Требования к социальному работнику

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения

В целях оказания практической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)", предусмотренных приказом Минтруда России от 18 января 2013 года N 21 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения.

Приложение: на 4 листах.

А.В. Вовченко

Рекомендации
для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения

Социальный работник

Должностные обязанности. Выявляет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке; информирует их о видах услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания. Осуществляет социальный патронаж (социальное сопровождение) обслуживаемой категории населения, в том числе: обеспечивает доставку на дом продуктов питания, горячих обедов, медикаментов по рецептам врача, промышленных товаров первой необходимости и других необходимых товаров; помогает поддержанию обслуживаемыми личной гигиены; оказывает помощь в приготовлении пищи; производит оплату коммунальных услуг и других услуг; оказывает содействие в уборке помещений. Сдает вещи в ремонт, химчистку, прачечную. Организует ремонт жилого помещения. Осуществляет обработку приусадебного участка. Организует обеспечение обслуживаемых топливом. Оказывает содействие в получении консультативно-информационных и правовых услуг, в том числе, по вопросам пенсионного обеспечения, предоставления мер социальной поддержки и других социальных выплат. Проводит разъяснительную работу по обеспечению безопасности обслуживаемых клиентов. Осуществляет проверку правильности предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат, начисления пенсий и пособий. Оказывает содействие в проведении медико-социальной экспертизы, оформлении ИПР, в получении технических средств реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий. Оказывает содействие в предоставлении услуг "Социального такси" или другими транспортными службами. Обеспечивает качество предоставляемых социальных услуг. Оказывает первичную медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание горчичников, компрессов. Оказывает первичную психотерапевтическую помощь. Сопровождает обслуживаемых в лечебные учреждения, посещает их при помещении в больницу. Имеет постоянные контакты с лечащим врачом обслуживаемых. Вызывает врача на дом. Оказывает содействие в поддержании контактов с родными, близкими. Помогает в написании писем и заявлений, в ознакомлении с печатными изданиями. Обеспечивает в целях наиболее эффективного оказания услуг клиентам взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, органами занятости, полицией и др. Организует оказание ритуальных услуг. Оказывает платные социальные услуги.

Соблюдает правила внутреннего распорядка, порядок работы со служебной информацией, правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности. Обеспечивает конфиденциальность полученных в результате своей деятельности сведений об обслуживаемых клиентах.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации, на территории которого находится учреждение социального обслуживания, в котором работает социальный работник, и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов социальной защиты населения, основные положения законодательства об охране здоровья граждан, основные положения трудового законодательства, основные положения пенсионного законодательства, основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов; порядок установления групп, причин и сроков инвалидности; нормативные правовые акты, регламентирующие организацию социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, современные формы и методы социального обслуживания на дому; нормативные правовые акты, регламентирующие организации ведения домашнего хозяйства, санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях; основные приемы и методы оказания неотложной доврачебной помощи; основы психологии лиц старшего возраста; основы психологии профессионального общения, правила этики поведения; правила внутреннего трудового распорядка; правила охраны труда и пожарной безопасности; теорию и практику работы на компьютере.

Требования к квалификации:

начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

Читайте также:  Должности в ооо с одним учредителем

среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Специалист по социальной работе

Должностные обязанности. Выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения территории.

Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Должен знать: особенности психологии личности и отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.

Обзор документа

Приведены рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций соцобслуживания населения.

Они предназначены для разработки планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 гг.)".

Рекомендации касаются соцработников и специалистов по социальной работе. Указаны их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации.

Социальная работа в современной России востребована практически во всех основных сферах человеческой жизнедеятельности. Поле профессиональной деятельности специалиста социальной работы постоянно расширяется и уже не может быть сведено только к социальному обслуживанию отдельных лиц, семей и групп населения, имеющих особые нужды или находящихся в трудных жизненных ситуациях и т.п.

Профессия социального работника в целом, с одной стороны, требует интегративно-комплексного характера знаний, умений и навыков, а с другой – носит личностно-деятельностный характер. Особое значение имеет компетентность в области теории и практики социальной работы.

В соответствии с п. 1.3. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее – ГОС ВПО) социальный работник:

— ведет профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемая помощь и т. п.) в социальных службах, организациях и учреждениях и т. д.;

— оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и другим группам населения;

— организует и координирует социальную работу с отдельным и лицам и группами, имеющими особые нужды, ограниченные возможности самостоятельного функционирования, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы и т.д.;

— проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы;

— участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;

— содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;

— ведет воспитательную деятельность в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).

В разделе 7 ГОС ВПО указано, что в соответствии с квалификационными требованиями социальный работник должен знать:

— основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом;

— понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы;

Читайте также:  Публичная кадастровая карта г ейска

— сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

— профессионально-этические, организационно-управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы;

— основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы;

— основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах;

— основы социальной медицины;

— основы правового обеспечения социальной работы.

Социальный работник должен изучить опыт:

— практической работы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

— организации и управления в социальных учреждениях и службах;

— получения и обработки информации о системе социально» работы;

— проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;

— участия в исследовательско-аналитической работе соответствующего уровня;

— организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.

Социальный работник должен владеть:

— основными методами социальной работы с отдельными лицами и различным и группам и населения;

— основными методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в учреждениях и службах социальной работы;

— методикой координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;

— методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной мониторинговой работы;

— основными методами психолого-педагогической деятельности;

— методами образовательно-воспитательной работы в социальных учреждениях и службах;

— основным и профессиональными технологиям и в органах и учреждения социальной работы.

Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 1366 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где личностные качества специалиста в большой степени определяют успешность работы. Поэтому в процессе обучения социального работника, он познает не только основы и тонкости профессии, но и формируется как личность.

Основой для выбора профессии может служить призвание – органичное сочетание своеобразных духовно-нравственных качеств личности будущего специалиста и его способностей к социальной работе. Если человек избирает профессию социального работника сознательно, в соответствии со своим признанием и качествами личности, она не будет морально тяжела для него и принесет много радости и пользы и ему, и клиентам, и обществу, и самой профессии. Большое значение при этом имеет уровень моральности как мера соответствия нравственных представлений и ценностных предпочтений массовым этическим суждениям. Очевидно, что уровень моральности социального работника должен быть выше среднего, поскольку высокий уровень моральности предполагает способность понимать другого человека и помогать ему. Ведущее (но не главенствующее) положение социального работника оправдано не только простой необходимостью и социальными ролями, но и его нравственными качествами, дающими ему такое право. Основа личности – это нравственность – внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить людям благо.

Нравственное сознание социального работника содержит три необходимых компонента: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность. Нравственные знания (знания о нормах этики, морали, нравственности, в том числе — профессиональной) социальный работник получает в процессе обучения профессии. Практический социальный работник часто поступает в соответствии с собственными убеждениями и принципами, жизненным опытом. Однако следует помнить, что знание моральных норм не всегда является гарантией моральности поведения. Если человек владеет теоретическими нравственными знаниями, но поступает вопреки им, его можно назвать личностью «двойной морали».

Нравственные убеждения – это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали. Нравственные убеждения основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью ей моральных норм, проверке их на практике. Однако в практической деятельности может возникнуть ситуация, когда личность может (или вынуждена действовать) вопреки своим убеждениям.

Нравственная потребность – наивысшая степень нравственного сознания. Соблюдение требований профессиональной этики становится устойчивым качеством личности, мощным фактором, мобилизующим ее для организации своего поведения и деятельности.

Роль профессиональной морали в формировании личности социального работника велика. Однако ситуация, в которой может оказаться социальный работник, не всегда укладывается в рамки абстрактных предписаний, поэтому большое значение для профессиональной деятельности приобретают личностные качества социального работника.

Честность. Социальный работник должен говорить клиенту правду о положении клиента, о возможности решить его проблемы, о затруднениях в работе, о допущенных ошибках. Честность должна проявляться и на деле – он не имеет права обмануть ожидания клиента, тем более, если он связал себя обещанием помочь. Если по объективным причинам, он не уверен в успехе деятельности, то должен сообщить об этом клиенту.

Читайте также:  Единовременное пособие после смерти

Совестливость Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая его к творческим поискам решениям и предостерегая его от чисто формального подхода к ситуации. Зачастую в нестандартных ситуациях именно совесть подсказывает верное решение.

Объективность. В оценке проблем клиента и его качеств социальный работник должен соблюдать объективность, постаравшись максимально отрешиться от собственных эмоций и пристрастий. Объективно должна оцениваться возможность и необходимость помощи клиенту или группе клиентов.

Справедливость. Социальный работник может иметь симпатии и антипатии, но они не должные сказываться на его работе с различными клиентами.

Тактичность. Это умение предвидеть все негативные последствия своих поступков или действий, их субъективную оценку клиентом, коллегами или другими людьми. Умение выстроить свои действия так, чтобы ненароком не обидеть, не унизить, не поставить кого бы то ни было в неловкое положение особенно необходимо социальному работнику в связи с тем, что он имеет делу с людьми слабыми, униженными, раздраженными, недовольными жизнью.

Внимательность и наблюдательность. Работая с клиентом, социальный работник обязан обращать внимание на малейшие изменения в его настрое – как положительные, так и отрицательные. Эти качества помогут также уловить неискренность клиента и подтолкнуть к проверке полученной информации.

Терпимость. Моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям и привычкам других людей. Умение принимать человека таким, какой он есть. Однако это не означает одобрения негативных идей и действий клиента, помощь в достижении недостойных целей.

Выдержка и самообладание. Если клиент раздражен и выплескивает свои отрицательные эмоции на социального работника, то тот ни в коем случае не должен отвечать тем же, даже если речь идет о клиенте с психическими отклонениями.

Доброта. Доброта социального работника деятельна. Она воплощается в практической заботе о человеке, в помощи, а также в том, что социальный работник учит клиента преодолевать трудности, противостоять обстоятельствам, быть ответственным за свою судьбу и судьбу близких. Доброта обязывает говорить клиенту даже неприятную правду, если это необходимо для его блага.

Любовь к людям. Далеко не все клиенты способны вызывать любовь, однако социальный работник должен уметь видеть в людях положительные качества, которые и могут стать основой любви к таким клиентам.

Самокритичность. Умение анализировать свою деятельность, видеть недостатки, ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своему поведению, не выгораживая себя и не ища самооправданий, не должно превращаться в «самоедство» — свойством взваливать на себя и свои, и чужие грехи, нести ответственность за то, на что объективно не можешь повлиять, в этом случае развивается комплекс неполноценности, создается ощущение безысходности, появляется неуверенность в собственных силах.

Адекватность самооценки. Завышенная самооценка приводит к самоуверенности и высокомерию, а заниженная – к неуверенности в собственные силы. И то, и другое может сказаться на результатах деятельности, отношениях с клиентом и на общественном мнении о социальной работе в целом.

Терпение. Многие из клиентов социального работника трудны в общении – из-за физических и/или нравственных качеств. Однако социальный работник обязан быть терпелив к каждому. Главное – дать клиенту высказаться.

Коммуникабельность. Качество, актуальнейшее на всех уровнях отношений, — с клиентом, с коллегами, с представителями других государственных учреждений.

Оптимизм. Не все проблемы, с которыми сталкивается социальный работник, возможно разрешить. Однако то, что он помогает людям, хоть частично облегчая их страдания, несет им надежду, уже является источником оптимизма, как и, в целом, вера в социальную справедливость, достижению которой социальный работник и способствует.

Сила воли. Часто социальному работнику приходится преодолевать не только себя и объективные препятствия, но и инертность клиента, его пессимизм.

Эмпатия. Постижение другого человека, «вчувствование» в него, умение ставить себя на место клиента. Вежливое внимание никогда не заметит искреннего интереса к проблемам клиента.

Стремление к самосовершенствованию. Это стремление совершенствоваться и как профессионал, и как личность. Высокое назначение нравственности социального работника заключается и в том, что она направлена не только на себя, но и на клиента и на коллег.

Творческое мышление. В деятельности социального работника не может быть абсолютно одинаковых ситуаций и, соответственно, стандартных решений. Поэтому социальный работник должен быть психологически мобилен, от этого напрямую зависит эффективность его деятельности.

Личность социального работника целостна. Те качества, которые требует от специалиста профессиональная деятельность, не исчезают за пределами рабочего места. Они присутствуют в его действиях постоянно, формируя облик социального работника в общественном мнении.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector