Учет гсм на предприятии инструкция

Горюче-смазочные материалы – одна из статей расходов на содержание автомобилей, мотоциклетной техники или спецтехники предприятия, по которой требуется вести учет в установленном порядке. Бухгалтер предприятия, компании, организации или учреждения в обязательном порядке сверяет данные выдачи, фактического расхода и остатка ГСМ каждый месяц.

Для этого используются различные методы и способы, которые допускаются в соответствии с Налоговым кодексом. Расчет может проводиться по усредненной стоимости купленных нефтепродуктов и технических жидкостей, по себестоимости остатков, ФИФО, ЛИФО. Утвержденный метод расчетов в обязательном порядке должен быть указан в соответствующем приказе.

На предприятии, имеющем на балансе транспортные средства и спецтехнику, расходы на горюче-смазочные материалы относятся к«Материальным затратам». В бухгалтерском учете покупка ГСМ отражается в счете 10«Материалы» (для бензинового или дизельного топлива — субсчет 3«Топливо»).

Различают несколько вариантов местонахождения приобретенных горюче-смазочных материалов:

  • На складах – это бензин, дизтопливо, пропан-бутан, моторные и иные масла, хранящиеся в складских помещениях.
  • Оплаченные талоны на топливо — имеются талоны, по которым был получен бензин, дизельное топливо и прочее.
  • Топливо в топливных баках транспортных средств, а талоны у водителя.

Чтобы упростить процедуру учета всех ГСМ для всего транспорта, стоящего на балансе предприятия, при ведении бухгалтерского учета применяются субсчета 2-го, 3-го порядка и т.д. В качестве примера: счет 10 «Топливо», субсчет «ГСМ на складе», субсчет «Дизельное топливо».

В бухучете расходы на ГСМ, связанные с использованием автомобилей, отражаются в различных счетах в зависимости от того, для чего выполнялась перевозка: грузоперевозки для собственных нужд или поставки товаров в дилерские центры, магазины, служебные пассажирские перевозки и прочее.

Пример расходов на ГСМ

Водитель легкового служебного автомобиля Быков Н.Г. в компании ООО «МебельПром», получил под предоставление отчета деньги наличными для приобретения горюче-смазочных материалов. Он предоставляет в бухгалтерию авансовые отчеты, отражающие реальные расходы на покупку, в качестве подтверждения также прикладываются первичные документы. Бензин списывается согласно путевым листам, которые сдаются в отдел бухгалтерии организации.

Для ведения количественно-суммового учета горюче-смазочных материалов компания «МебельПром» разработала и утвердила собственную форму лицевых карточек. Данные карточки открывают на каждого водителя компании.

На начало мая у водителя был остаток несписанного топлива в объеме 20 литров по цене 42 рубля за литр без учета НДС. 3 мая дополнительно было приобретено еще 20 литров бензина АИ-98 по цене 44 рубля за литр. По данным бортового компьютера автомобиля расход 1, 2 и 3 апреля составил соответственно 8, 11 и 11 литров.

В компании списание ГСМ осуществляется по скользящей средней себестоимости, рассчитываемой непосредственно на дату проведения операции.В бухгалтерском учете ООО «МебельПром» были выполнены проводки:

Остаток на 01.05

Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин АИ-98 в баке машины Быкова Н.Г.»:

— 336 рублей – списано по нормам 8 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы №3 за 1 мая.

Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин АИ-98 в баке машины Быкова Н.Г.»:

— 462 рубля – списано по нормам 11 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы №3 за 2 мая.

Дебет 10-3 Кредит 71 субсчет «Быков»

— 840 рублей – оприходовано 20 литров бензина на основании чека ККМ, приложенного к авансовому отчету.

Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин АИ-98 в баке машины Быкова Н.Г.»:

— 484 рубля – списано по нормам 11 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы №3 за 3 мая.

Аренда транспорта

Транспортное средство или самоходная спецтехника предоставляется во временное владение либо пользование на основании соответствующего договора, заключенного с физическим либо юридическим лицом. Обычно арендатор несет все расходы, вызванные эксплуатацией ТС, включая затраты на приобретение горюче-смазочных материалов, технических жидкостей, других расходных материалов. По условию договора возможна смешанная оплата, включающая фиксированную арендную плату за пользование машиной или техникой и оплату расходов на содержание ТС. Вторая часть платы фиксированной не является и связана непосредственно с внешними факторами, техническим состоянием арендованного движимого имущества и т.д.

Если все расходы на эксплуатацию несет арендатор, то учет расходов на ГСМ в бухгалтерии выполняется аналогично ситуации с собственным транспортным средством, только машина учитывается не в основных средствах предприятия, а на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». В соответствии с Налоговым кодексом РФ при расчете налогов арендная плата относится к прочим расходам. Для арендатора не имеет значения – берется в аренду ТС у физического или юридического лица. Зато для арендодателя важен статус. Так, для физ. лиц машина или иное транспортное средство, спецтехника, сдаваемая в аренду, облагается налогом. По ЕСН также идут различия – арендуется ли ТС с водителем (оператором) или без него.

Так как машиной пользуется непосредственно организация, то на весь срок аренды выписывается путевой лист. Стоит отметить, что по статье 253 пункта 1 подпункта 2 Налогового кодекса РФ организация вправе включать потраченные денежные средства на содержание, техническое обслуживание и эксплуатацию основных средств и прочего имущества, включая движимое, используемого в производстве, в расходы по сниженному налогообложению. Это касается и топлива, масел и технических жидкостей, приобретаемых для автомобиля, взятого в аренду.

Арендовать легковые, грузовые транспортные средства или спецтехнику выгодно в следующих случаях:

  • Требуется проведение определенного рода работ, для которых приобретение машин или техники в собственность нецелесообразно с экономической точки зрения.
  • Временный вынужденный простой собственного парка машин и техники при необходимости срочного выполнения работ – грузоперевозки по договору на поставку стройматериалов, выполнение строительных, дорожно-ремонтных работ.
  • Необходимость в проведении разовых работ – к примеру, требуется погрузчики, колесные бульдозеры на 1 смену.

Безвозмездное пользование транспортным средством: особенности отражения расходов по договору ссуды

Помимо собственных и арендованных машин возможно получение ТС по договору безвозмездного пользования (ссуда). Одна сторона передает второй легковую, грузовую машину или самоходную спецтехнику. Вторая сторона должна вернуть ТС в оговоренные сроки в том же состоянии, в каком оно было получено, учитывая нормальный износ на протяжении всего срока эксплуатации. Передавать машину по ссуде может как собственник (физическое или юридическое лицо), так и лицо, уполномоченное действовать от имени собственника.

Договор ссуды предполагает возврат не такого же, а того же транспортного средства. Поэтому при заключении договора детально указываются все сведения о машине или технике – номера агрегатов, техническое состояние и прочее. В соответствии с Гражданским кодексом организация не может передать транспорт учредителю, руководителю и другим лицам на руководящих, контролирующих должностях в этой же организации.

По ссуде все расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание, диагностику, ремонт и сервис автомобиля несет непосредственно ссудополучатель, хотя отдельные условия стороны могут указать в договоре. Опять же, расходы ссудополучателя на перечисленные выше операции способствуют уменьшению налогов на прибыль. Аналогично с арендой, расходы на топливо и другие горюче-смазочные материалы несет непосредственно предприятие, выступающее в роли ссудополучателя.

Для налоговой отчетности ссуда относится к безвозмездно оказанным услугам, и указывается во внереализационных доходах. Организация сама определяет стоимость с учетом рыночной стоимости аренды аналогичного по марке, модели, классу, году выпуска и техническому состоянию транспортного средства.

Выплата компенсаций сотрудникам за пользование личным авто для работы

Сотрудники предприятия или организации, компании в соответствии с условиями и соглашением с руководителем могут использовать личный транспорт в служебных целях. Так технологу предприятия для контроля производственного процесса необходимо совершать поездки в отдельные цеха, заводы, расположенные в пределах города, в соседних города или областях. Или менеджеру для оценки эффективности труда либо решения организационных, коммерческих вопросов регулярно приходится ездить по филиалам, супермаркетам сети или магазинам, принадлежащим компании. В таких случаях сотрудник имеет право на компенсацию расходов, связанных с эксплуатацией личной машины в служебных целях.

Нередко встречаются ситуации, когда размер выплаты складывается из установленной Правительством Российской Федерации нормы и расходов на топливо. Естественно, такой подход не отражает реальных затрат, которые несет работник при эксплуатации собственной машины не в личных целях. Нормативно компенсация включает в себя расходы на пользование машиной (износ, ГСМ, техобслуживание, сервис, ремонтные работы, шиномонтаж).

Читайте также:  Служба по контракту в армии россии

Компенсация выплачивается только, если непосредственная деятельность (прямые обязанности по трудовому договору) сотрудника связана с регулярными поездками по работе. В противном случае требовать компенсировать понесенные расходы работник не имеет права, если не сможет доказать, что ТС использовалось в служебных целях.

Порядок выплат компенсаций и другие моменты, связанные с возмещением расходов, изначально были указаны в письме Минфина РФ от 21.07.1992 № 57. За прошедшее время нормы выплат существенно изменились, но общие положения остались действующими, поэтому бухгалтерам предприятий, компаний и организаций, практикующих выплату компенсаций, настоятельно рекомендуется ознакомиться с данным документом.

Сумма, выплачиваемая сотруднику, напрямую зависит от того, как часто личная машина применяется для разъездов в служебных целях. В эту сумму включаются все расходы, которые несет владелец транспортного средства – не только бензин или дизельное топливо, пропан-бутан, но и моторное, трансмиссионное масла, технические жидкости, проведение техобслуживания (плановое ТО1, ТО2 и т.д.) и сервиса.

Соответственно, для расчета выплачиваемой компенсации используется следующая формула:

Ск = А + Т + ТО + Р

  • Ск – общая сумма компенсации,
  • А – амортизация или износ автомобиля, соответствующий пробегу (физический износ агрегатов, узлов и деталей машины на 1 км пути),
  • Т – непосредственно стоимость бензина или дизтоплива, а также группы горюче-смазочных материалов,
  • ТО – стоимость технического обслуживания конкретного авто с учетом марки, модели, модификации и года выпуска,
  • Р или ТР – ремонт/текущий ремонт (стоимость ремонтных работ для устранения поломок, дефектов или неисправностей, повреждений, возникших в ходе служебного пользования ТС).

Компенсация начисляется на основании соответствующего приказа руководителя предприятия, компании.

Отметим, что компенсация:

  • Начисляется каждый месяц в фиксированной сумме без учета календарных дней.
  • Не начисляется, если в заданный период времени сотрудник отсутствовал на рабочем месте, и личный автомобиль для служебных целей не использовался.

Объективную сложность в расчете выплачиваемой компенсации представляет определение степени интенсивности пользования личным транспортом. Так, работник может указать определенный расход топлива и пройденный километраж при служебной поездке, но заехать на обед или по другим личным делам. Соответственно, вычислить, какие расходы понес владелец ТС именно на поездку по служебным, а какие – по личным целям, не представляется возможным.

Как вариант, на предприятии можно утвердить разъездную ведомость или её аналог, по которой можно будет судить о реальных затратах на эксплуатацию и обслуживание личной машины, используемой для рабочих поездок.

Для предприятия денежные средства, выплачиваемые в виде компенсации, относятся к расходам по обычным видам деятельности. Для сотрудника компенсация в пределах установленных норм подоходным налогом не облагается, хотя налоговые органы относятся к этому вопросу иначе.

Расходы на горюче-смазочные материалы одновременно с выплатой компенсации не учитываются при расчете налога на прибыль, так как личный автомобиль не относится к служебному транспортному средству.

Ведение учета ГСМ в «1С: Бухгалтерия 8.3»: основные способы и тонкости операций

Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов в компании ведется с использованием автоматизированных программных комплексов «1С». Рассмотрим подробнее, как учитываются расходы на ГСМ в бухучёте в «1С: Бухгалтерия 8.3». Для этого выделим основные этапы для приобретения и списания горюче-смазочных материалов за наличные и для учета топлива по путевым листам.

Приобретение/списание за наличные

При учете ГСМ в «1С: Бухгалтерия 8.3» отражают 3 операции: выдача наличных работнику на покупку топлива, оприходование и списание по путевым листам.

  • Выдача денег. Для выдачи необходимо оформить денежные средства в подотчет. Для этих целей во вкладке «Банк и касса» выбираем «Кассовые документы» и потом «Выдача». В качестве вида операции следует указать «Выдача подотчетному лицу». Заполняются все поля формы, в том числе автоматически (значения берутся из справочников). По завершению заполнения традиционно осуществляется проводка («Провести») с формированием Расходного кассового ордера и сама проводка. Печатную форму РКО можно получить, нажав на кнопку «Печать».
  • Оприходование. Работник получил деньги, купил на них ГСМ и предоставил в бухгалтерский отдел авансовый отчет. Теперь необходимо оприходовать бензин в программе. Во вкладке «Касса и банк» следует перейти в «Авансовый отчет». Далее создается отчет с указанием подотчетного лица, других данных, включая сведения из «Выдачи денег». Во вкладке товары выбирается созданная до этого позиция (например, «Бензин АИ-98»). Счет учета – 10.03. В зависимости от того, как и кем была совершена продажа и покупка бензина, указывается 18% НДС или без налога на добавленную стоимость. При необходимости после проведения документа можно ознакомиться с бухгалтерскими проводками, формируемыми автоматически.
  • Списание. Операции по списанию проводят в соответствии с заполненными путевыми листами. Оптимальным вариантом для этого является использование готового документа «Требование-накладная», а не «Операция, введенная вручную». Необходимо перейти в «Производство», а затем создать новый документ. Далее заполняется стандартная форма. Единственное, что в «Материалах» потребуется добавить требуемые ГСМ, указать количество по путевому листу и счет (Топливо – 10.03). Не забудьте заполнить все поля вкладки «Счет затрат».

Учет по топливным картам

Если предприятие покупает бензин или дизельное топливо по топливным картам, то процесс учета ГСМ будет иным, чем при приобретении за наличные. Бухучет горюче-смазочных материалов выполняется в следующей последовательности:

  • Предоплата. Предварительно потребуется осуществить предоплату продавцу (поставщику) бензина или дизтоплива. Перейдите в раздел «Банковские выписки» вкладки «Банк и касса» и нажмите «Списание» для того, чтобы списать требуемую сумму с расчетного счета.
  • Топливная карта. Поступление топливной карты осуществляется посредством документа «Поступление» в «Покупках». Создается новый документ «Поступление товаров» с указанием данных по документации поставщика. Далее необходимо добавить номенклатуру «Карта топливная» и указать данные по поставщику и топливу. При проведении операций с НДС проводится регистрация и последующая проводка документа.
  • Принятие горюче-смазочных материалов . Обычно ближе к последним числам месяца поставщики указывают данные о поставленном по факту бензине или дизтопливе. Принятие ГСМ осуществляется посредством «Поступления товаров» по счету 10.03 с указанием всех реквизитов поставщика.
  • Списание. По путевым листам выполняется списание на расходы в соответствии с израсходованным бензином. Если бензин списывается на иные нужды, отличные от производственных, то операция проводится аналогичным образом, но счет будет 91.02.
  • Контроль остатков. Учет оставшегося топлива выполняется посредством оформления ОСВ из закладки «Отчеты». ОСВ формируется по заданным параметрам.

Важность учета топлива на предприятиях

В рыночных условиях при высокой конкуренции в большинстве сфер деятельности определяющим фактором становится не только качество товаров или услуг, но и их стоимость. Себестоимость продукции или оказываемых услуг с использованием транспортных средств (легковых, грузовых авто, спецтехники) напрямую зависит от рационального использования материальных ресурсов, а именно — горюче-смазочных материалов.

Расход бензина или дизельного топлива, моторного масла, а также масла в гидравлике машин и спецтехники, проведение регулярного техобслуживания и текущего ремонта авто требует затрат, которые учитываются на предприятии и отражаются при ведении бухгалтерского, налогового учета. Наличие ошибок в отчетной документации, несоответствии бухгалтерских проводок реальным расходам на горюче-смазочные материалы приводит к снижению эффективности деятельности предприятия, проблемам с бухучетом, налогообложением.

Контроль осуществляется как по закупленному топливу, так и фактически истраченному с учетом путевых листов. Именно путевые листы остаются эффективным способом отслеживания полученного и израсходованного бензина, дизельного топлива при пользовании транспортным средством непосредственно в служебных, а не личных целях.

Необходимо проводить объективную оценку расходов на ГСМ с учетом всех факторов. Так, нормы расхода бензина или дизтоплива составляются с учетом дорожных, климатических условий, особенности поездок (грузоперевозки, пассажирские перевозки), специфики движения (в условиях города с частыми пробками, светофорами, на трассе, в смешанном цикле). Общий расход топлива включает не только израсходованный бензин на пробег, но и топливо на транспортные работы, обкатку машины после проведения ремонта и техобслуживания. Зимой учитываются надбавки, поскольку реальное потребление топлива возрастает.

Группа горюче-смазочных материалов включает в себя:

  • Топливо– бензин, дизтопливо, пропан-бутан, метан.
  • Масла– моторное, трансмиссионное, ГУР и другие.
  • Пластичные смазки, используемые для деталей, узлов и агрегатов ТС.
  • Тормозная жидкость.
  • Охлаждающие и другие технические жидкости, необходимые для работы систем, узлов и агрегатов автомобиля, специальной техники.

Помимо топлива все указанные выше ГСМ меняются или доливаются при каждом техническом обслуживании. По завершению текущего ремонта (ТР) также потребуется замена тех или иных ГСМ. Реже требуется доливка жидкостей и масел в процессе эксплуатации – в зимний период или в случае, когда возрастает интенсивность пользования транспортным средством.

Читайте также:  Премия на день полиции в 2018 году

Объем работ по техобслуживанию и текущему ремонту напрямую зависит от пробега транспортного средства или спецтехники, климатических, дорожных условий, года выпуска и фактического износа машин. Если для легковых автомобилей, используемых в личных целях, периодичность проведения ТО регламентируется заводом-изготовителем и является постоянной величиной (каждые 12 месяцев или 15 000 км пробега), то для автопарка на балансе предприятия, включающего также грузовые машины и спецтехнику, обязательно применяют корректирующие коэффициенты — категории условий работы и природно-климатических условий.

От своевременного и полноценного техобслуживания зависит исправность техники, машин. Все расходы на проведение ТО и ТР, покупку соответствующих горюче-смазочных материалов также отражаются при ведении учета в организации.

Логично, что полностью до нуля бензин в баке ни один водитель, работающий на предприятии, использовать не будет – в противном случае это чревато проблемами и неисправностями топливной системы, системы подачи топлива и других систем, агрегатов. Оставшееся в баке топливо относится к переходящему на следующий учетный период остатку, который отражается в субсчете «Бензин в баках авто».

Обратите внимание, что различие стоимости затрат по горюче-смазочным материалам в бухгалтерском и налоговом учете для налогоплательщиков по ПБУ 18/02 чревато налоговыми обязательствами.

Грамотно организованный, соответствующий действующим нормам и требованиям Налогового, Гражданского, Трудового кодекса РФ учет расходов на горюче-смазочные материалы – один из основных факторов успешного ведения материально-хозяйственной деятельности предприятия. И от того, как осуществляется бухучет ГСМ, во многом зависит эффективность содержания и эксплуатации собственного автопарка или парка техники, арендованных или полученных в безвозмездное пользование машин, спецтехники.

Использование любого вида транспорта на предприятии неразрывно связано с учетом ГСМ. В статье разберемся с особенностями учета горюче-смазочных материалов. Что такое нормы расхода ГСМ, как их рассчитать, как списать ГСМ в расходы предприятия, как происходит бухгалтерский учет списания топлива и какие проводки выполняются? На все эти вопросы постараемся ответить в статье ниже.

Учет ГСМ на предприятии и расчет нормы его расхода обычно вызывает массу вопросов у бухгалтеров. Правильное списание расходов на эксплуатацию и обслуживание транспортных средств очень важно, ведь эти расходы уменьшают базу для исчисления налога на прибыль. Прежде всего, нужно помнить, что расходы на горюче-смазочные материалы должны быть правильно рассчитаны, документально подтверждены и экономически обоснованны. Это очень важный момент, ведь только при соблюдении трех вышеуказанных условий затраты на ГСМ можно списать в расходы организации. Вы должны быть готовы к тому, что при любой проверке налогового органа вы сможете обосновать необходимость таких затрат, сможете предъявить все подтверждающие документы.

Понятие ГСМ

Начнем с того, что разберем само понятие «ГСМ», что оно в себя включает.

Расшифровка ГСМ – «горюче-смазочные материалы». Из названия понятно, что сюда входит не только топливо, но и сопутствующие материалы, необходимые для нормального функционирования транспортного средства.

К ГСМ относится:

  • Все виды топлива (газ, дизель, бензин);
  • Смазочные материалы (масла, смазки, применяемые в процессе ремонта, обслуживания и эксплуатации транспорта);
  • Тормозные, охлаждающие жидкости.

Порядок списания горюче-смазочных материалов

Горюче-смазочные материалы списываются в расходы на основании, так называемых, нормативов. Что это за нормативы и откуда их брать?

Прежде всего, нужно отметить, что существуют нормативы списания ГСМ, установленные Минтрансом России. Но использование этих норм не обязательно, Налоговый кодекс РФ допускает разработать собственные нормы расходования ГСМ и использовать их для списания.

С утвержденными Минтрансом нормами все понятно, берете установленный норматив на списание топлива и прочих сопутствующих материалов для вашего вида транспорта и списываете.

Если же вы хотите разработать свои нормы, то читайте ниже.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Расчет нормы расхода топлива

Расчет нормы списания ГСМ можно провести двумя способами:

  1. Воспользоваться имеющейся к транспортному средству технической документации, на основании которой разработать нормы использования топлива и смазочных материалов в зависимости от сезонности, времени года (так зимний расход топлива значительно превышает летний), также важно учесть и загруженность дорог.
  2. Установить нормы на основании анализа фактического использования транспорта и проведения замеров. Этот способ используется значительного чаще первого, поэтому разберем его более подробно.

Как правильно произвести замеры расхода топлива?

Первым шагом будет создание комиссии для контроля правильных замеров.

Замеры использования топлива проводятся следующим образом: пустой бак транспорта по максимуму заполняется топливом, отмечается количество залитого топлива, записываются данные спидометра. После этого транспорт используется в обычном режиме до тех пор, пока топливный бак не опустеет, после чего опять записываются данные спидометра. Путем вычитания из последнего показания спидометра начального получается пробег автомобиля – количество километров, которые транспорту удалось проехать на полном баке топлива. Теперь рассчитывается расход топлива на 1 км, для чего делится объем залитого топлива на расстояние, которое проехал автомобиль на этом топливе. Это и будет нормой расхода топлива.

Так как условия использования транспортного средства могут значительно отличаться, то необходимо провести замеры в различных условиях. При проведении замеров расхода ГСМ нужно учесть:

  • время года (провести замеры в холодное и теплое время года);
  • загруженность транспорта;
  • насколько затруднено движение по дорогам (наличие дорожных пробок);
  • простои автомобиля с включенным двигателем.

Проведя замеры в различных условиях, получаются несколько нормативов, которыми и следует руководствоваться в процессе списания топлива в расходы.

Кроме этого, предприятие может пойти и несколько иным путем: провести замеры для стандартной ситуации, а для различных отклонений условий эксплуатации от нормы разработать поправочные коэффициенты.

Полученные результаты нужно утвердить актом, который подписывают члены созданной ранее комиссии.

Определяя и устанавливая для себя нормы и лимита использования ГСМ, нужно помнить, что полученные величины должны быть обоснованны экономически, не завышены. Не стоит искусственно завышать нормативы потребления, ведь у Налоговой инспекции могут возникнуть не очень приятные для вас вопросы.

Расчет нормы расхода ГСМ разобрали, теперь рассмотрим, как происходит бухгалтерский учет ГСМ на предприятии, какие проводки необходимо выполнять в процессе эксплуатации.

Бухучет ГСМ и проводки

Горюче-смазочные материалы в бухгалтерии списываются либо в расходы на продажу (для торговых организаций), либо на себестоимость продукции (для производственных организаций).

Таким образом, счет бухгалтерского учета, на которые следует относить затраты на ГСМ – это 44 или 20 (23, 26). Дебет этих счетов корреспондирует с кредитом счета учета материалов (счет 10), на котором для учета топлива и смазочных материалов открыт отдельный субсчет.

Проводка по списанию ГСМ:

Д20, 23, 26 (44) К10.3 – списана стоимость использованных ГСМ в расходы предприятия.

20-й счет используется в том случае, если транспорт эксплуатируется на рабочие нужды, например, доставка товара клиентам.

23-й счет, как правило, применяется крупными предприятиями, имеющими большее количество транспортных средств.

На 26-й счет списываются ГСМ по транспорту, используемому в служебных целях.

Логично было бы выполнить проводку по списанию ГСМ на величину истраченного фактически топлива, но, как правило, очень сложно определить точное количество используемого топлива, поэтому и списываются горюче-смазочные материалы по установленным нормам.

Принимаются ГСМ к учету в бухгалтерском учете на 10-й счет.

Приобретаются материалы, как правило, за наличные или безналичный расчет. В первом случае наличные деньги даются водителю под отчет, после закупа необходимых ГСМ водитель отчитывается по истраченной сумме с помощью авансового отчета. Оставшиеся у водителя деньги сдаются в кассу предприятия. При покупке материалов за безналичный расчет, происходит списание безналичных денежных средств с расчетного счета предприятия.

Проводки при этом выглядят следующим образом:

  • Д71 К50 – выданы наличные деньги под отчет.
  • Д10.3 К71 – приняты к учету материалы, купленные за наличный расчет.
  • Д60 К51 – перечислена оплата поставщику.
  • Д10.3 К60 – приняты к учету материалы, купленные за безналичный расчет.
  • Д19 К60 – выделен НДС по приобретенным материалам (если выделяется).

Любая проводка выполняется только на основании оправдательного документа.

Проводка по списанию ГСМ выполняется на основании путевого листа и акта на списания ГСМ. Путевой лист можно использовать для списания топлива в расходы, а акт – для списания прочих смазочных материалов.

Образцы путевого листа:

Проводка по принятию ГСМ к учету выполняется на основании авансового отчета и документа, подтверждающего факт оплаты, например, чек (при наличном расчете) или накладная, счет-фактура и документы, подтверждающие оплату (при безналичном расчете).

Помимо вышеуказанного, учет ГСМ на предприятии включает в себя также проведения периодической инвентаризации (ежедневно, еженедельно, ежемесячно – по усмотрению самой организации).

Читайте также:  Возврат товара от неплательщика ндс

Для того, чтобы сверить остатки топлива с учетными данными, можно пойти двумя путями.

В бак автомобиля долить бензин или другое используемое топлива до полного бака, далее от объема полного бака отнять долитый объем, после чего полученное значение сверить с данными счета 10.3.

Слить из бака остатки топлива, измерить их количество и сверить с учетными данными на 10-м счете.

ГСМ — это горюче-смазочные материалы. К ним можно отнести:

  • различные виды топлива (дизель, бензин, газ);
  • специальная жидкости для автотранспортных средств (тормозные, охлаждающие);
  • масла и смазки (масла для мотора, трансмиссий, различные смазки и т. д.).

ГСМ могут использоваться как специализированными транспортными предприятиями, так и обычными компаниями, у которых имеются автотранспортные средства, используемые для различных нужд.

Что такое путевой лист

Путевой лист – это документ первичного учета, в котором отражается информация о пробеге автомобиля, следовательно, по данному показателю можно рассчитать расход топлив.

Специализированные транспортные предприятия, которые имеют автотранспорт и он используется в основном виде деятельности. Эти предприятия должны использовать путевые листы установленного образца с теми реквизитами, которые прописаны в приказе Минтранса России «О порядке заполнения путевых листов» от 18.09.2008 № 152.

А предприятия, которые используют автотранспорт не по основному виду деятельности могут разработать самостоятельно форму путевого листа, только ее необходимо закрепить в в учетной политике предприятия.

Каждый путевой лист должен быть зарегистрирован в специальном регистрационном журнале. Путевой лист составляется сроком или на 1 день или на срок не более месяца – эти нормативы все указаны в п. 10 приказа 152 от 08.09.2008 года.

Специализированным предприятиям рекомендовано составлять путевой лист каждый день, с целью учета расхода топлива за определенное время работником. Но исключения всегда есть, и данном случае, это когда работника отправляют в командировку на срок более 1 дня.

Правила и порядок учета ГСМ

Для того, что бы списать ГСМ не достаточного одного путевого листа, еще необходим приказ руководителя предприятия, в котором утверждено в учетной политике такое списание. Если работник использует личный автомобиль в служебных целях, тогда так же необходимо выписывать путевой лист для списания ГСМ. Поступление на предприятие ГСМ оформляется приходным ордером, а списание производиться один раз в месяц, обычно это в начале следующего месяца за прошедшим ответственным за это лицом. Ответственным лицом обычно на предприятии выступает бухгалтерский работник, например, материальный бухгалтер.

Порядок списание состоит в том, что составляется соответствующий акт, который составляется представителями специально созданной комиссии для списания ГСМ, комиссия должна состоять не менее чем из трех человек.

Важно. К составленному акту списания, в обязательном порядке необходимо прикладывать документы первичной отчетности, а именно: накладная-требование, заправочные карточки, чеки АЗС. Цель данных документов – подтвердить фактический объём потребленных горюче-смазочных материалов.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Учет расхода ГСМ в путевом листе

Если проанализировать форму путевого листа, то увидим, что имеются специальные графы, которые отражают оборот ГСМ. В данном путевом листе указывается количество топлива в баке, сколько было выдано и сколько осталось. Путем вычисления рассчитывается, сколько было использовано горючего.

При использовании путеводительного листа представленного в приказе 152 от 18.09.2008 года, то там нет граф для заполнения количества топлива. В данном документе будут записываться показания спидометра на начало и на конец пути, с помощью чего можно будет определить количество пройденных автотранспортом километров.

Когда путевой лист разрабатывается предприятием самостоятельно, то не содержит сведения об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что по путевому листу ведется учет или фактический расход топлива, или нормативного. Полученные рассчитанные данные необходимы для правильного отражения в бухгалтерском учете.

Но бывают, где заполнение путевого листа просто невозможно. К таким случаям относятся, например, заправка бензином бензопилы, мотоблоки и т.п. специальные техники. В таких случаях применяется акт списание ГСМ.

Бухгалтерский учет ГСМ

Учет ГСМ в бухгалтерском учете, как и учет материально-производственных запасов, ведется по фактической стоимости материалов, это указано в разделе II ПБУ 5/01.

Учет ГСМ может быть принят к учету только на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС, если топливо приобреталось водителем за наличные денежные средства или на основании корешков талонов, в случае приобретения топлива по талонам. Иногда бывает, что водитель приобретает бензин по топливным картам, тогда учет ГСМ будет учитываться по топливным картам на основании отчета компании — эмитента карты.

Существует три метода по списанию ГСМ. Рассмотрим эти методы в виде таблицы:

Наименование метода Описание метода
По средней стоимости стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении. Этот метод используется считается популярным.
Способ ФИФО По себестоимости первых по времени приобретенных ГСМ
По себестоимости каждой единицы В отношении ГСМ не применяется

Бухгалтера в основном предпочитают применять метод учета по средней себестоимости. Средняя стоимость рассчитывается следующей формуле:

СС = (Сост + Спост) / (Кост + Кпост),

СС — средняя стоимость;

Сост — остатки ГСМ на складе в стоимостном выражении;

Спост — поступление ГСМ в стоимостной оценке;

Кост — остатки ГСМ на складе в натуральном выражении;

Кпост — количество поступивших ГСМ в натуральном выражении.

Предприятие должно в обязательном порядке прописать в своей учетной политике, какую методику они будут использовать в бухгалтерском учете ГСМ.

Списание ГСМ по путевому листу

Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3):

  • По дебету – осуществляется приход ГСМ;
  • по кредиту — осуществляется списание ГСМ.

Выше мы уже рассмотрели, как происходит расчет использованного количества топлива. Вот это количество необходимо умножить на стоимость единицы, и полученная сумма списывается в бухгалтерском учете такими проводками как:

Пример списания ГСМ – бензина по путевому листу

ООО «Титан» в марте 2019года закупило бензин в количестве 200 литров по 38 рублей за 1 литров без учета НДС.

При этом на предприятии на начало месяца был запас бензина этой же марки в количестве 50 литров по средней стоимости 44 рубля за 1 литр.

Предприятием было использовано 30 литров для заправки автомобиля марки ВАЗ-11183 «Калина». Данный автомобиль используется для перевозки персонала предприятия.

В учетной политики предприятия прописано, что используется методика списание ГСМ по средней себестоимости.

Учет ГСМ при поступлении

Дт Кт Сумма, руб. Операция (документ)
10 60 7600 Оприходован бензин (ТОРГ-12)
19 60 1368 Отражен НДС (счет-фактура)

Рассчитываем среднюю себестоимость списания за март: (50 л × 44 руб. + 200 л × 38 руб.) / (50 л + 200 л) = 39,20 руб.

Учет ГСМ при списании по факту

В путевом листе сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 10 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 20 л.

Рассчитываем фактическое использование: 10 + 30 – 20 = 20 л.

Сумма к списанию: 20 л × 39,20 руб. = 784 руб.

Так как автомобиль используется в служебных целях, расходы на учет ГСМ в налоговом учете ГСМ будут признаны прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1 Что такое путевой лист?

Ответ: Путевой лист – это документ первичного учета, в котором отражается информация о пробеге автомобиля, следовательно, по данному показателю можно рассчитать расход топлив.

Вопрос №2 Какие существуют методы списания ГСМ в бухгалтерском учете?

Ответ: Существует три метода по списанию ГСМ: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретенных ГСМ; по себестоимости каждой единицы (для ГСМ не используется). В основном бухгалтера используют метод расчета по средней себестоимости.

Вопрос №3 Если на предприятие используется личный автомобиль в служебных целях, он может претендовать на получение бензина? Если да, тогда какие необходимо оформить документы для списания бензина?

Ответ: Личный автомобиль может быть использован в служебных целях. Для учета расхода топлива ему так же выписывается путевой лист, по которому определяется расход топлива за день.

«>

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider
Adblock detector