Участник отсутствует в реестре смп

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В составе заявки, поданной на участие в электронном аукционе (по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), проводимом в 2017 году, где было установлено ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства (далее — СМП), социально ориентированные некоммерческие организации, участник продекларировал свое соответствие СМП. Он указал, что ООО подтверждает, что относится к СМП в соответствии со следующим:
— суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25%;
— доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25%;
— средняя численность работников за предшествующий календарный год (за 2015 год) не превышает 100 человек;
— выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за предшествующий календарный год (за 2015 год) не превышает 400 млн. рублей.
Предшествующим календарным годом является 2016 год, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" указывать надо доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, а не выручку от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за предшествующий календарный год.
Подлежит ли данная заявка отклонению?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для признания заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
Однако в связи с наличием противоположной правоприменительной практики однозначно оценить правовые последствия принятия аукционной комиссией такого решения не представляется возможным.

Обоснование позиции:
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в частности, декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства (далее — СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (далее — СОНО) в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.
По смыслу положений Закона N 44-ФЗ декларирование принадлежности участника закупки к СМП, СОНО осуществляется в произвольной форме и осуществляется путем включения в заявку участника заявления (декларации), прямо указывающего на то, что этот участник относится к СМП, СОНО (смотрите, в частности, ответ на вопрос 2 в письме Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2911). Требовать от участника закупки каких-либо дополнительных документов, подтверждающих его принадлежность к СМП, СОНО, заказчик не вправе (ч. 5 ст. 51, ч. 6 ст. 66, ч. 4 ст. 73 Закона N 44-ФЗ, решение ФАС России от 03.10.2014 N К-1443/14, постановления Тринадцатого ААС от 05.03.2015 N 13АП-26440/14, АС Уральского округа от 26.05.2015 N Ф09-2058/15, Девятого ААС от 12.09.2014 N 09АП-34410/14).
Таким образом, принадлежность к СОНО и к СМП подтверждается только декларированием, то есть простым заявлением, указанием на этот факт в заявке (смотрите также письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 04.04.2014 NN 7158-ЕЕ/Д28И, АЦ/13590/14).
В случае непредставления участником такой декларации или декларирования принадлежности к СМП участником электронного аукциона с нарушением требований, содержащихся в документации о закупке, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 17.02.2016 N Д28и-375).
Как показывает правоприменительная практика, надлежащим исполнением требования, предусмотренного п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, признается в том числе проставление значка "V" либо слова "да" в соответствующей графе второй части заявки участника (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.05.2015 N Ф09-2058/15 по делу N А76-17735/2014, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 N 01АП-5740/15).
Вместе с тем ничто не запрещает участнику, помимо подтверждения своей принадлежности к СМП, указывать в декларации конкретные показатели, предусмотренные ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и подтверждающие такую принадлежность. Как показывает правоприменительная практика территориальных органов ФАС, то обстоятельство, что в подобных случаях конкретные показатели, указанные участником в декларации с целью подтверждения его отнесения к категории СМП, фактически этого не подтверждают (в частности, в декларации указана среднесписочная численность и (или) размер дохода не за предыдущий, а за позапрошлый год), является достаточным основанием для принятия аукционной комиссией решения о признании заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе (смотрите, например, решение УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре от 09.01.2017 N 03/ПА, решение УФАС по Магаданской области от 16.08.2016 N 04-30/97-2016, решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 07.07.2016 N 06-559/16т, решение УФАС по Мурманской области от 09.06.2014 N 06-10/14-192).
Вместе с тем нельзя не указать на наличие в правоприменительной практике территориальных органов ФАС России примеров иного подхода, в соответствии с которым в целях признания заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе во внимание должен приниматься исключительно сам факт декларирования участником принадлежности к СМП, но не включенная в декларацию дополнительная информация об упомянутых выше конкретных показателях (решение УФАС по Республике Башкортостан от 18.04.2016 N ГЗ-234/16). Учитывая наличие такого подхода, мы не можем однозначно оценить перспективу обжалования вынесенного аукционной комиссией решения о признании указанной в вопросе заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе.

Читайте также:  Юрист по недвижимости во владимире

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Федеральный закон № 313-ФЗ от 03.08.2018 внес поправки в 209-ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства. В первую очередь он изменил само определение субъекта малого и среднего предпринимательства (СМП). И если раньше этим термином обозначали юрлица и ИП, которые соответствуют условиям 209-ФЗ, то после 3 августа текущего года определение дополнилось важной деталью.

Теперь под СМП понимаются не только те организации и ИП, которые формально соответствуют критериями, а также те, сведения о которых присутствуют в специальном реестре.

Как меняется работа

Госзаказчики не менее 15 % совокупного годового объема закупок должны проводить только среди субъектов СМП. Участники же, в свою очередь, обязаны задекларировать свою принадлежность к малому и среднему предпринимательству для того, чтобы участвовать в закупках.

Напомним, такая декларация с 01.07.2018 в электронном аукционе по 44-ФЗ составляется с помощью функционала торговых площадок. А в «бумажных» процедурах участники по-прежнему прикладывают декларацию о принадлежности к СМП и подписывают ее собственноручно.

Заказчик же раньше мог не проверять организацию в реестре. Однако после изменений в 209-ФЗ для того, чтобы полностью считать предприятие субъектом малого бизнеса, информация о нем должна быть размещена в перечне.

Соответственно, заказчик, в случае предоставления участником декларации о предприятии, а не сведений из перечня, обязан удостовериться в актуальности данных.

Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ"О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"вносит важное дополнение в понятие субъектов малого и среднего предпринимательства в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее – Закон №209-ФЗ).

Читайте также:  Сколько норматив за электроэнергию

Помимо того, что субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать условиям, определенным в ст. 4 Закон №209-ФЗ, сведения о них должны быть включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — Реестр МСП).

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01 августа 2016 года на сайте ФНС России сформирован Реестр МСП.

Вместе с тем, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон №44-ФЗ) в ч. 3 ст. 30 содержит требование о предоставлении участником закупки декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства (далее – СМП), не увязывая ее с наличием сведений в Реестре МСП. Что давало возможность участникам закупок, которые не относились к СМП подавать заявки на участие в закупках, в которых было установлено ограничение об участии в них только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом комиссия по закупкам не была обязана проверять наличие сведений об участнике в Реестре МСП, поскольку участнику для допуска достаточно было предъявить декларацию о принадлежности к СМП.

Административная практика в отношении данной проблемы сложилась неоднозначно. Так в решение Владимирского УФАС России от 11.05.2018 N Г 392-04/2018 указано, что в составе заявки ООО "М" на участие в электронном аукционе присутствовала декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства. В связи с чем на момент рассмотрения вторых частей заявок на участие в указанном электронном аукционе у аукционной комиссии отсутствовали правовые основания для признания аукционной заявки участника закупки не соответствующей требованиям аукционной документации, несмотря на то, что согласно Реестру МСП участник относился к категории среднего предприятия.

Читайте также:  Является ли стилет холодным оружием

В решении Хабаровского УФАС России от 03.11.2016 N 486 по делу N 7-1/754 указывается на то, что заявитель во второй части заявки представил декларацию о принадлежности к СМП, однако контрольный орган пришел к выводу об отсутствии у заявителя жалобы фактического статуса СМП, в связи, с чем не усматривает в действиях уполномоченного органа по признанию участника закупки не соответствующим требованиям аукционной документации, нарушений законодательства о контрактной системе.

Таким образом, при принятии решения об отклонении заявок участников закупки не относящихся к СМП, но предоставивших декларации о принадлежности к ним, заказчикам требовалось выяснить позицию контрольного по этому вопросу.

Внесенные в Закон №209-ФЗ изменения, вступили в силу с 03 августа 2018г. и позволили комиссиям по закупкам более уверено принимать решение об отказе в допуске тем участникам, которые к СМП не относятся, ссылаясь на отсутствие сведений в Реестре МСП или несоответствие указанных сведений требованиям заказчика.

В свою очередь, участникам закупок до подачи заявок надо удостовериться в наличии о них сведений в Реестре МСП и о соответствии этих сведений требованиям заказчика.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider

Adblock detector