Стратегия защиты прав потребителей

​Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами сообщил об утверждении Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. В ходе совещания он подчеркнул, что стратегия призвана задать ориентиры регулирования в сфере защиты прав потребителей – и через специальные программы, и через индивидуальное консультирование, в частности, повышение правовой грамотности. Первоочередное внимание в стратегии будет уделено таким важным для здоровья людей сферам, как продукты питания, медицинские услуги, фармацевтические товары, энергоснабжение, коммунальные услуги, туристические услуги – тому, что вызывает наибольшее количество вопросов, нареканий и по поводу чего люди чаще всего обращаются за консультациями или за судебной защитой.

Председатель Правительства Российской Федерации поручил Роспотребнадзору совместно с другими федеральными ведомствами подготовить и представить в Правительство Российской Федерации план реализации Стратегии.

Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года №1837-р.

Стратегия подготовлена Роспотребнадзором во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей 18 апреля 2017 года.

​Впервые за 25 лет развития национальной системы защиты прав потребителей у ее участников появился официальный документ, определяющий основные приоритеты на ближайшее десятилетие.

​Прежде всего, в указанном документе стратегического характера на основе правоприменительной практики, сложившейся за последние годы на федеральном, региональном и местном уровнях, дана оценка текущего состояния защиты прав потребителей в Российской Федерации. При этом в Стратегии поставлены цели, задачи и принципы государственной политики в области защиты прав потребителей исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир.

​Основными целями Стратегии провозглашены обеспечение соблюдения прав граждан на доступ к безопасным товарам и услугам; повышение уровня и качества жизни населения Российской Федерации; защита интересов потребителей всех слоев населения при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения.

​Реализации последней из названных целей посвящен целый раздел Стратегии. Следует отметить, что в мировой практике не так много примеров разработки специальных мер по защите социально уязвимых групп населения, а выработка системного подхода к улучшению положения потребителей из числа лиц с ограниченными возможностями, людей старшего поколения, несовершеннолетних и ряда других категорий – вообще является уникальным опытом.

Необходимость актуализации и систематизации потребительского законодательства – еще одно из ключевых направлений работы на ближайшую перспективу. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того касается это, например, приобретения недвижимости, финансовых, медицинских, цифровых услуг, заключения договора перевозки или покупок в сети «Интернет».

Читайте также:  Работа с иностранными поставщиками

Тем более, что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции, и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети «Интернет», потребуется изменение законодательства и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.

​Большое внимание в Стратегии уделено и необходимости выработки системного подхода по борьбе с недобросовестными практиками со стороны продавцов, исполнителей и их посредников. Такие практики отрицательно сказываются на потребителях, вызывают рост недоверия к новым сферам экономики и отдельным продуктам, что в целом мешает развитию добросовестных участников рынка.

​Для этих целей, в частности, предполагается реализовать меры по противодействию агрессивным методам маркетинга и нарушениям, связанным с недостоверной маркировкой товаров.

Кроме того, дополнительным способом борьбы с недобросовестными практиками, в том числе, связанными с навязыванием дополнительных товаров и услуг, должно стать введение механизма контрольной закупки.

Одной из принципиально новых процессуальных возможностей защиты прав и законных интересов групп потребителей должно стать внедрение процедуры рассмотрения в судах групповых исков.

В целом уровень информированности потребителей о своих правах, о рациональном потреблении и рекомендациях по выбору товаров и услуг, о механизмах урегулирования споров – это важный индикатор развития информационного общества. Предполагается, что информированность российского потребителя будет улучшаться за счет реализации программ просвещения, консультирования, повышения потребительской грамотности, а также за счет развития государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей на базе которого предполагается развитие высокотехнологичной платформы для потребителей, где будет собрана важная и актуальная информация.

Многие предложения, послужившие фундаментальной основой для Стратегии, прозвучали на зас едании президиума Госсовета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей и в ходе под готовки к нему, на рабочих совещаниях с экспертным сообществом, обсуждались на меропр иятиях с общественными организациями и в ходе работы профильных консультативных органов на наци ональном, регион альном и междунар одном уровне, а также на международных площадках.

Стратегией закрепляется идея расширения международного сотрудничества в области защиты прав потребителей и активного участия Российской Федерации в этих процессах. Это необходимо, в первую очередь, для выработки эффективных механизмов защиты российских потребителей при совершении ими покупок за границей, и приобретении услуг на иностранных интернет-ресурсах.

Читайте также:  Надбавка за выслугу лет бухгалтерам

Утверждение Стратегии предполагает разработку в шестимесячный срок подробного плана мероприятий по ее реализации. Указанная работа уже начата и будет осуществляться с учетом предложений участников национальной системы защиты прав потребителей и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Юрист». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

ЭЖ-Юрист

Российская правовая газета, издается с 1998 года. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем: 16 полос.

Роспотребнадзор получил замечания к проекту стратегии госполитики в области защиты прав потребителей до 2030 года. Изменить целевые показатели документа предложил в своем отзыве Минпромторг. В ведомстве полагают, что защищенность потребителей должна выражаться в снижении числа исков от граждан, а не в их увеличении, как считает Роспотребнадзор. В целом с учетом замечаний Минпромторг согласовал подготовленный проект стратегии, а в Минфине его одобрили без корректировок. Для внесения документа в правительство не хватает отзыва Минэкономразвития, которое пока не дало проекту свою оценку.

Минпромторг «рассмотрел проект стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года и согласовал его с учетом замечаний», сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства. Документ был подготовлен Роспотребнадзором в конце прошлого года.

«Повышение эффективности защиты прав потребителей должно проявляться в снижении количества исков», — высказал замечание Минпромторг.

В редакции стратегии, подготовленной Роспотребнадзором, увеличение числа судебных претензий указано в качестве одного из целевых показателей. В документе указано, что в 2015 году в России на 100 тыс. населения подавалось 2,1 иска в защиту неопределенного круга потребителей. Роспотребнадзор в своем документе запланировал рост этого показателя до 3 в 2030 году. В 2017–2019, 2020–2024 и 2025–2029 годах в качестве цели указано 2,3, 2,6 и 2,8 иска на 100 тыс. населения соответственно.

В числе целевых показателей в изначальной редакции стратегии также указано и увеличение числа судебных претензий в защиту конкретного потребителя — с 1,4 иска на 100 тыс. населения в 2015 году до 4 к 2030-му.

Также Минпромторг в своем отзыве указал, что в главе стратегии об оценке текущего состояния защиты прав потребителей не представлена статистика роста жалоб потребителей в отношении интернет-продавцов (в документе вообще отдельно не оговаривается дистанционная торговля). Кроме того, по мнению министерства, программный документ стоит дополнить и мыслью о том, что «меры по защите прав потребителей должны быть направлены на борьбу только с незаконными действиями участников рынка».

Читайте также:  Отзыв на или отзыв о как правильно

Проект стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года Роспотребнадзор разработал в ноябре 2016 года. Целью документа указано «обеспечение повышения уровня и качества жизни населения РФ, содействие соблюдению права граждан на доступ к безопасным товарам и услугам, а также права на справедливое, равноправное, устойчивое социально-экономическое развитие окружающей среды». В числе задач перечислены предотвращение появления недобросовестных бизнес-практик, развитие рыночной конъюнктуры для расширения выбора и снижения цен, продвижение принципов рациональной модели потребления и др. Конкретные меры для решения этих задач должны быть сформулированы в плане мероприятий по реализации стратегии, который будет подготовлен после ее утверждения. В качестве целевых показателей в стратегии указаны увеличение числа потребительских исков и доли удовлетворенных претензий, принятие региональных программ по защите прав потребителей, а также увеличение числа потребителей, знающих о своих базовых правах и удовлетворенных состоянием уровня их защиты и др.

Согласно поручению правительства России, стратегия должна быть окончательно сформирована к 1 августа 2017 года. В разработке документа также участвуют Минэкономразвития и Минфин. В Минэкономразвития рассказали, что документ получили и вопрос прорабатывается. В Минфине сообщили, что ведомство согласовало проект стратегии, не упомянув о наличии замечаний.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин в беседе с «Известиями» не согласился с замечанием Минпромторга относительно снижения числа исков как индикатора защищенности потребителей.

— Невысокое экономическое давление потребителей на компании-нарушители через суды является серьезной проблемой. Сейчас, например, из-за задержки рейсов авиакомпаниями из десятков тысяч пострадавших иск подают несколько человек, — сказал «Известиям» Дмитрий Янин.

Он полагает, что высокое число исков свидетельствует о том, что потребители знают, как отстоять свои права.

По данным ВЦИОМа, большинство россиян (64%) осведомлены о том, что их потребительские права защищены законом, но его содержание представляют себе только в общих чертах. Только каждый десятый (11%) заявил, что хорошо знает, в чем заключаются его права как потребителя, тогда как пятая часть опрошенных (20%) призналась, что им об этом ничего не известно.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider
Adblock detector