Эвакуация через соседнее помещение


Эвакуация людей, пути эвакуации и эвакуационные выходы. Основные определения и общие требования.

Эвакуация (п. 6.2 СНиП 21-01-97*) представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара. Эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом. Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы. Также в обиходе используются термины пожарная эвакуация, эвакуация здания.

Эвакуация людей при пожаре (ГОСТ 12.1.033-81*) вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара

Спасение (п. 6.3 СНиП 21-01-97*) представляет собой вынужденное перемещение людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально обученного персонала, в том числе с использованием спасательных средств, через эвакуационные и аварийные выходы.

Путь эвакуации – последовательность коммуникационных участков, ведущих от мест пребывания людей в безопасную зону. Такой путь должен быть защищен требуемым нормами комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных и инженерно-технических решений, а также организационных мероприятий.

Эвакуационный выход – выход на путь эвакуации ведущий в безопасную при пожаре зону и отвечающий требованиям безопасности.

Мероприятия, обеспечивающие защиту путей эвакуации.

Общие требования к эвакуационным путям и эвакуационным выходам по СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

Номера маршрутов

Описание маршрута эвакуации

из помещений первого наружу:

1

2

3

через вестибюль (фойе);

4

через лестничную клетку;

5

через коридор и вестибюль (фойе);

6

через коридор и лестничную клетку;

7

в соседнее помещение (кроме помещения категории А и Б), обеспеченное эвакуационными выходами

Рис. 1а. Эвакуационные выходы из помещений 1-го этажа

Номера маршрутов

Описание маршрута эвакуации

из помещений любого этажа, кроме первого:

1

непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

2

в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

3

в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

4

в соседнее помещение (кроме помещения категории А и Б), обеспеченное эвакуационными выходами

Рис. 1б. Эвакуационные выходы из помещений, расположенных на любых этажах, кроме 1-го.

Пути эвакуации в пределах помещения

Нормируемые параметры — расстояние от наиболее удаленной точки до выхода из зала, суммарная ширина выходов из залов (помещений), размещение на этажах здания и вместимость.

Для зрительных залов также нормируется число непрерывно установленных мест в ряду: при одностороннем выходе из ряда не более 26, при двустороннем — не более 50 (по п. 1.119 [2]).

В кинотеатрах пути эвакуации не допускается проектировать через помещения, в которых может находиться более 50 чел. Например, через помещение, в котором ожидают сеанса следующая группа зрителей, через кафе и т.п. (по п. 1.124 [2]).

В торговых залах ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть от 1,4 до 2,5м в зависимости от площади торгового зала (по п. 1.111 [2]).

В спортивно-зрелищных зданиях, нормируется количество человек на 1м ширины путей эвакуации с трибун открытых спортивных сооружений (п. 1.114 [2]), количество эвакуирующихся через каждый выход (люк) в крытых спортивных сооружениях (п. 1.116 [2]), а также ширина путей эвакуации на трибунах (п. 1.117 [2]).

Пути эвакуации в пределах этажа

Основными нормируемыми параметрами для коридоров является их ширина, протяженность путей движения и ширина выхода из коридора на лестничную клетку.

Как правило, протяженность поставлена в зависимость от расположения помещения — между лестничными клетками или в тупиковом коридоре или холле и определяется в зависимости от плотности людского потока, от степени огнестойкости и функционального назначения здания.

Анализ методологии нормирования процесса эвакуации людей показывает, что критерием для определения помещения с выходом в тупиковый коридор и помещения расположенного между лестничными клетками является количество направлений для эвакуации. Одно направление эвакуации из помещения – это «помещение с выходом в тупиковый коридор», два и более — «помещение, расположенное между лестничными клетками».

Нормируется также вместимость помещений, выходящих в тупиковый коридор, например, для общественных зданий от 80 до 125 человек [2, п. 1.109]

Ширина эвакуационных выходов из коридора на лестничную клетку, а также ширина лестничного марша лестницы поставлена в зависимость от с тепени огнестойкости здания, класса конструктивной пожарной опасности здания, объем и категория помещения.

При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную:

  • на половину ширины дверного полотна — при одностороннем расположении дверей;

на ширину дверного полотна — при двустороннем расположении дверей, рис. 2 (по п. 6.26* [1])

Рис. 2. Ширина пути эвакуации по коридору а), б) по нормам, при двух- и одностороннем открывании дверей; в) вероятный вариант, наблюдаемый в действительности.

Как показывают наблюдения и расчеты, наличие открытых дверей в некоторых случаях не влияет на процесс эвакуации людей, поэтому действительную ширину эвакуационного пути следует определять аналитически.

Пути эвакуации по лестницам и пандусам

На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки (по п. 6.28* [1]).

Нормируется ширина и уклон (рис. 3) лестничных клеток и пандусов.

Рис. 3. Иллюстрация к определению уклона вертикальных путей эвакуации:

Читайте также:  Пенсионеров переводят на карту мир

Уклон определяется соотношением H / L , например, если H =1,5м, L=3м, уклон лестницы составляет 1:2

Ширина проступи на лестнице должна быть как правило, не менее 25 см, а высота ступени — не более 22 см (по п. 6.30*[1]), рис. 4.

Рис. 4. Нормируемые значения габаритов ступеней

Нормируется число подъемов в одном марше. Например, для общественных зданий между площадками должно быть не менее 3 и не более 16 подъемов. В одномаршевых лестницах, а также в одном марше двух — и трехмаршевых лестниц в пределах первого этажа допускается не более 18 подъемов (по п. 1.90 [2]).

Действующие нормы требуют, что бы ширина площадки была не менее ширины лестничного марша, а ширина лестничного марша должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку (рис. 5): b л.п. b л.м., а b л.м b вх. лк. (по п. 1.96* [1]), т.к. в противном случае вероятно нарушения условия беспрепятственности движения.

Рис. 5. Ширина лестничного марша b л.м, ширина лестничной площадки b л.м и ширина входа в лестничную клетку b вх. лк.

Лестничные клетки должны иметь выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями, рис. 6 (по п. 6.34* [1]).

Рис. 6. Выход из лестничной клетки в вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями

Выходы из подвальных и цокольных этажей, являющиеся эвакуационными, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания. Допускается эвакуационные выходы из подвалов предусматривать через общие лестничные клетки с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, рис. 7.

Рис. 7. Выход из подвала предусмотрен через общую лестничную клетку с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки противопожарной перегородкой 1-го типа.

Наружные открытые лестницы для эвакуации допускается использовать в IV климатическом районе и в III Б климатическом подрайоне (кроме стационарных лечебных учреждений) (по п. 1.99 [1]). В остальных климатических районах допускается использовать указанные лестницы для эвакуации только со второго этажа зданий (кроме зданий школ и школ-интернатов, детских дошкольных учреждений и т.п.), и должны быть рассчитаны на число эвакуируемых в пределах от 30 до 70 чел (по п.1.100 [2]).

Внутренние открытые лестницы широко используются, например, в общественных зданиях. Однако, ввиду их повышенной пожарной опасности их применение ограничено и поставлено в зависимость от степени огнестойкости, назначения здания (в стационарах лечебных учреждений открытые лестницы в расчет эвакуации людей при пожаре не включаются). При использовании в здании внутренних открытых лестниц, нормами вводятся дополнительные требования к объемно-планировочным решениям здания: отделение помещений с такой лестницей от примыкающих к ней коридоров и других помещений противопожарными перегородками, устройстве автоматического пожаротушения во всем здании, ограничение численности внутренних открытых лестниц, дополнительные закрытые лестничные клетки, выход из которых предусмотрен непосредственно наружу.

1. СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

2. СНиП 2.08.02-89* "Общественные зданий и сооружения".

Часто в гибели людей на пожарах виноват не столько быстроразвивающийся пожар, сколько элементарная бесхозяйственность, халатность, даже очевидная безалаберность собственников, управленцев всех уровней и прочих лиц, ответственных за безопасное состояние помещений/зданий.

Ничем иным нельзя назвать закрытые на амбарные замки двери выходов из зданий, многочисленные перегородки, превращающие административные, офисные строения в подобие пчелиных сот; старая, но не сданная в утиль кабинетная мебель, сейфы, металлические шкафы, горы технической, бухгалтерской документации; загромождающих коридоры, тамбуры, холлы/фойе запасных выходов.

Хотя, любой адекватно мыслящий человек прекрасно понимает, что этим надежно создаются очевидные предпосылки для гибели людей чаще всего не от огня, а от удушливого, ядовитого дыма, в огромных количествах выделяющегося при горении даже небольшого количества пожарной загрузки здания – той же бумажной документации, деревянной мебели, штор, элементов отделки интерьера. Увы, чрезвычайно сложно воспитать в людях, наивно верящим не в правила/нормы безопасности, а в сакральное «авось ничего не случится», уважение к чужой, да и собственной судьбе.

Эвакуационный путь

Дорога жизни и пусть звучит такая фраза, на первый взгляд, излишне высокопарно; но, тем не менее весьма точно выражает суть. За этими словами неисчислимое количество людей, самостоятельно или с помощью членов семьи, друзей, соседей, сослуживцев, спасшихся от удушливого, смертельно опасного дыма пожара, высокой температуры и обжигающего пламени, зачастую на секунду разминувшиеся со смертью; вовремя покинув строения/объекты, в которых они находились на момент возникновения ЧП.

  • Такие пути в любых строениях, а также выходы из них обязаны обеспечить быстроту, безопасность эвакуации всех людей.
  • Важный момент: при их проектировании, расчете в учет не принимаются установленные/смонтированные, используемые установки/системы стационарного пожаротушения, первичные средства, какими бы инновационными они ни были; например, газовые АУПТ или хладоновые огнетушители.

Согласно СП 1.13130.2009, а также всех существующих государственных/ведомственных, отраслевых правил ПБ, при эксплуатации и содержании эвакуационных путей и выходов запрещается:

  • Прежде всего захламлять их чем бы то ни было – от любого оборудования до мусора/отходов.
  • Устанавливать дополнительные, не предусмотренные проектными решениями перегородки, двери, турникеты, замки и другие препятствия.

Требования просты, очевидны, понятны и в комментариях не нуждаются.

При приемке рабочей комиссией в эксплуатацию здания именно то, как соблюдены специалистами проектных, работниками субподрядных организаций нормы эвакуационных путей – всегда главное условие для сдачи объекта без замечаний, последующих доработок. Именно на них, а не на работоспособность установок/систем АПС, АУПТ, других инженерных систем здания обращает пристальное внимание представитель государственного пожарного надзора, руководствующийся НПБ 05-93, регламентирующим участие органов ГПН в работе комиссий по приемке в эксплуатацию объектов, в том числе об обязательном наличии не менее, чем двух самостоятельных эвакуационных выходов из каждой части, пожарного отсека здания, сооружения.

Скачать инструкцию по действиям персонала можно по указанной ниже ссылке

Обозначение

Обозначение эвакуационных путей и выходов

Важно: Cвод правил СП 1.13130.2009 устанавливает требования ПБ как к путям эвакуации внутри строений любого назначения, за исключением военного, изготовления/хранения взрывчатки, горных разработок, так и к выходам из них.

СП 113.13330.2016 "Стоянки автомобилей" пункт 5.1.21: «С каждого этажа пожарного отсека стоянок автомобилей (кроме механизированных стоянок автомобилей) должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу, в лестничные клетки или на лестницу 3-го типа.

Рампа, на которую предусматривается один из эвакуационных выходов, должна быть изолированной и выполненной с устройством тротуара шириной не менее 0,8 м и колесоотбойников.

Смежный пожарный отсек, в который предусматривается один из эвакуационных выходов, должен быть обеспечен двумя эвакуационными выходами непосредственно наружу, в лестничные клетки или на лестницу 3-го типа».

Эвакуационный выход через смежный пожарный отсек является одним из двух необходимых эвакуационных выходов непосредственно наружу или кроме него необходимо еще обустраивать еще два выхода?

1. До настоящего времени действуют обязательные положения пунктов СП 113.13330.2012 «СНиП 21-02-99* Актуализированная редакция. Стоянки автомобилей», касающиеся эвакуации, которыми и надо руководствоваться в работе, а именно пункт 5.1.21 (включён в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений») гласит:

«5.1.21 С каждого этажа пожарного отсека автостоянок (кроме механизированных автостоянок) должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу, в лестничные клетки или на лестницу 3-го типа.

Допускается один из эвакуационных выходов предусматривать на изолированную рампу. Проход по тротуарам пандусов на полуэтаж в лестничную клетку допускается считать эвакуационным.

Из каждого пожарного отсека на этаже следует предусматривать не менее 1 — 2 въездов-выездов на закрытую рампу или наружу. Один из указанных выездов (въездов) допускается предусматривать через смежный пожарный отсек».

2. Вышеуказанный пункт отражает требования пункта 9.4.3 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», который гласит:

«9.4.3 С каждого этажа пожарного отсека автостоянок (кроме механизированных) должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу, на лестничные клетки или на лестницу 3-го типа. Допускается один из эвакуационных выходов предусматривать на изолированную рампу с уклоном не более 1:6. Проход по тротуарам в пандусах на полуэтаж лестничной клетки допускается считать эвакуационным. Изолированные рампы, используемые для эвакуации, не должны включать участки прохода через помещения для хранения автомобилей.

Эвакуационные выходы из служебных помещений для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), помещений технического назначения (для инженерного оборудования), санитарных узлов, помещения кладовой для багажа клиентов, помещений для инвалидов, а также общественных телефонов допускается предусматривать через помещения для хранения автомобилей. Кладовую для багажа клиентов допускается размещать только на первом (посадочном) этаже автостоянки. Допустимое расстояние от наиболее удаленного места хранения до ближайшего эвакуационного выхода следует принимать согласно таблице 33:

Расстояние до ближайшего эвакуационного выхода, м, при расположении места хранения

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector