Содержание
Лекция 1.
Тема: Общие аспекты организации коррекционной работы логопеда.
Нормативно – правовая база деятельности логопеда в разных типах заведений.
Цель: познакомить студентов с методологическим аппаратом логопедии как науки, с современными классификациями речевых нарушений;
План:
1) Предмет логопедия.
2) Требования к учителю-логопеду.
3) Нарушения устной речи.
4) Нарушение письменной речи.
Изложение учебного материала:
Предмет логопедия.
Логопедия— это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Термин «логопедия» происходит от греч. Logos — слово, речь и Paideia — обучение.
Предмет логопедии — нарушение речи и процесс обучения и воспитания лиц с нарушениями речи.
Объект логопедии — человек с нарушениями речи.
Логопедия (наряду с олигофренопедагогикой, тифлопедагогикой, сурдопедагогикой) является отраслью специальной педагогики (дефектологии).
В структуру логопедии входят логопедия дошкольная, школьная и логопедия подростков и взрослых.
Цель логопедии — разработка системы преодоления и профилактики речевых расстройств, а также изучение, обучение, воспитание людей с нарушениями речи.
Логопедия рассматривает нарушения речи с точки зрения предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.
Требования к учителю-логопеду.
Логопед работает в логопедических учреждениях системы министерств образования и науки, здравоохранения, социального обеспечения, на логопедических пунктах при общеобразовательных школах, в специальных школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи и специальных группах для детей с недостатками речи в детских дошкольных учреждениях, в логопедических и слухо-речевых кабинетах при поликлиниках, психоневрологических диспансерах и других медицинских учреждениях.
Учитель — логопед должен уметь:
— разрабатывать оптимальную педагогическую стратегию, проектировать способы обучения и воспитания каждого ребенка с речевыми недостатками;
— диагностировать и фиксировать состояние речевого развития детей и соответствующую динамику;
-проводить учебно-воспитательную, коррекционную работу с детьми, имеющими речевые недостатки, эффективно применять профессиональные знания в практической деятельности;
-обеспечивать благоприятные условия для продуктивного усвоения детьми соответствующих специальных программ с учетом вида речевого нарушения, возрастных, индивидуальных психофизических особенностей детей;
-вести соответствующую психолого-педагогическую и статистическую документацию;
— использовать принципы педагогической этики, уважать достоинство детскую, защищать детей от любых форм физического или психического насилия;
-постоянно поддерживать связи с родителями, оказывать им консультативную помощь по вопросам образования и психофизического развития детей;
— систематически повышать профессиональный уровень и педагогическое мастерство;
— обладать культурой общения, соответствующими способами и формами
— разрабатывать оптимальную педагогическую стратегию, проектировать способы обучения и воспитания каждого ребенка с речевыми недостатками;
— диагностировать и фиксировать состояние речевого развития детей и соответствующую динамику;
— проводить учебно-воспитательную, коррекционную работу с детьми, имеющими речевые недостатки, эффективно применять профессиональные знания в практической деятельности;
-обеспечивать благоприятные условия для продуктивного усвоения детьми соответствующих специальных программ с учетом вида речевого нарушения, возрастных, индивидуальных психофизических особенностей детей;
-вести соответствующую психолого-педагогическую и статистическую документацию;
— использовать принципы педагогической этики, уважать достоинство детскую, защищать детей от любых форм физического или психического насилия;
-постоянно поддерживать связи с родителями, оказывать им консультативную помощь по вопросам образования и психофизического развития детей;
— систематически повышать профессиональный уровень и педагогическое мастерство;
— обладать культурой общения, соответствующими способами и формами.
Учитель-логопед должен знать:
* основы действующего законодательства Украины относительно психолого-педагогической организации и оказания помощи детям с нарушениями психофизического развития, государственный язык;
* общие и специальные научно-теоретические сведения по специальности «дефектология, логопедия» в объеме высшего педагогического образования;
*цели, принципы, методику и содержание обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями;
* нормативно-правовую базу работы учителя-логопеда;
* о современных достижениях специальной дефектологии, в том числе и логопедической, науки и практики.
Квалификационные требования к категориям учителя-логопеда.
Учитель-логопед высшей категории должен иметь:
— высшее образование по специальности «дефектология, логопедия» (магистр, специалист);
— высокий уровень профессионализма, инициативности, творчества;
— стаж педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, не менее 8 лет;
— владеть: эффективными формами, методами организации учебно-воспитательной работы;
— моральными качествами, достойными подражания.
Учитель-логопед первой категории должен иметь:
— высшее образование по специальности «дефектология, логопедия» (магистр, специалист);
— высокий профессионализм, общепедагогическую компетентность;
— стаж педагогической работы с детьми с нарушениями в речевом развитии не менее 5 лет;
— владеть: эффективными формами, методами организации учебно-воспитательной работы;
— моральными качествами, достойными подражания.
Учитель-логопед второй категории должен иметь:
-высшее образование, как правило, по специальности «дефектология, логопедия» (магистр, специалист);
— стаж педагогической работы с детьми с нарушениями в речевом развитии не менее 3 лет;
-владеть: современными формами, методами организации учебно-воспитательной работы;
-моральными качествами, достойными подражания.
Учитель-логопед без квалификационной категориидолжен иметь полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8420 — | 7324 —
или читать все.
91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
При назначении на должность учителя-дефектолога, учителя-логопеда, логопеда предъявляются специальные требования. На эти должности назначаются лица с высшим профессиональным (дефектологическим) образованием. О нем может свидетельствовать диплом государственного образца об окончании пединститутов или педагогических университетов по специальностям: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная), дефектология (логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика), а также диплом государственного образца, полученный лицами с высшим профессиональным образованием после окончания спецфакультета с объемом подготовки по указанным выше специальностям не менее 1000 часов [1] .
Полученное образование обеспечивает подготовку учителя-логопеда к следующим видам профессиональной деятельности:
- — учебно-воспитательная;
- — диагностико-аналитическая;
- — коррекционно-развивающая;
- — социально-педагогическая;
- — научно-методическая;
- — консультативная;
- — культурно-просветительная;
- — организационно-управленческая [2] .
В соответствии с ними выдвигаются типовые профессиональные задачи [3] .
- — осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;
- — планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
- — использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств, информационных и компьютерных технологий;
- — применение современных средств оценивания результатов обучения;
- — формирование духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;
- — применение современных педагогических технологий;
- — организация и проведение внеклассных мероприятий.
- — проведение дифференциальной диагностики для определения типа нарушений;
- — проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам.
В области коррекционно-развивающей деятельности:
- — осуществление коррекционного обучения детей, подростков и взрослых с нарушениями речи;
- — реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;
- — осуществление профилактики речевых нарушений.
- — планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;
- — установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;
- — проведение профориентационной работы;
- — оказание помощи в социализации учащихся.
- — выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
- — анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.
— консультирование детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, родителей детей, а также педагогов по проблемам
обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;
— проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье.
Культурно-просветительная деятельность: формирование общей культуры учащихся.
- — рациональная организация учебного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья дошкольников и школьников;
- — обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;
- — ведение школьной и классной документации, речевых карт;
- — организация контроля за результатами обучения и воспитания;
- — управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;
- — организация внеурочной деятельности;
- — выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Круг профессиональных обязанностей логопеда определен в «Тарифно-квалификационной характеристике (требованиях) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» [4] . В отношении учителя-логопеда она состоит из трех разделов.
«Должностные обязанности»: содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность. Они являются основной для разработки должностных инструкций на местах (в конкретном ДОУ), закрепляют обязанности, права и ответственности работника и утверждаются руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами (табл. 7).
«Должен знать»: содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей (табл. 7).
«Требования к квалификации по разрядам оплаты» предусматривают: уровень образования; стаж работы (по специальности или педагогический); квалификационные категории, присвоение которых осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом управления образованием (табл. 8).
Должностные обязанности и основные требования к знаниям учителя-логопеда
Что должен знать и уметь применять логопед
Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).
Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.
Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).
Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает уроки и занятия.
Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
Ведет необходимую документацию.
Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
Реализует образовательные программы, обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме.
Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования. Конвенцию о правах ребенка. Возрастную и специальную педагогику и психологию. Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии.
Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников). Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности.
Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
Выполняет правила и соблюдает нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса
Программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии. Новейшие достижения дефектологической науки. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты
Требования к квалификации по разрядам оплаты труда учителей-логопедов
Стаж педагогической работы
Без предъявлений требований к стажу работы
от 10 до 20 лет
или II квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3 лет (для работающих в данных учреждениях)
I квалификационная категория
либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 5 лет (для работающих в данных учреждениях)
Высшая квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для работающих в данных учреждениях)
Примерная должностная инструкция учителя-логопеда [5]
- 1. Общие положения
- 1.1. Учитель-логопед назначается на должность и увольняется заведующим ДОУ.
- 1.2. Учитель-логопед непосредственно подчиняется заместителю заведующего ДОУ по воспитательно-образовательной работе и руководителю структурного подразделения — медико-психоло-го-педагогической службы.
- 1.3. В своей деятельности учитель-логопед опирается на следующие документы:
- — законодательные акты и ТК РФ;
- — Устав и Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ;
- — Конвенцию о правах ребенка;
- — базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки»;
- — договор с родителями;
- — приказы заведующего и вышестоящих органов образования, нормативно-методические документы Правительства РФ и Департамента образования города Москвы;
- — трудовой договор и настоящую должностную инструкцию, а также другие нормативные документы.
Обучение детей с ОВЗ в условиях интегрированного образования требует особых компетенций педагогических работников. Подробнее о квалификационных требованиях к учителям, воспитателям, логопедам, дефектологам, педагогам-психологам и условиям работы в соответствии с новым ФГОС в статье от заведующей кафедрой Дефектологии и специальной психологии ВГАППССС Ю. В. Федоренко.
В сентябре 2016 года вступает в действие новый Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), регулирующий вопросы инклюзивного образования таких детей. Новый ФГОС будет являться основным нормативным документом, устанавливающим единые государственные требования к образованию обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательных учебных заведений.
В России на сегодняшний день проживает более 650 тыс. детей-инвалидов, детей с ОВЗ – гораздо больше. По статистике, каждый пятый ребёнок нуждается в особых образовательных условиях. Это учащиеся с задержкой психического, интеллектуального развития, нарушениями речи, социальной адаптации и др. Одна из важнейших задач современной российской школы – дать возможность каждому из таких детей получить образование, соответствующее его способностям.
Стремление к инклюзии, включению учащихся с ОВЗ в образовательный процесс массовой школы в итоге привело к интегративному объединению общей и специальной образовательных систем. Так появилось интегрированное обучение, образовательная модель, объединяющая здоровых и особых детей и способствующая реализации прав ребёнка и на образование, и на социализацию.
Комментарий Юлии Викторовны Федоренко, заведующей кафедрой Дефектологии и специальной психологии о роли педагога в интегрированном образовательном пространстве и квалификационных требованиях к кадровому обеспечению:
В условиях интеграции и инклюзии отечественные педагогические работники проходят специальную подготовку, переподготовку, повышают квалификацию, чтобы изучить существующий опыт, теоретические и практические вопросы обучения детей с ОВЗ, разработать собственные подходы к решению образовательных задач и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.
Так, согласно актуальным квалификационным требованиям, сегодня каждому педагогу, работающему с детьми с особыми образовательными потребностями, необходимо повышение квалификации в области инклюзивного образования. То есть, помимо основного профильного образования (среднего профессионального или высшего), педагогическому работнику необходим документ установленного образца о повышении квалификации в области инклюзивного образования.
Во ВГАППССС разработана и реализуется программа, рассчитанная на 8 недель (144 часа):
Программа повышения квалификации будет полезна всем педагогам, работающим или планирующим начать работу в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ. Дистанционный курс охватывает все важнейшие вопросы от философских аспектов инклюзии до практических вопросов управления инклюзивным образованием.
В Академии реализуется также курс профессиональной переподготовки с присвоением квалификации, продолжительностью 11 месяцев (1080 часов):
Этот курс представляет собой практическое руководство по обучению детей с ОВЗ по адаптированным программам в соответствии с новым ФГОС. Изучение общей и специальной психологии, педагогических технологий, вопросов нормативно-правового обеспечения образования лиц с ОВЗ, техник диагностики и коррекции позволяет менее чем за год получить квалификацию педагога-дефектолога и диплом установленного образца.
В процессе реализации адаптивных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) педагога. В Волгоградской гуманитарной академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы представлена программа дистанционного обучения тьюторов:
144 часа (2 месяца), интенсивная программа из трёх модулей и 12 тем, выдаётся документ о повышении квалификации.
Сводный перечень квалификационных требований
Должность: Учитель
Уровень образования: Высшее образование, среднее профессиональное образование.
1. Направление (область) образования:
«Образование и педагогика»;
Область, соответствующая преподаваемому предмету.
Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):
Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
2. Направление (область) образования: Любое.
Дополнительное профессиональное образование 1) по направлению деятельности в образовательном учреждении; 2) с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
Требования к стажу: нет.
Должность: Воспитатель
Уровень образования: Высшее образование, среднее профессиональное образование.
1. Направление (область) образования:
«Образование и педагогика».
Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):
Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
2. Направление (область) образования: Любое.
Дополнительное профессиональное образование 1) по направлению деятельности в образовательном учреждении; 2) с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
3. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
— По специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование»;
— По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
— По направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
— По специальности «Олигофренопедагогика»;
— По другим педагогическим специальностям с дополнительным профессиональным образованием в области специальной педагогики или специальной психологии.
Требования к стажу: нет.
Должность: Старший воспитатель
Уровень образования: Высшее образование.
1. Направление (область) образования:
«Образование и педагогика».
Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):
Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
Требования к стажу: Стаж работы в должности воспитателя не менее двух лет.
Должность: Учитель-дефектолог
Уровень образования: Высшее образование.
1. Направление (область) образования:
2. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
— «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
— «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
— «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» с профпереподготовкой в области олигофренопедагогики;
— Образование по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с профпереподготовкой в области олигофренопедагогики.
Требования к стажу: Нет.
Должность: Учитель-логопед
Уровень образования: Высшее образование.
1. Направление (область) образования:
2. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
— По специальности: «Логопедия»;
— По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии;
— По педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с профпереподготовкой в области логопедии.
При любом варианте профессиональной подготовки учителю-логопеду необходимо дополнительное профессиональное образование в области в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Требования к стажу: Нет.
Должность: Педагог-психолог
Уровень образования: Высшее образование.
1. Направление (область) образования:
По профильным направлениям (психологическим).
Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):
Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
3. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
— По специальности «Специальная психология»;
— По направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
— По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
— По педагогическим и психологическим специальностям или направлениям подготовки психолога с дополнительным профессиональным образованием в области специальной психологии.
При любом варианте профессиональной подготовки педагогу-психологу необходимо дополнительное профессиональное образование в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Требования к стажу: Нет.
Поделитесь этой новостью в социальной сети!