Определение цены и условий закупок

На рынке государственных закупок одним из важнейших понятий является начальная (максимальная) цена контракта, или НМЦК. Это предельная стоимость контракта, выше которой заказчик заключить контракт с потенциальным исполнителем госзаказа не сможет.

Что такое начальная (максимальная) цена контракта?

Определение НМЦК производится в процессе подготовки плана-графика закупки и при формировании документации о закупках. Это предельная цена, которая фигурирует в извещении о проведении госзакупки, в документации по контракту и в приглашении принять участие в закрытой закупке.

Правила определения НМЦК устанавливаются в ФЗ-44 ч. 1 ст. 22. В государственных закупках достаточно важно корректно определить максимальную цену контракта. Без этого возможен срыв закупки или наступление иных неблагоприятных последствий.

Так, если рассчитанная НМЦК будет сильно занижена, то закупка может не состояться. Ведь далеко не каждый поставщик согласиться работать себе в убыток на невыгодных условиях. Также у заказчика достаточно высока вероятность подписания контракта с недобросовестным подрядчиком, который вовсе не выполнит условия договора или сэкономит на качестве выполняемых работ и услуг.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Если же НМЦК получилась сильно завышенной, то в числе возможных неблагоприятных последствий можно выделить неэффективное расходование бюджетных средств. Хотя в ходе торгов есть вероятность снижения цены контракта до среднерыночной.

От начальной стоимости во многом зависит порядок проведения закупки и действующие ограничения. Так, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ более 500 тыс. р., то заказчик не вправе проводить запрос котировок.

От цены закупки зависит и срок размещения сведений о проведении закупок.

Способ проведения закупки НМЦК Сроки размещения
Открытый конкурс Независимо от суммы В пределах 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к торгам
Электронный аукцион Более 3 млн. р. Как минимум за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок
Менее 3 млн. р. Как минимум за 7 рабочих дней
Запрос котировок Свыше 250 тыс. р. Минимум за 7 рабочих дней
Менее 250 тыс. р. Минимум 4 рабочих дня
Запрос предложений Независимо от суммы Как минимум за 5 дней до запроса

Методы определения начальной максимальной цены

Правила определения и обоснования НМЦК приведены в 44-ФЗ и Методических рекомендациях Минфина по применению методов определения начальной (максимальной) цены.

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ-44, НМЦК по контракту, заключаемому с единственным поставщиком, определяется заказчиком с использованием одного или нескольких методов:

  • метод сопоставимых рыночных цен (или метод анализа рынка);
  • затратный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • тарифный метод;
  • нормативный метод.

Этот перечень методов не является исчерпывающим, при необходимости заказчик может использовать иные методы, но он должен обосновать невозможность применения вышеперечисленных методик.

Идентичные товары по ч. 13 ст. 22 ФЗ-44 имеют одинаковые характерные признаки: в частности, качественные, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики. Под идентичными работами понимаются работы, которые были произведены с использованием одинаковых методик, подходов и технологий.

Однородные товары, по ч. 14 ст. 22 – это те, которые выполняют одни и те же функции и являются коммерчески взаимозаменяемыми. Однородные работы – коммерчески или функционально заменяемые работы или услуги.

В процессе определения идентичности или однородности товаров или услуг учитываются:

  • страна происхождения товара;
  • производитель товара;
  • характеристика и репутация компании на рынке (применяется в отношении оказываемых услуг);
  • качество товара;
  • взаимозаменяемость товаров;
  • вид и объем товаров.

При этом небольшие отличия во внешнем виде товаров могут не учитываться. В процессе применения метода сопоставимых цен используются:

  • коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом разницы в характеристиках товаров (индексы для пересчета определяются экспертными методами);
  • общедоступные сведения о рыночных расценках;
  • информация от размещения запросов в ЕИС.

В процессе использования метода сопоставимых цен заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Изучить рынок для определения товаров или услуг, которые наиболее полно соответствуют предполагаемому к закупке товару.
  2. Выявить идентичные объекту закупки товары и услуги.
  3. Направить потенциальным поставщикам запросы о предоставлении ценовой информации.
  4. Разместить запрос цен в ЕИС.
  5. Найти цены на товары в реестре заключенных контрактов.
  6. Проанализировать полученную ценовую информацию.
  7. Подобрать документы, которые содержат все сведения для определения НМЦК.
  8. Удостовериться в однородности ценовых сведений.

Применение проектно-сметного метода имеет ограниченный диапазон практического использования. Он может применяться, если предполагается заказ строительных и ремонтных работ (реконструкции, капитальный ремонт, сохранение культурных объектов, текущий ремонт зданий и сооружений и пр.). Он используется с учетом строительных нормативов, государственных сметных норм и пр.

Читайте также:  Агент по аренде недвижимости отзывы

При использовании проектно-сметного метода используют:

  • проектную документацию;
  • сведения о ценах с использованием дефляторов по экономической деятельности;
  • положение о проведении проверки для определения сметной стоимости объектов капстроительства;
  • информацию об объемах вложений на реализацию инвестпроектов.

Нормативный метод предполагает расчет НМЦК на основании требований к предмету закупки по ст. 19 44-ФЗ, если они предполагают установку предельных цен. При применении данного метода берется информация из ЕИС.

Тарифный метод применяется, если цены закупаемых товаров и услуг подлежат госрегулированию либо устанавливаются нормативно-правовыми актами.

Затратный метод предполагает определение НМЦК как суммарные произведенные затраты с учетом суммы обычной для анализируемой сферы прибыли.

Сведения о прибыли получаются на основании анализа заключенных контрактов в ЕИС или при анализе иных доступных источников информации: например, результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Последовательность и порядок действий при расчете и обосновании НМЦК

Под обоснованием НМЦК понимается расчет стоимости с приложением комплекта подтверждающих документов, на основании которых выполнен расчет. При этом, сведений о поставщиках (подрядчиках), которые предоставили необходимую документацию и сведения заказчику, обоснование содержать не должно.

Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций заказчик должен придерживаться следующего алгоритма обоснования стоимости:

  1. Определение потребности в определенном товаре или услуге.
  2. Установление перечня требований к определенным товарам или услугам, которые предполагается закупить.
  3. Провести исследование рынка через изучение общедоступных источников.
  4. Описать объект закупки с учетом требований 44-ФЗ.
  5. Определить метод расчета НМЦК.
  6. Использовать один из указанных методов или комплекс методов.
  7. Сформировать обоснование НМЦК в рекомендованной форме.

Изменение цены контракта на 10% по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ, регулирующий процедуры госзакупки, допускает увеличение цены контракта при соблюдении определенных условий. Внесению изменений в действующий контракт посвящена ст. 95 ФЗ о контрактной системе. Здесь сказано о том, что стороны не вправе изменять существенные условия договора (к которым относится цена) в одностороннем порядке. Для изменения стоимости контракта заказчику и исполнителю стоит предварительно достигнуть договоренности.

В перечне возможных причин для уменьшения цены контракта также значатся такие причины:

  • выполнить договор по прайсу невозможно, так как он превышает размер, установленный Правительством;
  • изменились регулируемые тарифы;
  • уменьшился размер бюджетного финансирования;
  • изменился перечень услуг для заказчика.

Так, при изменении стоимости должны соразмерно увеличиваться объем поставляемого товара или оказанной услуги.

Стоимость контракта может быть увеличена не более, чем на 10% от начальной стоимости по контракту. Заказчик может заключить допсоглашение с подрядчиком на увеличение цены контракта только при необходимости увеличения объема предусмотренных договором работ. Если заказчик решил выполнить дополнительные работы по договору, которые первоначально не были прописаны в контракте, то ему необходимо проводить новую закупку.

Воспользоваться своим правом на увеличение цены контракта на 10% в данном случае не допускается. При этом при стоимости дополнительных работ менее 100 тыс. р. разрешается оформить закупку у единственного поставщика.

При условии выделения дополнительного финансирования из бюджета, которое бы покрыло увеличивающийся объем поставок более чем на 10%, заказчик и исполнитель должны заключить новый контракт.

Таким образом, НМЦК представляет собой предельную стоимость, выше которой не может быть заключен контракт с будущим поставщиком. Правильное определение НМЦК имеет предельно важное значение для проведения успешной закупки. При расчете НМЦК может использоваться один из следующих методов: рыночных цен, нормативный, тарифный, проектно-сметный или затратный. Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменять цену контракта, для этого требуется согласовать это с подрядчиком или поставщиком. При необходимости изменить цену более чем на 10% придется заключать новый контракт, в рамках действующего повышать или понижать цену можно только в пределах 10%.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

НМЦ — это максимальная сумма, которую заказчик готов потратить на закупку. Ее устанавливает и обосновывает сам заказчик. В статье мы рассмотрим не только методы определения НМЦ, но и что делать, если цена контракта завышена или занижена.

Определить НМЦ заказчик должен уже в плане-графике закупок. Если к моменту публикации цена закупки корректируется, изменения вносят и в план-график.

Обосновать нужно и цену конкурентных закупок, и закупок у единственного поставщика. В ст. 22 44-ФЗ описано несколько методов определения НМЦ:

  1. Метод анализа рынка,
  2. Нормативный метод,
  3. Тарифный метод,
  4. Проектно-сметный метод,
  5. Затратный метод.

Посмотрим на них внимательнее.

Метод анализа рынка для расчета НМЦ

Это приоритетный метод. Заказчик должен применять его всегда, если 44-ФЗ не предусматривает другое. Заказчик сопоставляет цены на аналогичные товары или услуги, а если таких нет, то на однородные. Для расчета НМЦ методом анализа рынка заказчик может:

  • Использовать информацию из интернета,
  • Запрашивать цены в ЕИС,
  • У потенциальных поставщиков.​

Нужно отправить не меньше пяти запросов, а для расчета использовать не менее трех ценовых предложений, чтобы определить НМЦ аналогичной закупки.

Если заключать контракт с единственным поставщиком, необязательно придерживаться уровня средней цены, определенного методом анализа рынка. Можно заключить контракт по меньшей из предложенных цен.

Читайте также:  Право первой очереди на наследство

Пример обоснования НМЦ договора на оптовую поставку нефтепродуктов методом анализа рынка

Поставщик Цена (руб. за тонну) Кол-во тонн Источник получения информации
1 Поставщик 1 45000,00 65,9 Коммерческое предложение от 24.08.2016
2 Поставщик 2 45500,00 65,9 Коммерческое предложение от 24.08.2016
3 Поставщик 3 46000,00 65,9 Коммерческое предложение от 24.08.2016

Средняя цена за тонну бензина — 45 000 руб., значит НМЦ всей закупки — 2 млн. 998 тыс. 450 руб.

Нормативный метод определение НМЦ

Есть отдельные виды товаров, закупки которых нормированы (например, канцелярия, мебель, расходные медицинские материалы). Заказчик закупает их по предельным ценам. Постановления, в которых есть нормы затрат на разную продукцию для тех или иных организаций, размещаются в ЕИС. Нормативный метод можно применять вместе с методом анализа рынка, но полученная НМЦ не должна превышать цены, установленной в нормативе.

Тарифный метод расчета НМЦ

Заказчик применяет его, если цену товара регулирует государство или муниципальный орган. В этом случае НМЦ определяют по тарифам, утвержденным в постановлениях, приказах и т.д. В обосновании НМЦ заказчик ссылается на регулирующий документ.

Проектно-сметный метод расчета НМЦ

Используется при расчете цен на:

  • Строительство и реконструкцию зданий,
  • Капитальный ремонт и обычный ремонт помещений,
  • Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, кроме научно-методического руководства, технического и авторского надзора.

Затратный метод определение НМЦ

Когда нужно уточнить сумму, полученную одним из перечисленных методов, или другие способы не подходят, заказчики применяют затратный метод расчета НМЦ. Для этого перечисляют и суммируют все возможные затраты на выполнение работ или услуг, например:

  • Затраты на производство или приобретение,
  • Реализацию, транспортировку, хранение,
  • Страхование и другие затраты.

Информацию об обычной прибыли для определенной сферы деятельности заказчик может взять из контрактов, размещенных в ЕИС или других источниках.

Вот пример расчета НМЦ затратным методом из закупки на переподготовку медперсонала:

Наименование статьи расходов Сумма, руб.
Оплата труда 14412,72
Заработная плата, в том числе: 11270, 50
— заработная плата ППС 7889,35
— заработная плата АУП 3361,15
Прочие выплаты 211,89
Начисления на выплаты по оплате труда 2930,33
Оплата работ или услуг 5231,77
Услуги связи 67,62
Транспортные услуги 705,53
Коммунальные услуги 142,01
Работы или услуги по содержанию имущества 2211,27
Прочие работы, услуги 2105,33
Прочие расходы 193,85
Поступление нефинансовых активов 2702,67
Увеличение стоимости основных средств 2098,57
Увеличение стоимости материальных запасов 604,10
ИТОГО 22541,00

Можно использовать и другие методы, обосновав, почему нельзя использовать стандартный. Рекомендации по обоснованию и применению других методов может устанавливать правительство РФ в своих постановлениях.

Например, в этой закупке заказчику не удалось найти пять поставщиков, чтобы отправить им запросы. Он обосновал, почему не может применить метод анализа рынка, и рассчитывает НМЦ по трем запросам.

Что делать, если предложенная НМЦ выше или ниже рыночной?

Если НМЦ определена корректно, то к закупке не будет вопросов от контролирующих органов. Она состоится, а участвовать в такой закупке выгодно для участников. Если НМЦ занижена или завышена, возникают спорные ситуации.

Если цена занижена

Есть два варианта:

  • Проигнорировать такую закупку. Скорее всего, она не состоится, потому что не будет участников. Заказчик может занизить НМЦ, если использовал старые цены или не учел инфляцию.
  • Поучаствовать. Конкурентов будет немного, но можно сделать ставку не на заработок, а на репутацию. Качественно выполненные контракты — плюс в карму при участии в других конкурсах.

Если цена не соответствует рынку, можно подать запрос разъяснений или обжаловать в ФАС.

Например, в сентябре 2016 ГБПОУ «Воробьевы горы» закупало почти 50 000 воздушных шаров шести наименований. За самые простые из них (латекс, 9 дюймов, ассорти) методом анализа рынка заказчик установил НМЦ 2,66 руб. за штуку. В цену входит доставка партии шаров по запросу и работа оформителя.

Один из поставщиков подал запрос разъяснений. Он посчитал, что заявленная цена ниже оптовой в полтора раза и «взята с потолка». Заказчик ответил, что цена основана на анализе рынка и он имеет право не раскрывать поставщиков.

Мы провели собственный экспресс-анализ рынка, запросив у московских и екатеринбургских поставщиков цену на 2 000 шаров). Но без работы оформителя.

Поставщик № 1 (Москва) — 2, 82 руб. за воздушный шар

Поставщик № 2 (Москва) — 2,42 руб. за воздушный шар

Поставщик № 3 (Москва) — 3,45 руб. за воздушный шар

Видно, что поставщик прав. Указанная заказчиком цена занижена, потому что поставщики предлагают сопоставимую цену только за шары с единовременной поставкой всей партии, без оформления.

Эта закупка все равно состоялась. Общая цена на все позиции снизилась на 23%. Видимо, победитель будет экономить на других видах шаров.

Что, если заказчик завысил НМЦ?

Такая закупка привлечет большое количества участников, которые снизят установленную цену до среднерыночной. Но при этом на закупку может обратить внимание контролирующий орган. Если заказчик не обоснует цену перед ФАС, ему придется объявить новую закупку с корректной ценой.

Читайте также:  Прописка в петрозаводске за деньги

Если в результате торгов НМЦ снизилась на 25% и больше

Если НМЦ больше 15 млн. рублей, а участник снизил ее на 25% и ниже, обеспечение контракта будет в 1,5 раза больше, чем предусмотрено контрактом.

Если НМЦ — 15 млн рублей или меньше, а участник закупки предложил цену ниже на 25%, он может предоставить на выбор:

  • Увеличенное в 1,5 раза обеспечение контракта,
  • Сведения, подтверждающие добросовестность участника (например, несколько контрактов, исполненных без штрафов и пеней).

В следующей статье мы подробнее расскажем про антидемпинговые меры в госзакупках и как подтвердить свою добросовестность.

Организация процесса закупок имеет определенные этапы:

— определение потребности в материальных ресурсах;

— определение нужных характеристик и количества товаров и услуг;

— анализ и определение возможных источников снабжения;

— определение цены и условий закупок;

— подготовка и размещение заказа на закупку;

— контроль выполнения заказа и (или) экспедирование;

— получение и проверка товаров;

— обработка счета и оплата.

— учет поступлений материальных ресурсов.

Любая закупка начинается с определения общей потребности предприятия и индивидуальных потребностей каждого его подразде­ления в материальных ресурсах. Имея такую информацию, можно получить материальные ресурсы со склада либо путем перемещения избытка товаров из другого подразделения, либо покупая новые то­вары.

Кроме того, необходимо иметь точное описание потребности, артикула товара или услуги, которые запрашиваются. Для этого в отделе закупок ведется, список (каталог) постоянно закупаемых пред­метов, что способствует ведению правильного бухгалтерского учета и процедуре хранения их на складе.

Выбор поставщика составляет важную часть функции закупок и включает поиск источников снабжения и оценку возможности своев­ременной поставки и предоставления необходимых услуг до и после продажи. Среди основных сведений, которые могут храниться как в электронном виде, так и в книгах учета, в отделе закупок должна быть информация о действующих контрактах с поставщиками в со­ответствии с которыми размещаются заказы, товарная классификация закупленных изделий, реестр поставщиков. Анализ и выбор поставщика, являющиеся вопросами субъективной оценки, ведут к раз­мещению заказа. Большинство предприятий применяют простую фор­му оценки предложений при их анализе, но универсальной практики в этом не существует. Многие заказы размещаются в результате тен­дера, например, после ознакомления с прайс-листом или в ходе пере­говоров.

Размещение заказов, удовлетворяющее потребности логистичес­кой системы, непосредственно влияет на эффективность всего про­цесса логистики, так как заказ определяет мощность материальных потоков и особенности их формирования, возможные методы и пути продвижения по логистическим цепям. Размещение заказа на закуп­ку включает заполнение формы заказа, если в качестве альтернативы не используется соглашение поставщиком на продажу товара или поставка товара на основании общего заказа. Важным требованием любой формы заказа на закупку должно быть наличие серийного номера, даты заполнения, названия и адреса поставщиков, количе­ства и описания заказанных товаров, требуемой даты доставки, ука­заний по отгрузке, условий оплаты.

После того, как заказ на закупку отправлен поставщику, покупа­тель может контролировать ход его выполнения и (или) ускорять выполнение заказа. Эти функции возложены на отдел контроля экс­педирования. Функция контроля выполнения заказа — стандартная функция, контролирующая способность поставщика выполнять свои обязательства по срокам доставки. Экспедирование заказа это своего рода давление на поставщика с тем, чтобы он выполнял свои обяза­тельства по доставке товара, доставлял его с опережением графика или ускорил доставку в случае отставания от графика. В качестве стимула может применяться угроза аннулирования заказа или пре­кращения деловых отношений в будущем, если поставщик не может выполнить условия соглашения.

Важный этап — оприходование (получение) материальных ресурсов и готовой продукции. Основными целями функции получе­ния и контроля материальных ресурсов являются: гарантия получения заказа; проверка качества; подтверждение получения заказанного количества материальных ресурсов; отправка их далее к месту назначения (на склад, ОТК и т. д.); регистрация необходимой документации на получение материальных ресурсов. Порядок приемки товаров по количеству и качеству определяется Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. №1290.

Счет на оплату налагает обязательства на покупателя, обычно выписывается в двух экземплярах и включает номер заказа, стоимость изделия, общую сумму к оплате по каждому виду.

После получения заказа необходимо ввести новые сведения в учет отдела закупок. Эта операция включает в себя ведение файлов документов, которые относятся к заказу и необходимы отделу заку­пок:

— журнал заказов на закупку, в котором ведется учет всех зака­зов по номерам и отображается статус каждого заказа — выполнен или не выполнен;

— реестр заказов на закупку, содержащий копии всех заказов на закупку;

— товарный реестр, показывающий все закупки каждого основ­ного вида товара или изделия (дату, поставщика, количество, цену, номер заказа на закупку).

— реестр с историей поставщика, отображающий все закупки.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector