Удержание груза экспедитором гк рф

Редко какие обязательства в наше время носят безвозмездный характер. И для того чтобы обеспечить оплату поставленных товаров, да и оказанных услуг тоже, законодательство закрепило ряд способов обеспечения исполнения обязательств.

В их число входит и удержание. Возникает вопрос, возможно ли удержание груза перевозчиком до внесения отправителем платежа за транспортировку?

Сразу скажем, что здесь существует неоднозначная ситуация. Она обусловлена характером осуществляемых перевозок, видом груза, а также массой других моментов. Данной теме посвящена предлагаемая статья.

Правомерность удержания груза перевозчиком до выплаты долга

Обратимся к нормам законодательства. Право на удержание груза ГК РФ закрепляет статьёй 790, согласно которой перевозчик может удержать у себя груз на тот случай, если вовремя не была внесена плата за провоз.

Если внимательно изучить данную норму, то удержание груза применяется только по отношению к его отправителю. Получатель груза рискует в этом случае рискует пострадать в случае несвоевременной доставки груза.

Однако, несмотря на наличие в ГК РФ права на удержания, существуют и оговорки, которые на практике станут существенными.

Например, по некоторым видам перевозок удержание груза перевозчиком до полной оплаты может быть запрещено законодательством. В число таких документов входят и различные транспортные уставы.

Кроме этого, ограничения по удержанию груза допускается предусмотреть в самом договоре. И в этом его случае его положения будут иметь приоритет перед предписаниями гражданского законодательства.

Есть и обратный эффект: удержание груза и его доставка получателю с опозданием может резко снизить репутацию транспортной компании в глазах последнего.

Как правильно оформить удержание груза

Прежде всего, необходимо адресовать со стороны перевозчика отправителю уведомление об удержании груза.

Его форма законодательством не утверждена? однако этот документ просто необходим, поскольку без него задержка в отправлении будет неоправданной и обернется серьезными санкциями для транспортной компании как со стороны владельца груза, так и его получателя.

Уведомление об удержании груза нужно направлять только в том случае, когда:

  • проанализирован договор, законодательство и стало понятно, что запрета на удержание не существует;
  • ясно, что срок оплаты услуг по перевозке уже наступил и начался период просрочки.

Как таковой формы уведомления и порядка его направления грузоотправителю не выработано.

Поэтому можно использовать свой бланк документа, вписав в него все необходимые сведения о перевозчике, причинах удержания, мерах, предпринятых для получения платежа, условия решения вопроса мирным путём, а также предупреждение о дополнительных возможных санкциях.

Перевозчик не вправе задерживать доставку удержанием одновременно от двух разных отправителей груза. В таком случае такие действия также будут квалифицированы как неправомерные.

Если товар быстро портится

Свои моменты в случае с удержанием существуют в том случае, когда товар нуждается в быстрой доставке ввиду короткого срока хранения. Прежде всего, это замороженные продукты питания.

По действующим сегодня правилам перевозки перевозчик вправе сам реализовать вверенный ему для перевозки скоропортящийся товар.

Такое право возникает у него по истечении четырёх дней с момента передачи уведомления об удержании груза отправителю.

Однако на практике многие перевозчики продуктов питания не хотят портить отношения с отправителем и получателями продуктов питания и просто оформляют страховку на случай неоплаты услуг со стороны грузоотправителя. Поэтому, в каждом случае удержание груза при перевозке носит индивидуальный характер.

Что делать, если перевозчику так и не заплатили

Удержание груза перевозчиком до полной выплаты долга не может продолжаться бесконечно. В любом случае, перевозчик не будет иметь право распорядиться им в одностороннем порядке.

Для этого необходимо направить письменные уведомления отправителю или получателю грузов. Кроме того, может потребоваться помощь и судебных инстанций.

При таких обстоятельствах нужно подключить к решению конфликта все стороны:

  1. Отправителя.
  2. Перевозчика.
  3. Страховую компанию.

Вполне возможно, что при этом будет выработано наиболее благоприятное решение для всех участников, задействованных в транспортном процессе.

Закрепим материал об удержании груза перевозчиком

Итак, мы выяснили, что перевозчик имеет право на удержание груза до проведения отправителем оплаты транспортных услуг.

Однако, для того чтобы пойти на данный шаг, транспортная компания должна взвесить все за и против. Вполне возможно, что при применении удержания груза существует риск потери репутации.

Кроме того, запрет на удержание может быть оговорен в договоре, что будет исключать применение такой меры.

Наконец, в отношении скоропортящихся грузов существует риск истечения их срока годности, и нет при этом гарантии, что перевозчик их сможет вовремя реализовать. Это будет невыгодно для всех сторон взаимоотношений.

Удержание груза — это проблема, с которой может столкнуться, как грузовладелец, так и перевозчик, поэтому приведем основные юридические принципы, регламентирующие отношения в данной сфере.

Как показывает практика, отношения по выдаче груза в порту прибытия строятся с участием агента или экспедитора, которые обеспечивают хранение, наземную доставку груза до конечного пункта и его реальное вручение получателю. Ни агент, ни экспедитор, безусловно, при такой конструкции не являются владельцами груза, однако, распоряжаются грузом и несут бремя его содержания за счет клиента и, в случае неисполнения обязательств последним, рискуют остаться ответственным перед оператором терминала, перевозчиком, хранителем и другими «обитателями порта» за обработку вверенного им груза. Неисполнение обязательств клиентом может произойти по разным причинам – от утраты интереса к грузу по причине экономической нецелесообразности расходов на выдаче до несостоятельности. Задача экспедитора или агента при таких обстоятельства не оказаться в убытке и компенсировать потери. Данный вопрос приобретает особенную сложность, в случае если клиентом выступает номинальная компания, не имеющая активов и не получающая корреспонденцию.

Читайте также:  Берут ли в армию с варикоцеле яичка

Статьей 359 ГК РФ предусмотрена общая норма о праве удержания кредитором вещи подлежащей передаче должнику против оплаты платежей в отношении такой вещи. Нормы указанной статьи актуальны так же в агентских отношениях (ст. 996, 1011 ГК РФ) и детализируются применительно к экспедиторской деятельности в части 3 статьи 3 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»: «Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества». В ст. 23 закона N 261-ФЗ от 08.11.2007 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за оператором морского терминала предусмотрены обширные возможности по удержанию и реализации груза. Требования лица, удерживающего вещь, удовлетворяются из ее стоимости по правилам удовлетворения требований, обеспеченных залогом (ст.360 ГК РФ).

Принимая во внимание все вышеизложенное, на практике возникает вопрос о возможности реализации экспедитором или агентом груза, который не принадлежит на праве собственности его клиенту. Конституцией России гарантировано право собственности и предусмотрено, что лишение права собственности может быть произведено только по решению суда. Как известно собственник несет бремя содержания своего имущества (201 ГК РФ) и в случае если собственник груза от него отказался, то такой факт не является основанием для освобождения последнего от ответственности за возникшие в отношении его собственности платежи, в том числе платежи агентов и экспедиторов в пользу терминала, стивидора и прочих лиц, привлекаемых для обработки груза. Кроме того, в положениях ГК РФ об удержании груза не говорится ни слова о том, что у должника обязательно должно быть право собственности на вещь. В норме прямо говорится только о вещи «подлежащей передаче должнику», но не более того. Соответственно, в случае если собственником прямо или косвенно нарушается право третьего лица на получение оплаты за законные действия в отношении имущества собственника, то такое право может быть восстановлено путем реализации имущества принадлежащего собственнику, даже если такое имущество не принадлежит лицу, которое заказало услуги в отношении груза собственника. Данный подход никак не нарушает конституционно гарантированного права собственности поскольку служит в качестве превентивной меры, обеспечивающей право агента или экспедитора на получение причитающейся ему оплаты за перевалку, хранение и обслуживание груза в порту. Данная правовая позиция приводится в постановлении Конституционного суда РФ от 16.05.2000 N 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой компании «Timber Holdings International Limited».

Соответственно, удержание и принудительная продажа груза применяется агентом или экспедитором при условии принадлежности предмета удержания заказчику, при этом не имеет правового значения вещный или обязательственный титул владения вещью. В противном случае недопустимость удержания вещи, не принадлежащей агенту или экспедитору на праве собственности, может являться основанием для злоупотребления правом со стороны грузовладельца и заказчика, поскольку кредитор будет лишен возможности защиты нарушенного права и оперативного понуждения неисправного клиента к исполнению обязательства. Отсутствие титула права собственности на удерживаемое имущество у клиента не препятствует возможности удовлетворения требований кредитора в порядке, предусмотренном ст. 360 ГК РФ, поскольку право удержания в этом случае не преобразуется в право залога, а лишь является специальным приемом юридической техники путем применения механизма, установленного для реализации заложенного имущества.

Таким образом, в арбитражный суд по месту нахождения груза подается исковое заявление об обращении взыскания на удерживаемый груз, с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности, со ссылками на положения договора. После получения судебного решения об обращении взыскания, данное право реализуется агентом или экспедитором в соответствии с положениями ФЗ «О залоге», а именно статьей 28.1 закона.

Реализация заложенного движимого имущества, на которое обращено взыскание на основании решения суда, осуществляется путем продажи на публичных торгах, проводимых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (глава 9 ФЗ «Об исполнительном производстве». Реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества – реализатором. Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации. Начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества. Организованные торги, проводимые организаторами торговли, осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организованных торгах (статья 4 ФЗ «Об организованных торгах»).

Данный порядок действий является одинаковым для всех кредиторов, в том числе, государственных органов, таких, как таможенные службы в портах, в рамках дел об оплате таможенных пошлин и сборов (Определение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 24 мая 2011 года по делу на основании заявления начальника Ленинского районного отдела судебных приставов города Ростова-на-Дону УФССП по Ростовской области об обращении взыскания на имущество должника).

Следует отметить, что для проведения вышеуказанной процедуры реализации груза для возмещения убытков не требуется признания груза безхозяйным в соответствии с положениями статьи 225 ГК РФ, так как груз реализуется по судебному решению, что является отдельным способом правовой защиты. Более того, природа признания вещей безхозяйными предполагает получение на нее права собственности заявителя – кредитора, тогда как цель принудительной продажи – компенсация убытков, а не дополнительное обогащение терминала или исполнителя услуг.

Читайте также:  6 По 10 бальной системе это сколько

Таким образом, экспедитор или агент в случае неисполнение клиентом обязательств по оплате платежей в отношении обработанного груза и при сохранении указанного груза в зоне хозяйственного господства указанных лиц, вправе удержать и продать такой груз независимо от того на каком праве (вещном или обязательственном) он принадлежит клиенту. Данный подход подтверждается, в том числе и судебной практикой: постановление 11 ААС от 7 сентября 2011 г. по делу N А55-3096/2011, постановление 17 ААС от 14 апреля 2010 г. по делу N А71-9732/2009, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 декабря 2005 года по делу N Ф08-5460/2005.

Для обеспечения указанного права организаторам перевозок рекомендуется предусматривать условия, при которых груз может быть удержан и порядок реализации груза, включая судебный или внесудебный порядок продажи груза и конкретные способы реализации груза.

Ознакомиться с судебной практикой по продаже груза, не принадлежащего должнику >>

Другие материалы по теме:

Удержание и продажа груза как альтернативные методы защиты

Удержание груза не является основанием для освобождения экспедитора от ответственности за нарушение обязательств

Отношение перевозчиков к такому инструменту, как удержание груза, зачастую диаметрально противоположно: одни считают, что удерживать груз категорически запрещено, другие, напротив, думают, что удержанием груза можно пользоваться беспричинно. Давайте установим что же можно, а что нельзя при использовании этого метода обеспечения перевозчиком своих интересов. Право удержания груза перевозчиком устанавливается п. 4 ст. 790 Гражданского кодекса РФ: " Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства ".

Другими словами, если в договоре перевозки не установлен запрет удерживать груз, то перевозчик вполне может его удержать.

Тут стоит отдельно остановиться на понятии договора перевозки. Статья 6 Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272 гласит: " Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза — заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в пункте 13 настоящих Правил.
Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению N 4 (далее — транспортная накладная) ".

Очень важно понимать, что если перевозчик приезжает на погрузку по заявке с диспетчером, то чаще всего он не заключает договор перевозки в том понимании, которое имеется ввиду в главе 40 Гражданского кодекса. Статья 785 ГК РФ устанавливает стороны договора перевозки — грузоотправитель и перевозчик. Обратите внимание на то, что подпись водителя в 6-ой графе транспортной накладной свидетельствует только о приёме им груза к перевозке. Чтобы между фактическим перевозчиком и грузоотправителем был заключён договор перевозки, необходимо соблюдение совокупности условий:

  • в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика указан предприниматель или организация, действительно выполняющие перевозку;
  • в 16-ой графе транспортной накладной имеются подписи грузоотправителя и перевозчика.

Если эти условия одновременно не выполняются, заключённый договор договором перевозки не является и в этом случае перевозчику не следует ссылаться только лишь на пункт 4 статьи 790 ГК РФ. При возникновении необходимости удержать груз, который был получен после заключения договора с диспетчером (смешанного непоименованного договора с элементами других договоров), перевозчику следует воспользоваться также положениями статьи 359 ГК РФ.

Посредники любят указывать в своих договорах и заявках запрет удержания груза перевозчиком, обязательно учитывайте этот факт в своей работе. Если вы видите подобный запрет, следует тщательно проверить контрагента и, возможно, отказаться выполнять перевозку с отсрочкой платежа.

Следует отметить, что для удержания груза нужно основание, которое не всегда можно найти и привести в качестве аргумента, что в свою очередь может привести к тому, что удержание груза будет признано судом незаконным. Кроме того, при удержании груза необходимо уведомить другую сторону договора об этом. Не исключено, что к перевозчику, решившему удержать груз, будет предъявлен судебный иск.

Примерная обобщённая схема удержания груза выглядит так:

Диспетчер не отвечает на звонки — можно удерживать груз?

Диспетчер перестал поднимать трубку и отвечать на звонки после загрузки? Неприятная ситуация, но служит ли это обстоятельство причиной для удержания груза? Чтобы разобраться в этом вопросе необходимо твёрдо уяснить 4 момента:

  • заявка и договор перевозчика с диспетчером являются соглашениями, устанавливающими права и обязанности сторон, но не создающими никаких обязательств у третьих лиц;
  • действующее законодательство Российской Федерации не содержит норм, которые бы обязывали граждан в обязательном порядке отвечать на телефонные звонки;
  • мобильный телефон, SIM-карта обычно являются собственностью гражданина, которые вправе распоряжаться ими как ему заблагорассудится (лишь бы не нарушать закон);
  • если телефон и (или) SIM-карта выдана работнику его работодателем, то все обязанности, связанные с этим действием, затрагивают только работодателя и работника.

Если собрать 4 вышеперечисленных момента в одно предложение, то оно будет звучать так: отвечать на звонки гражданин (абонент) вправе, но не обязан, а если он не отвечает на звонки, то это его право, которым он пользуется. Когда перевозчик звонит диспетчеру это с юридической точки зрения выглядит как звонок одного гражданина другому, при этом абонент, которому поступает звонок, вправе не отвечать на него.

Читайте также:  Ответственность за торговлю водкой

Перейдём к правовым основам для удержания груза перевозчиком. Право перевозчика удержать груз возникает после того, как вторая сторона договора не исполнит денежное обязательство в установленный договором или законом срок. Безосновательное удержание может повлечь наступление гражданской и уголовной ответственности. Гражданская ответственность заключается в необходимости перевозчика оплатить штрафы за просрочку доставки груза, уголовная ответственность квалифицируется по ст. 330 “Самоуправство” Уголовного кодекса РФ.

Большинство перевозок выполняются с отсрочкой оплаты, следовательно, право перевозчика на удержание груза обычно возникает после того, как груз выгружен из автомобиля (впрочем, если перевозчик выполняет систематические перевозки грузов с одним и тем же заказчиком, наличие любой просроченной задолженности даёт ему право удержать груз, так как удержание является стимулирующей мерой, имеющей цель побудить должника исполнить денежное обязательство).

Конституционное право гражданина на свободу общения не может быть приравнено к неисполнению стороной договора его условий. Водитель и контактные лица перевозчика могут не отвечать на звонки, но это не означает, что перевозимый груз похищен и надо бить тревогу.

Вы можете возразить: но весь понятно, что диспетчер “сливается” и если я сейчас выгружусь, то не увижу своих денег. Согласимся с Вами — в большинстве случаев так оно и произойдёт и для получения оплаты за перевозку удерживать груз необходимо, однако, для удержания необходимо иметь надлежащее обоснование. Помочь перевозчику его найти — задача юриста по грузоперевозкам.

Неосновательное удержание груза перевозчиком.

В удержании груза есть очень много нюансов, которые невозможно описать в статье, но которые могут привести к тому, что правом удержать груз, данное перевозчику положениями Гражданского кодекса, будет невозможно воспользоваться. Самые частые ошибки перевозчика, решившего удерживать груз:

  • отсутствие уведомления кредитора об удержании;
  • отсутствие надлежащих оснований для удержания груза;
  • игнорирование запрета на удержание груза, установленного договором;
  • удержание груза по договору с другим кредитором;

В этих и в некоторых других случаях удержание груза становится неправомерным, что создаёт для перевозчика риск не только не получить оплату за перевозки, но и оплатить штраф за просрочку доставки груза, а также возместить причинённые неправомерным удержанием груза убытки. Помимо гражданской ответственности, перевозчик может быть привлечён к уголовной ответственности по статье 330 Уголовного кодекса РФ “Самоуправство”.

Юристы нашей компании оказывают юридическую поддержку грузовладельцам и экспедиторам, которым пришлось столкнуться с проблемой необоснованного удержания груза.

Документы, применяемые при удержании груза.

Как и в большинстве случаев, объём документов, который необходимо составить при удержании груза, разнится от случая к случаю. Во внимание принимается множество факторов, анализируются все имеющиеся документы — договор и заявка перевозчика с заказчиком (посредником или грузовладельцем), ТТН, транспортная накладная, в некоторых случаях анализируется переписка между контрагентами.

Основными документами при удержании груза являются уведомление об удержании и документ, уведомляющий посредника или грузовладельца об отправке уведомления об удержании.

Уведомление об удержании груза перевозчиком составляется в произвольной форме, но некоторые сведения и порядок рекомендуется указать и соблюсти. Содержание уведомление (в общем случае):

  • наименование и реквизиты организации или индивидуального предпринимателя, которому направляется уведомление;
  • наименование и реквизиты организации или индивидуального предпринимателя, направляющего уведомление об удержании груза;
  • вводная часть, в которой кратко перечисляются условия договора;
  • описание допущенного контрагентом нарушения, ставшего причиной для удержания груза;
  • перечисление мер, которые были предприняты перевозчиком для устранения допущенного нарушения;
  • собственно уведомление об удержании груза перевозчиком;
  • предложение партнёру, после которого удержание груза будет завершено;
  • описание последствий неисполнения обязательств по договору.

Документ, уведомляющий контрагента об отправке уведомления об удержании служит для того, чтобы у диспетчера или грузовладельца не было возможности заявить в суде, что уведомление им получено не было. Оптимально для этой цели использовать телеграмму, отправляемую на юридический адрес организации. Телеграмма должна содержать наименование перевозчика, текст, свидетельствующий о том, что груз удержан, отсылку на документ, уведомляющий об удержании. Например: “ ИП Иванов И. И. уведомляет вас об удержании груза. Подробности в уведомлении, направленном на электронную почту pochta@electronnaya.ru ”.

Особенности удержания скоропортящихся грузов.

При возникновении у перевозчика необходимости произвести удержание скоропортящегося груза, следует учитывать некоторые особенности. К скоропортящимся грузам относятся такие грузы, сохранность которых при перевозке транспортным средством обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима. В частности, к скоропортящимся грузам относятся охлаждённые или замороженные продукты питания, некоторые виды сырья и прочие.

Основным отличием удержания скоропортящегося груза от других видов груза служит право перевозчика реализовать его после истечения четырёх суток с момента уведомления грузоотправителя или экспедитора об удержании. Этот вывод можно сделать из пункта 6 статьи 15 УАТиГНЭТ.

Если удержание груза не приносит желаемого результата.

Допустим, груз удержан, но нет реакции со стороны грузоотправителя, грузополучателя или диспетчера? Или реакция не такая, как хотелось бы — вместо конструктивного диалога всё общение сводится к требованию выдать груз без компенсации? Можно ли реализовать удерживаемый груз? Нет, просто так его реализовать нельзя. Реализация груза допускается либо по решению суда, либо по договорённости сторон. Были случаи, когда перевозчики, реализовав удерживаемый ими груз, становились фигурантами уголовного дела по статье 330 УК РФ "Самоуправство" и выплачивали крупный штраф.

Читайте также:

Охрана не выпускает машину с выгрузки Составление претензий и актов

У Вас есть вопросы по удержанию груза для обеспечения провозной платы? Обращайтесь!

«>

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider
Adblock detector