 1, части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование жалобы заявитель указал на неверное применение судом при рассмотрении спора по аналогии норм Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Считает, что применение норм об использовании частной автомобильной дороги необщего пользования на платной основе по аналогии норм об использовании частной автомобильной дороги общего пользования на платной основе противоречит законодательству Российской Федерации и судебной практике.

Не соглашаясь с выводами суда, истец отметил, что в период с 01.01.2009 по 11.12.2011 автодорога ОАО "Волгостальконструкция" находилась в незаконном пользовании ответчика, что нарушало права владения, пользования и распоряжения собственным имуществом, закрепленные в пункте 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 35 Конституции Российской Федерации.

Обращает внимание, что истцом до ответчика было доведено, что автомобильная дорога находится в частной собственности, на огороженной территории.

Стороны явку полномочных представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность принятого по делу определения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся материалам дела.

Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к следующим выводам.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.08.2009 серии 21АА N 670033 истец являлся собственником объекта недвижимости — автодороги, назначение: нежилое, общая площадь 11460кв.м, инв.N 20194, лит.XIII, по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, проезд Лапсарский, 11а, что подтверждается Основанием для регистрации права собственности послужили План приватизации государственного имущества Чувашской Республики, находящегося на балансе арендного предприятия фирмы "Волгостальконструкция", утвержденный распоряжением Министерства имущественных отношений Чувашской Республики от 25.04.2002 N 624-р; акт приема-передачи государственного имущества, вносимого Министерством имущественных отношений Чувашской Республики в качестве вклада в уставный капитал от 01.01.2003. (л.д.16).

ООО "ДЕВИН" обладает на праве собственности объектом недвижимости: производственный корпус — материальный склад: назначение — нежилое; площадь — 499,4кв.м, литеры — Ж, Ж1, этажность — 1, адрес: Чувашская Республика, г.Чебоксары, проезд Лапсарский, 11а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.11.2006 серии 21АА N 209585 (л.д.57).

Данный объект находится на огороженной территории, проехать к нему можно только по автодороге, принадлежавшей до 11.12.2011 истцу.

19.02.2008 ОАО "Волгостальконструкция" и ООО "ДЕВИН" заключен договор, по условиям которого последнему было предоставлено право пользования имуществом — дорогой общего пользования, находящейся на территории и балансе ОАО "Волгостальконструкция", для хозяйственных и иных нужд (л.д.12-13).

Срок действия указанного договора установлен сторонами в пункте 5.1: с 19.02.2008 по 01.01.2009.

Размер платы за пользование имуществом установлен в сумме 3700 рублей 41 копейки (пункт 1.2).

В связи с тем, что плата за использование автодорогой не вносилась ответчиком с 01.01.2009, истец обратился в суд с настоящим иском.

Истец основывает свои исковые требования на статьях 1102 , 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК).

В обоснование предъявленной к взысканию суммы истцом представлен отчет N 197, выполненный ООО "Оценка-гарант", определения рыночной стоимости пользования автодорогой, согласно которому рыночная стоимость пользования автодорогой за период с 01.01.2009 по 30.09.2011 составила 1 698 616 рублей 39 копеек.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

В соответствии с классификацией автомобильных дорог, определенной в статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

В пункте 1 статьи 28 указанного Закона предусмотрено, что пользователи автомобильных дорог вправе свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статьям 36 , 37 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ право предоставления автомобильной дороги или участка автомобильной дороги в пользование на платной основе допускается при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования.

Оценив материалы дела, суд пришел к выводу, что принадлежавшая истцу автодорога относится к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

Собственник частной автомобильной дороги необщего пользования вправе принять решение о ее использовании на платной основе, передать дорогу в возмездное пользование иным лицам и не допускать пользование дорогой без согласованного экономического возмещения иными лицами.

Вместе с тем суд оснований для удовлетворения иска не установил, исходя из следующего.

Законодательством порядок принятия решения об использовании частной автомобильной дороги необщего пользования на платной основе не урегулирован.

В связи с вышеизложенным суд применил по аналогии норм Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ о порядке принятия решения об использовании на платной основе автомобильной дороги общего пользования.

Руководствуясь положениями названного закона, суд счел, что дорога должна быть оборудована устройством, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц, и, кроме того, собственник автодороги обязан обеспечить пользователей платной автодорогой информацией о том (путем размещения вывески или иным способом), что дорога является именно частной автомобильной дорогой необщего пользования, кто является ее собственником, о платной основе использования дороги, об оказываемых услугах и их стоимости, о перечне услуг, входящих в стоимость проезда транспортных средств по такой автомобильной дороге, и о порядке оказания таких услуг.

По аналогии со статьей 36 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ

указанная информация должна быть доведена до возможных пользователей заранее до ограничения проезда, чтобы пользователи имели возможность решить, имеется ли для них необходимость в данных услугах или нет, и определить исходя из этого свои действия. В частности, в данном конкретном случае, ответчик мог принять меры для обустройства собственного выезда с огороженной территории либо требовать от собственника недвижимости установления сервитута, который в силу пункта 5 статьи 274 ГК РФ имеет возмездный характер.

Наличие изложенных условий из материалов дела не усматривается.

В договоре от 19.02.2008 между ОАО "Волгостальконструкция" и ООО "ДЕВИН" говорится о предоставлении права пользования имуществом — дорогой общего пользования.

В связи с чем, исходя из условий договора, ответчик мог предполагать, что дорога является дорогой общего пользования и ввиду отсутствия альтернативного проезда ответчик вправе свободно и бесплатно осуществлять проезд.

Кроме того, из обстоятельств дела не усматривается, что в спорный период автодорога как объект недвижимости была передана во владение и пользование ответчику, как это предусмотрено нормами об аренде, ответчик осуществлял проезд по автодороге наряду с другими пользователями.

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал верный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требования о возмещении рыночной стоимости пользования автодорогой, поскольку факт неосновательного сбережения ответчиком денежных средств за счет истца не подтвержден.

Читайте также:  Для чего пустые страницы в паспорте

Доводы апеллянта судом апелляционной инстанции отклонены как несостоятельные.

Применение судом по аналогии норм Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при разрешении настоящего спора является правильным ( статья 6 ГК РФ).

Остальные доводы судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции и не влекут отмену решения.

Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы — установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.

Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 176 , 258 , 268 , 269 , 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.06.2012 по делу N А79-4501/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгостальконструкция" — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (ч.2 ст. 5 Федерального закона). В свою очередь к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (ч. 3 ст. 5 Федерального закона).

Исходя из анализа общего определения автомобильной дороги и из определения автомобильной дороги общего пользования, можно сделать вывод, что к землям общего пользования относится земельный участок в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона, в зависимости от их значения автомобильные дороги общего пользования классифицируются на несколько видов.

Во-первых, автомобильные дороги федерального значения:

— соединяющие город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами субъектов РФ;

— включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

Помимо этого, к федеральным автомобильным дорогам общего пользования могут быть отнесены другие виды автомобильных дорог (ч. 6 ст. 5 Федерального закона):

— соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

— являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

— являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации — городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

Полный перечень таких дорог утверждается Правительством РФ[47]. Федеральные автомобильные дороги общего пользования находятся в федеральной собственности (ч. 2 ст. 6 Федерального закона).

Во-вторых, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения. Критерии их определения и полный перечень утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации[48]. При этом в перечень таких дорог не могут быть включены автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки. Дороги, относящиеся к данному виду, находятся в собственности субъектов Российской Федерации.

Автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения должны иметь наименования (ч. 1 ст. 8 Федерального закона).

В-третьих, автомобильные дороги местного значения. В соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

И наконец, закон допускает наличие частных автомобильных дорог общего пользования. К ним относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Данную норму можно назвать исключением из правила, установленного законом для земель общего пользования в границах полосы отвода частной автомобильной дороги: возможность нахождения в частной собственности. Вторым обязательным критерием является отсутствие устройств, ограничивающих проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Если автомобильная дорога не отвечает данному критерию, то она будет являться частной автомобильной дорогой необщего пользования.

Автомобильные дороги общего пользования местного значения и частные автомобильные дороги общего пользования могут иметь наименования, которые им присваиваются соответственно соответствующим органом местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или непосредственно собственником автомобильной дороги.

Помимо этого, закон (ч. 13 ст. 5 Федерального закона) подразделяет автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств на:

2) скоростные автомобильные дороги;

3) обычные автомобильные дороги.

Признаки автомагистрали перечислены в ч. 14 ст. 5 Федерального закона:

1) наличие на всей своей протяженности нескольких проезжих частей и центральной разделительной полосы, не предназначенной для дорожного движения;

2) она не пересекает на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки;

3) возможность доступа к ней только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров;

4) на проезжей части или проезжих частях автомагистрали запрещены остановки и стоянки транспортных средств;

5) оборудование специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Автомагистраль не предназначена для обслуживания прилегающих территорий и должна быть специально обозначена в качестве таковой.

К скоростным (ч. 16 ст. 5 Федерального закона) относятся автомобильные дороги:

1) доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки;

2) на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств;

3) оборудованные специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Остальные автомобильные дороги, не отвечающие перечисленным выше критериям автомагистрали и скоростной дороги, относятся к обычным дорогам (ч. 17 ст. 5 Федерального закона).

Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации[49] (ч. 18 ст. 5 Федерального закона).

Использование автомобильных дорог общего пользования осуществляется бесплатно. Однако закон (п. 1 ч. 1 ст. 36 Федерального закона) допускает использование их отдельных участков за плату на основании решения, принятого уполномоченным органом соответствующего уровня либо собственником автомобильной дороги (ч. 1.1, 2 ст. 36 Федерального закона).

Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами[50] (ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 18 Федерального закона).

Проблема автомобильных дорог в Российской Федерации, их качества является одной из важнейших. Недаром в народе бытует пословица, что дороги являются одной из серьезных «бед» России.

В связи с этим в целях повышения качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения и получения дополнительных финансовых ресурсов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Указом Президента РФ от 27.06.1998 №728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации» признано целесообразным создание и развитие сети платных автомобильных дорог.

В рамках реализации положений Указа Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 №973 были утверждены Временные правила определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств; от 19.01.2010 №18 — Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог. Однако на сегодняшний день проблема не была решена.

Дата добавления: 2015-08-31 ; Просмотров: 2084 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector