Содержание
- 1 Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 февраля 2018 г. № 7252-ЕС/04 О составе счётной комиссии собрания собственников помещений в многоквартирном доме
- 2 Обзор документа
- 3 Порядок проведения голосования и особенности подсчета голосов на ОСС МКД, согласно нормам ЖК России
- 4 Регламент проведения процедуры
- 5 Бюллетень – его функция, требования к составлению и хранению
- 6 Счетная комиссия
- 7 Количество голосов для принятия решения
- 8 Порядок голосования юр. лица в протоколе общего собрания жильцов в МКД
- 9 Требования к оформлению результатов голосования многоквартирного дома собственниками жилья
- 10 Может ли проверить протокол голосования жилец МКД и как это сделать
- 11 Доверенность на голосование на общем собрании собственников
- 12 Нюансы голосования в зависимости от формы проведения созыва жильцов
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 февраля 2018 г. № 7252-ЕС/04 О составе счётной комиссии собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках своей компетенции рассмотрел обращение, поступившее посредством официального сайта Минстроя России, сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Исходя из положений части 1 статьи 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядку передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор утверждены приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 937/пр (далее — Требования).
Пунктом 21 Требований предусмотрено, что реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также о лицах, проводивших подсчет голосов, и собственноручная подпись указанных лиц, дату ее проставления. В случае если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах инициатора проведенного общего собрания.
В случае отсутствия прямых норм в требованиях специального законодательства применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения.
В указанном случае жилищное законодательство не содержит прямых норм, указывающих на обязательное создание счетной комиссии, в компетенцию которой входит подсчет голосов по итогам проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и не определены требования к лицам, осуществляющим подсчет голосов, следовательно правомерно применение подпункта 4 части 4, подпункта 4 части 5 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), которыми установлено, что в протоколе собрания должны быть отражены сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.
Действующее законодательство не содержит требований, в том числе ограничений и запретов к составу счетной комиссии и не ставит состав такой комиссии в зависимость от того, кто является инициатором общего собрания.
На основании изложенного Департамент жилищно-коммунального хозяйства считает возможным включение в состав счетной комиссии председателя общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а равно секретаря такого собрания допустимым, в случае если решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не установлено иное.
Кроме того, необходимо отметить, что требования к членам счетной комиссии могут содержаться в ранее принятом решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и в соответствии с частью 5 статьи 46 ЖК РФ по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для исполнения.
Таким образом, в состав счётной комиссии могут входить председатель, секретарь собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в виду того, что состав счётной комиссии определяется решением собственников помещений в многоквартирном доме, так как вопросы об избрании председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, лицах, проводивших подсчет голосов, рекомендуется включать в повестку дня каждого собрания.
Также пунктом 104 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что правила главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1 ГК РФ).
Согласно статье 181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2 ГК РФ).
Аналогичная норма права содержится в части 6 статьи 46 ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и, если таким решением нарушены его права и законные интересы.
По вопросу отдельного протокола счетной комиссии сообщаем следующее.
Исчерпывающий список требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах установлен приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах".
Отсутствие отдельного протокола счетной комиссии по итогам голосования на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома не влияет на легитимность итогов голосования по вопросам повестки дня и не является обязательным требованием действующего законодательства.
При этом, следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства |
Е.П. Солнцева |
Обзор документа
Жилищное законодательство не содержит прямых норм, указывающих на обязательное создание счетной комиссии, в компетенцию которой входит подсчет голосов по итогам проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. Не определены требования к лицам, занимающимся подсчетом голосов. В протоколе собрания должны быть отражены сведения о таких лицах.
В состав счетной комиссии могут входить председатель, секретарь собрания.
Вопросы об избрании председателя и секретаря, о лицах, проводивших подсчет голосов, рекомендуется включать в повестку дня каждого собрания.
Отсутствие отдельного протокола счетной комиссии по итогам голосования на общем собрании не влияет на легитимность итогов голосования по вопросам повестки дня и не является обязательным требованием действующего законодательства.
На встречах лиц, имеющих частную собственность в многоквартирном доме, любые темы, касающиеся недвижимого имущества, выносятся на референдум. Подсчет голосов на общем собрании собственников МКД и процесс проведения этого мероприятия регулирует ст. 48 Жилищного кодекса РФ №188-ФЗ. сбор может проводиться как в очной, так и в заочной форме. Подведение итогов о заседании владельцев жилья в ТСЖ также должен производиться, согласно установленным правилам.
Порядок проведения голосования и особенности подсчета голосов на ОСС МКД, согласно нормам ЖК России
Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>
Жилищный кодекс разрешает осуществлять эту процедуру, даже если количество присутствующих на встрече менее 50 процентов владельцев недвижимости от общей численности. Заседание требует определенной подготовки, а вопросы на повестке дня должны отражать интересы жилищного кооператива.
Подсчитывать итоги на общем собрании собственников жилья следует по установленным правилам. Для этого нужно оформить протокольный лист, в который будут вписаны все лица, присутствующие на голосовании.
Написание протокола осуществляется строго по образцу. Он должен содержать исчерпывающую информацию о процессе. Существует два варианта подведения итогов. Собственники имею право голосовать не только «за» и «против», в бюллетени также нужно указывать графу – «воздержаться».
Существует свод правил и порядок подсчета голосов на общем собрании собственников МКД. Подведение результатов должен производиться правильно. На встречах всегда назначается ответственное лицо за проведение данного мероприятия.
Чтобы иметь представление о порядке этого процесса, рассмотрим основные пункты:
- ОСС, благодаря законодательству, наделен рядом полномочий. К перечню относится способ управления, выбор компании, утверждение тарифных ставок относительно ремонтных работ и дата их начала.
- Собрания проводятся регулярно. Всех членов оповещают заблаговременно, путем объявлений или писем (заказная форма).
- Без протокольного освидетельствования ни одно решение не может быть принято.
- Собственники, которые не обладают возможностью присутствовать лично, вправе оформить доверенность на любого человека по своему усмотрению или проголосовать заочно, если такой формат предполагался в уведомлении.
- Вся документация заполняется строго по образцу.
На заметку: подсчитать голоса можно только по бюллетеням, а принятие решения должно подкрепляться составленным документам и подписью ответственных лиц. Необходимо проверять правильность манипуляций и вести протокол.
Регламент проведения процедуры
Процедура проведения встречи и референдума должна быть организована. Считаются голоса на общем собрании собственников жилья после того, как мероприятие завершено. Чаще всего это происходит за закрытыми дверьми выбранными лицами – инициативная группа, Совет дома, представитель УК. Они несут полную ответственность за прозрачность процесса.
Основные нюансы процедуры:
- Форма голосования может быть очной, заочной и очно-заочной.
- Должен соблюдаться кворум.
- Обязательное ведение протокола.
- Результат фиксируется в реестре. В расчете прописывается – сколько людей участвовало в процессе и их данные:
- Ф.И.О.;
- номер квартиры и ее метраж;
- контактные сведения.
- Человек, выступающим инициатором проведения встречи, обязан поставить в известность вех владельцев недвижимости. Осуществить это мероприятие необходимо не позднее, чем за десять суток.
На заметку: соблюдение формальностей наделяет заседание легитимностью, что подтверждается документально.
Бюллетень – его функция, требования к составлению и хранению
Подсчет голосов общего собрания собственников многоквартирного дома проводится на основании корректно заполненных бюллетеней. Этот документ является официальным на всех видах заседаний и зафиксирован в статье №63.
Считать их должны люди, которых избрали заранее для этой процедуры. Бюллетень бывает, как для очного, очно-заочного, так и для заочного голосования.
Счетная комиссия
Утверждение счетной комиссии – основополагающий момент. Полный список лиц указывается в протоколе и хранится три года. В состав могут включать как юридических, так и физических лиц. Главное, чтобы они являлись владельцами недвижимости в конкретном доме.
Для принятия участия в счетной комиссии, нужно, чтобы жильцы выбрали этого человека. Количество и состав устанавливается также путем голосования. Те, кто не обладает имуществом в МКД не вправе стать членом Совета дома.
На заметку: основная задача комиссии – засвидетельствовать правильность проведения процедуры и обеспечить беспристрастность подсчета. Считаться положено при закрытых дверях, а решение выносить в письменном виде на публичной информационной доске.
Количество голосов для принятия решения
Каждый жилец обладает голосом. Единицы (процентное соотношение) приравнивается к метражу собственности. Рассмотрим пример: человеку принадлежит квартира в 50 м 2 , а по реестру общая площадь МКД равна 4000 метрам, соответственно из 4000 в его компетенции находятся 50.
На заметку: подсчитать голоса на общем собрании собственников можно на примере с учетом предложенной формулы.
Для принятия решения достаточно третьей части всех голосов. Используя калькулятор, можно выяснить, что при такой ситуации численность составляет – 1739.
Расчет производится по формуле: общую площадь МКД разделить на 2 /3.
То есть в голосовании должны принимать решение, как минимум 35 квартир с таким метражом.
Понятие кворума
Кворум означает число или процентное соотношение, необходимое для того, чтобы встреча или заседание состоялось. Количество голосующих лиц не должно быть ниже 2 /3 об общей численности. Для определения кворума, требуется произвести несложный расчет.
Пример: если квартира 43 м 2 , а площадь дома 5000, то: 43/5000*100=0,86% (процент, учитывающийся при референдуме за этим жильцом).
На заметку: чтобы проголосовать, а потом подвести итог, ведомость должны заверять все представители счетной комиссии ЖСК согласно положениям, отображенным в Уставе МКД.
Калькулятор подсчета голосов на собрании жильцов МКД
Недвижимостью может выступать не только квартира, но и подсобные помещения. Собственники таких площадей также имеют право голоса. Чтобы произвести подсчеты верно, можно использовать калькулятор.
Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>
Зачастую он создается в формате Exel самостоятельно или воспользоваться инструментом в интернете. Для этого необходимо вбить в поисковую строку «калькулятор для голосования на собрании». Мировая сеть выдаст несколько ссылок по запросу, из которых выбирается нужный вариант. Затем, пользователю требуется выставить параметры организации и вести сведения.
Порядок голосования юр. лица в протоколе общего собрания жильцов в МКД
Юридическое образование также может являться владельцем недвижимости и права на заседаниях у них равнозначны с другими собственниками.
Чтобы осуществить эту процедуру и рассчитать число голосов, можно воспользоваться пошаговой инструкцией:
- Назначение группы инициативных людей.
- Проведение заседания.
- Сформировать реестр собственников МКД.
- Оповестить о предстоящей встрече всех жильцов.
- От организации должно быть заявлено доверенное лицо. Те граждане или фирмы, которые выбрали от себя представителей, должны предоставить им доверенность на участие в общем собрании собственников помещений.
- На основании количества имущества компании в МКД, зависит процент голосов.
- Проведения референдума в очном формате.
- Занесение сведений в регистрационные листы.
- Публичное оповещение о результатах.
- Сохранить всю документацию.
На заметку: юридическое лицо обязано предоставить ОРГН и ИНН фирмы. В протоколе прописывается номер доверенности, по которой голосует представитель организации. С реестром должны ознакомиться все собственники и завизировать это подписью.
Требования к оформлению результатов голосования многоквартирного дома собственниками жилья
Подсчет не обязывает владеть особыми навыками, но все должно проходить прозрачно, чтобы потом не потребовалось заново проверять результаты.
Принципы и требования:
- Составление реестра и протокола.
В документах прописывают определение кворума и состав счетной комиссии. - Бюллетени и листы проверяются и подсчитываются вручную.
Во время этого процесса, должны присутствовать наблюдатели. Спорные моменты подразумевают дополнительную проверку. - Наличие доверенностей от лиц, которые являются представителями собственников.
На заметку: оформление всех сопроводительных документов должно быть строго по образцам.
Лист голосования
Ход любого заседания должно отображаться в письменном виде. Процент голосов собственников нужен для принятия решения после подсчета. Подведение итогов производится по листам. На оформление бланка влияет статус жильца.
Физическое лицо указывает:
- Ф.И.О.;
- номер квартиры и метраж;
- данные паспорта.
Организация обязана предоставить – ОРГН и ИНН фирмы.
Если в листе будут отсутствовать какие-то данные, то это считается нарушением.
Какая информация должна указываться в протоколах голосования жильцов
На заметку: все участники процесса должны поставить подпись на протоколе.
Может ли проверить протокол голосования жилец МКД и как это сделать
Документы часто подделывают заинтересованные лица, поэтому предусмотрена проверка протокола, если существуют предпосылки того, то голосование прошло с нарушениями. Необходимо сформировать независимую комиссию со стороны УК или из собственников.
Дополнительно за проведением проверки можно обратиться в ГЖИ.
Доверенность на голосование на общем собрании собственников
Доверенность для голосования на общем собрании собственников должна быть у всех представителей. Бланк заполняет непосредственно доверитель, без подсказок и помощи. Документ подписывается лично владельцев недвижимости.
Нюансы голосования в зависимости от формы проведения созыва жильцов
От выбранного способа зависит количество документов, которые будут оформляться.
Очная
Очный процесс проблематичен, если в МКД много квартир и жильцов. После определения кворума может выясниться, что потребуется присутствия 100 и более человек. Поэтому необходима грамотная организация.
Указывать результаты следует по каждому вопросу отдельно. Подсчитать голоса нужно на основе бюллетеней и руководствуясь протоколом собрания.
Заочная
Заочный процесс подразумевает более лояльные условия. У счетной комиссии много времени на подсчет голосов и на встречу могут прийти больше жителей МКД. Бюллетень в этом случае упрощенная, то есть общая. Собственнику достаточно поставить только галочку и расписаться.
Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>
Очно-заочная
Смешанный процесс подразумевает наличие общей бюллетени и индивидуальных листов голосования. Такая форма применяется редко. Подобную процедуру проводят в том случае, если на заседаниях выявлена нехватка присутствующих. Голоса по двум документам подсчитываются по отдельности, а потом суммируются.
Посмотрите видео: "Как добиться кворума на общем собрании собственников."
Во всех трех случаях на оформление протокола дается десять дней. При соблюдении формальностей и отсутствие спорных вопросов, реестр регистрируется и процедуру можно считать закрытой. Перед голосованием, необходимо провести несколько заседаний, на которых определяют форму процесса и состав счетной комиссии.
Жилищный Кодекс РФ не содержит норм, прямо указывающих на то, что при проведении общего собрания собственников помещений обязательно нужно создать счётную комиссию, в компетенцию которой входит подсчёт голосов по итогам проведения ОСС.
Пп. «б» п. 12 приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр указывает, что в протоколе собрания должны быть отражены сведения о лицах, проводивших подсчёт голосов, и их собственноручная подпись. Если такие лица не были выбраны – собрание отклонило кандидатуры – подписи ставит инициатор собрания.
При этом нет никаких ограничений при выборе кандидатур в счётную комиссию. Единственное условие – это должны быть собственниками помещений в этом МКД. Так, счётная комиссия может состоять только из председателя и секретаря, если такое решение примет общее собрание ( Письмо Минстроя РФ 27787-ОГ/04 от 23.06.2017 ).
По общему правилу, определение лиц, которые будут подсчитывать голоса по итогам собрания, осуществляется голосованием на общем собрании собственников помещений в МКД, как и решение всех остальных вопросов, которые касаются порядка проведения ОСС ( ч. 1 ст. 45 ЖК РФ ).
Чтобы правильно подсчитать голоса, счетной комиссии надо знать:
- площадь жилых и нежилых помещений в доме, на которые оформлено право собственности, т.е. количество голосов, которыми обладают все собственники в МКД;
- количество голосов собственников, принявших участие в собрании;
- количество голосов собственников, проголосовавших «за», «против» или «воздержался» по каждому вопросу повестки.
Данные подсчёта голосов счётной комиссией – основа для составления протокола общего собрания.