Уголовная ответственность за аборт

1. Проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Утратила силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

3. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарии к ст. 123 УК РФ

1. Потерпевшей является женщина, находившаяся в состоянии беременности. В соответствии со ст. 36 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 г. каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Следовательно, она вправе и прервать беременность. Искусственное прерывание беременности проводится в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку. По общему правилу, аборт производится при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям (смерть мужа, беременность в результате изнасилования и т.д.) — 22 недели, а при наличии медицинских показаний (например, при заболевании ВИЧ-инфекцией, при активной форме туберкулеза) с согласия женщины — независимо от срока беременности.

2. Объективная сторона преступления заключается в производстве аборта ненадлежащим лицом. Под абортом понимается искусственное прерывание беременности, которое может быть законным (правомерным) и незаконным (криминальным). Незаконный аборт — это: искусственное прерывание беременности вне специального учреждения лицами, не имеющими надлежащей медицинской подготовки; при выходе за указанные выше сроки беременности; без согласия беременной.

3. Согласно комментируемой статье преступными признаются не все виды незаконного аборта, а только один из них — производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля. Иные виды не могут влечь ответственности по рассматриваемой статье.

Производство указанного вида незаконного аборта предполагает согласие женщины. Если такого согласия не было, содеянное квалифицируется не по ст. 123 УК, а исходя из последствий по ст. 111 или ст. 105 УК.

4. Способы незаконного аборта на квалификацию не влияют.

5. Состав преступления формальный, аборт считается оконченным с момента удаления плода из чрева матери. До этого момента можно говорить лишь о покушении на производство незаконного аборта. Если процесс производства аборта привел к появлению на свет живого ребенка, которого тут же лишают жизни, содеянное как представляющее реальную совокупность преступлений подлежит квалификации не только по ст. 123 УК, но и по статье об убийстве. Если криминальный аборт протекал с осложнениями и вызвал реальную угрозу причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшей, а виновный вследствие растерянности, испуга или по иным причинам не принял необходимых мер (например, не вызвал врача), оставляя в опасном состоянии потерпевшую, то налицо совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 123 и 125 УК.

6. Субъект преступления — лицо, не имеющее высшего медицинского образования соответствующего профиля, что создает большую вероятность неблагоприятного исхода, причинения вреда женщине.

Исходя из этого, не являются субъектами преступления гинекологи и хирурги-гинекологи. Все остальные лица (в том числе имеющие высшее образование), средний медицинский персонал (даже те из них, которые имеют образование соответствующего профиля, например, акушерка) могут признаваться субъектом уголовно наказуемого аборта.

Место производства незаконного аборта — специальное медицинское учреждение или иное — для ответственности значения не имеет.

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

8. В части 3 ст. 123 УК установлена повышенная ответственность, если незаконный аборт повлек по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью. Преступление характеризуется двумя формами вины (ст. 27 УК). Необходима причинно-следственная связь между незаконно произведенным абортом и наступившим вредом.

Эксперты российского правительства рассмотрели законопроект депутата ГД Евгения Федорова (Единая Россия), предусматривающего введение уголовной ответственности за аборт.

Против наказания за аборты в виде лишения свободы на срок до года у правительства возражений нет. Причем данная мера наказания должна распространяться не только женщину, которая решится на искусственное прерывание беременности, но и на ее партнера, а также врача.

Предложение не оплачивать аборты за счет ОМС, за исключением прерывания беременности по медицинским показаниям, также имеет резон: по подсчетам экспертов, на аборты в год из средств ОМС тратится около 6 млрд руб., притом что действительно по медицинским показаниям их делается всего 4–6%.

Отметим, что Россия является мировым лидером в мире по количеству абортов: ежегодно в нашей стране прерывается около 3 млн беременностей, из них около 1 млн — хирургическим способом, остальные — так называемые химические аборты в домашних условиях.

Введение уголовной ответственности за аборт поддерживают РПЦ и представители общественных организаций.

Как вы прокомментируете законопроект, предлагающий ввести уголовную ответственность за аборт? С точки зрения права, верно ли приравнивать эмбрион к человеку, то есть, насколько оправдана уголовная наказуемость за аборт?

Тема введения уголовной ответственности за аборты поднимается достаточно давно. Я считаю, что прежде, чем принять закон, необходимо понять, чем мотивировать нашему обществу идею законодательного запрета абортов. Многого ли мы добьемся, введя запрет на аборты? Наверное, их станет меньше, если будет уголовное преследование. С другой стороны, не приведет ли такая мера к увеличению криминальных абортов, и, как следствие, к увеличению смертей женщин от последствий таких деяний? От этого мы в свое время ушли, к этому возвращаемся? Понятно, что медицина сейчас зашла далеко вперед, но ведь аборты будут делать из-под полы, и это может привести к печальным последствиям.
Вот идею о прекращении финансирования абортов из средств ОМС я поддерживаю, если речь идет об обычном желании женщины прервать беременность на разрешенном сроке. Захотела – плати. Или используй контрацептивы. Другое дело, если существуют противопоказания для продолжения беременности….
Согласно ст.2 Федерального закона от 20 мая 2002 г. N 54-ФЗ "О временном запрете на клонирование человека" – "эмбрион человека – зародыш человека на стадии развития до восьми недель". Конституцией РФ ч. 2 ст. 17 провозглашено: "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения".

Желание неких общественников и РПЦ запретить аборты понятно, поскольку связано с их личными религиозными и моральными убеждениями. Однако их взгляды не соответствуют мнению абсолютного большинства граждан нашего государства (как и мира в целом), также как и не соответствуют социальным и государственным интересам.
Если смотреть на эту ситуацию с точки зрения права: аборт не является убийством, поскольку законодательно эмбрион не является человеком. Именно поэтому предлагается ввести новый вид преступления – «аборт» (потому что в данный момент за проведение аборта нельзя осудить человека по статье 105 УК РФ «Убийство»). Это предложение вовсе не приравнивает эмбрион к человеку.
Считаю, что данное предложение не найдёт поддержки у российского законодателя. Обратное бы принесло нашему государству только негативные последствия в области демографии, здравоохранения, экономики.
Если смотреть на эту ситуацию с точки зрения общества: население России должно расти, рождаемость должна повышаться. Но России важно прирастать жителями не столько количественно, сколько качественно. Если женщина желает сделать аборт, то это очевидно и ясно означает, что она в данный момент не желает (не имеет возможности) воспитывать ребёнка, полноценно заботиться о нём. Если она будет лишена возможности сделать аборт, то практически со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что рождённый ею ребёнок пополнит ряды сирот в детских домах, а что ещё хуже – останется с матерью, но будет фактически беспризорником, без нормального питания и воспитания. Детям нужна родительская любовь и семья, детям нужно здоровое полноценное питание, одежда и игрушки. Если мать по тем или иным причинам в конкретный момент не может дать всего этого ребёнку, нужно позволить ей сделать аборт.
Если смотреть на эту ситуацию с точки зрения здравоохранения: запрет на аборт (уголовная ответственность за аборт) даст толчок к развитию «подпольных» абортов и развитию черного рынка химических препаратов для абортов на ранних стадиях. Думаю никто не питает иллюзий относительно того, что строгость уголовного наказания за аборт исключит случаи «подпольных» абортов. Аборт «в кустарных условиях» (особенно химический аборт препаратами с «черного рынка») будет чрезвычайно опасным для здоровья и жизни женщины. Но тот, кто не желает сохранить зачатого ребёнка, будут идти на этот риск.
Если смотреть на эту ситуацию с точки зрения государственной экономики: государству нужны квалифицированные кадры, которые производят блага. Государство также осуществляет функции социального обеспечения, поддерживая детей-сирот, малоимущих граждан, инвалидов. Это правильно и так и должно происходить в здоровом обществе и демократическом государстве. Однако если будет введён законодательный запрет на аборты, значительно увеличится и число детей-сирот (вряд ли мать, которая сделала бы аборт при отсутствии запрета, будет содержать его после рождения), и число малоимущих граждан (аборт зачастую делается из-за осознания того, что мать не сможет обеспечить жизнь своему ребёнку), и число инвалидов (без надлежащего ухода любой ребёнок может стать инвалидом, а уж тем более с врожденными заболеваниями). Соответственно расходы государства будут увеличиваться, уровень жизни всех граждан будет снижаться. Когда расходы на обеспечение населения превышают доходы, которые это население приносит, государство и общество, имеющее такой дисбаланс, обречено на гибель.
Резюмируя: государству не следует запрещать аборты (вводить уголовную ответственность за аборты), государству необходимо создавать условия для рождения, воспитания и содержания ребёнка всеми женщинами. Запрет на проведение абортов не будет иметь каких-либо положительных последствий, зато совершенно точно принесёт в наше общество много негативных моментов, которые были описаны выше.

Читайте также:  Куда подать жалобу на учителя школы

Прежде всего, следует отметить, что в своем отзыве Правительство РФ выразило несогласие с несколькими сразу положениями законопроекта. В частности, было заявлено, что предусмотренный законопроектом запрет на производство и продажу средств для медикаментозного прерывания беременности противоречит пункту того же закона, который разрешает использование таких средств для спасения жизни женщины. Кроме того, правительство сочло невозможным предложенный запрет на продажу противозачаточных таблеток, так как они входят в состав лекарств, необходимых для лечения и профилактики некоторых гинекологических заболеваний. Подвергли также критике предложение делать аборты только в случаях, когда это необходимо для спасения жизни женщины, а ее муж не возражает против такого шага. В отзыве отмечается, что такая мера не позволит врачам спасать жизнь женщин, у которых нет мужа или которым супруг не дал своего согласия на прерывание беременности.
Однако против самой идеи введения уголовной ответственности никаких возражений не поступило. Однако нужно помнить, что отсутствие упоминания об этой именно инициативе не свидетельствует о ее одобрении Правительством. В целом отзыв на законопроект является отрицательным, что существенно снижает его шансы на принятие депутатами.
Вопрос же о том, приравнивать ли эмбрион к человеку, и тем самым устанавливать ответственность за аборт наравне с убийством, довольно сложный. В юриспруденции принято одни и те же категории для целей правового регулирования толковать по-разному. Гражданское право не определяет эмбрион в качестве субъекта прав, однако допускает и защищает потенциальный интерес не родившегося ребенка для целей наследования. Такое различие в области уголовного права вряд ли следует приветствовать. Единственным основанием к уголовной ответственности может являться сегодня умышленное либо небрежное прерывание беременности врачом, в том числе, при допущении им врачебной ошибки. Для целей правого регулирования и защиты общественных интересов может иметь поставлен на обсуждение вопрос о допустимости ответственности врача за указанные действия и в случае, если матери ребенка не причинен вред здоровью. Однако ставить на одну чашу весов нежелание иметь детей и врачебные ошибки нельзя. Затронутый вопрос во многом носит характер этической проблемы, разрешить которую правовыми средствами практически невозможно. Этому может способствовать просветительская деятельности о вреде абортов для репродуктивного и общего здоровья женщин. Но право здесь бессильно. Если озабоченность авторов законопроекта вызывает состояние страхового бюджета, следует подумать о том, каким грузом на плечи федерального бюджета ляжет процедура уголовного преследования и последующее содержание осужденных родителей, допустивших искусственное прерывание беременности по собственному желанию. Никакие мотивы о здоровье нации и необходимости обеспечения демографической политики также в данном случае не приведут к желаемому результату. Представим себе ситуацию, при которой, рискнувшую, но в последствии отказавшуюся от аборта, женщину будут лишать родительских прав. Абсурдность приведенного примера не требует обоснования. Равно такое же отношение вызывает и инициатива уголовной ответственности. Главная причина такого отношения состоит в том, что наше общество не готово признать эмбрион полноценным субъектом права, для этого не имеется никаких совершенно оснований.

Тема абортов и их запретов в той или иной степени вплоть до уголовной ответственности является одной из самых спорных и дискуссионных как в России, так и во всём мире. Необходимо сказать, что в большинстве стран мира аборты запрещены законом. Это касается в первую очередь стран Латинской Америки, Африки, Азии (за исключением перенаселённых Индии и Китая). В некоторых из этих стран аборты разрешены лишь в некоторых случаях, например, в случае изнасилования либо в целях сохранения здоровья женщины. В большинстве стран Европы, а также США, Канаде, Австралии аборты разрешены по желанию женщины.

Не вдаваясь в моральную, религиозную и демографическую сторону абортов, остановлюсь на юридических аспектах. Для ответа на вопрос, возможно ли аборт приравнять к убийству, сначала необходимо юридически определить момент рождения человека и момент его смерти. С 1 января 2011 года введена норма, согласно которой моментом смерти является момент смерти его головного мозга. Даже если другие органы человека продолжают функционировать, он юридически считается умершим. Что касается рождения, то этим моментом считается момент отделения плода от организма матери, при этом особо следует подчеркнуть, что этим моментом считается не окончательный момент извлечения плода, а момент начала самого процесса родов. То есть, согласно российскому законодательству человек юридически появляется, как субъект и соответственно имеет комплекс прав, в том числе, и главное право на жизнь в момент начала родов ещё находясь в утробе матери. Только лишь начиная с момента начала родов лишение жизни ребёнка может квалифицироваться как убийство. До начала родов те или иные действия, влекущие гибель плода могут лишь расцениваться, как причинение вреда здоровью матери, но не убийство ребёнка.
В российском законодательстве момент рождения человека не соответствует по своему смыслу юридически признанной границе прекращения жизни, которой считается смерть головного мозга. Фактически жизнь человека — есть жизнь его головного мозга, начало жизни мозга должно означать начало жизни человека. То есть, с правовых позиций начальная граница жизни человека должна связываться с формированием мозговых клеток плода, которое происходит задолго до рождения ребёнка (при этом, плод — это человеческий зародыш с 9 недели внутриутробного развития до момента рождения). Это представляется вполне логичным. Однако для законодательного закрепления такой позиции необходимо определённое ограничение нравственно-правовой концепции свободы материнства, подразумевающей политику семейного планирования.
При установлении момента жизни нового человека моментом зарождения его головного мозга, то есть, определённым сроком беременности, очевидно, что дальнейшее прерывание этой беременности уже не может и не будет являться только лишь делом одного человека — матери, как это зачастую считается сейчас.

Полностью поддерживаю данный законопроект, так как ребенок, пусть даже эмбрион — это уже человек, он все чувствует даже на маленьких сроках и страшно ему также, как и всем нам, когда возникает угроза жизни.
Чтобы не допускать до реального применения уголовной ответственности нужно, как следует разъяснять о мерах предосторожности для того, чтобы не наступила беременность. Никто же этого не делает.
Вместо того, что тратить деньги ОМС на аборты, лучше потратить эти деньги на возможность доступности презерватива, так как не дешевое это удовольствие, а уж гормональные виды контрацептивов и того дороже.
Поэтому нужно правильно расставить акценты, тогда и до уголовной ответственности не дойдет.

Читайте также:  Справка 2 ндфл за 2017 год образец

Аборт является порицаемым действием (грехом) не только во взглядах РПЦ и "неких общественников". Аборт осуждается многими религиями (христианство, ислам, буддизм, иудаизм). В том же Израиле для того, чтобы разрешить аборт собирается специальная комиссия, выясняющая причины побудившие женщину пойти на такой шаг и лишь при исключительности ситуации дается разрешение. В Англии, Финляндии, Японии аборты также производятся не направо, налево, а после тщательного изучения всех обстоятельств.
В ряде случаем после производства аборта женщина уже не сможет родить ребенка. Она становится бесплодной НА ВСЮ ЖИЗНЬ. Много ли мужчин захотят связать с такой женщиной свою судьбу?
А вспомним, эпизод из фильма П.Лунгина "Остров", где беременная девушка пришла просить разрешения на аборт у старца, мотивируя тем, что ее никто с ребенком не возьмет замуж. А старец поглядел на нее и сказал, что на роду написано ей быть одинокой, а так хоть ребеночек будет в утешение. "Парень будет замечательный!" — утешил старец. И она обрадованная ушла домой.
Демографическая ситуация также страдает от абортов. Страна вымирает. Целые города нерожденных детей гибнут под лезвиями "врачей-операторов". Рассуждения о качественном уровне жизни считаю несостоятельными. Государство в состоянии создать условия рожденным детям, брошенным своими "матерями". Было бы желание. Можно более широко поддерживать институт усыновления детей гражданами РФ, создавать патронажные семьи, давать льготные возможности детям-сиротам получать высшее образование, принимать без экзаменов в суворовские училища. Да, расходы увеличатся, но они воздадутся трудом этих выживших детей. Любое дело требует первичных вложений.

Дата публикации: 17.04.2017 2017-04-17

Статья просмотрена: 1648 раз

Библиографическое описание:

Попова А. Н. Незаконное производство аборта // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 293-297. — URL https://moluch.ru/archive/149/41996/ (дата обращения: 06.11.2019).

Важное место в структуре насильственной преступности занимает незаконное производство аборта, классифицируемое по ст. 123 Уголовного Кодекса РФ. На сегодняшний день правовое регулирование, такой сферы жизни женщины, как репродуктивная, является малоизученной. Актуальность выбранной темы состоит в том, что несоблюдение правил, которые установлены органами здравоохранения чаще всего влечет за собой значимые последствия для женского здоровья. Учитывая демографический спад в нашем государстве, ст. 123 УК РФ стоит на страже защиты здоровья женщины, как отдельного индивидуума, так и как элемента всего здоровья нации. Проблема абортов (их запрета, разрешения, ограничения) является отражением состояния общества и восходит на государственный уровень, поскольку вопросы демографии и увеличения рождаемости в настоящий период в России, безусловно, выходят на первый план, выступая в качестве основных национальных приоритетов.

Репродуктивную политику государства определяют два основных фактора: демографическая ситуация в стране и степень влияния религии на государственную и общественную жизнь. Несомненно, современная государственная демографическая политика, основанная на существующей практике и призывах научной юридической общественности, должна негативно воспринимать практику искусственного прерывания беременности.

В России демографическая политика нацелена на прирост населения. Но каждая женщина, имеет возможность решать участвовать ли в репродуктивной жизнедеятельности страны или остаться в стороне, так же женщинам дана законом возможность прервать нежелательную беременность. Особенно законодательство обращает внимание на то, что прерывание беременности должно происходить только в рамках медицинских учреждений, которые обладают соответствующей лицензией. Так как государство заботится о здоровье женщин, процедура искусственного прерывания беременности регламентируется законодательством Российской Федерации, а его незаконное проведение рассматривается как уголовное преступление.

Аборт- это искусственное прерывание беременности, и в зависимости от того, при каких обстоятельствах он проводится, он может быть законным (правомерным) или незаконным (криминальным). Уголовно наказуемым искусственное прерывание беременности признается только в том случае, если оно проведено лицом, не имеющим соответствующего медицинского образования (хирургом-гинекологом, акушером). Соответственно, проведение искусственного прерывания беременности врачом-гинекологом вне специального медицинского учреждения или в иные сроки, чем предусмотрено законодательством, не является уголовно наказуемым деянием.

Квалифицированный состав (ч.3 ст.123 УК РФ):

– Объектом является жизнь, здоровье беременной женщины;

– Объективная сторона — деяние, предусмотренное ч.1 ст.123 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью;

– Обязательный признак — наступление последствия в виде смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевшей. Состав материальный.

Субъективная сторона характеризуется двумя формами вины:

– прямым умыслом в отношении искусственного прерывания беременности;

– неосторожностью (легкомыслие или небрежность) в отношении наступления последствий.

Отдельно следует сказать о согласии женщины на прерывание беременности. Статья 123 УК РФ (незаконное проведение искусственного прерывания беременности) касается лишь тех случаев, когда пациентка идет на аборт добровольно. Ситуации, в которых процедура производится против воли потерпевшей, квалифицируются по 111 статье (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). Для 123 статьи не имеет значения, каким способом был проведен аборт, и допустим ли он был по срокам. Главное, это факт незаконности проведения данных действий обвиняемым лицом и последствия для здоровья женщины.

В соответствии со ст. 123 УК РФ Проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, -наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Если искусственное проведение беременности, повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии со ст. 56 “Искусственное прерывание беременности”, ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.

Искусственное прерывание беременности проводится:

1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:

а) при сроке беременности четвертая — седьмая недели;

б) при сроке беременности одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;

2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая — десятая недели беременности.

Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности.

Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации.

Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.

Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При отсутствии именно осведомлять добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности (оформление которого осуществляется в письменной форме и подписывается пациентом и медицинским работником) в отношении виновного лица наступает административная ответственность по ст. 6.32 КоАП РФ. В случае же отсутствия согласия беременной женщины на проведение прерывания беременности как такового, ответственность должна наступать за причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей (ст. 111 УК РФ), так как согласие потерпевшей является конструктивным признаком состава преступления, предусмотренного ст. 123 УК РФ.

Читайте также:  Ознакомление с делом гпк рф статья

В соответствии с ч. 2 ст. 6.32 КоАП РФ ответственность наступает за нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности. Так, искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до 12 недель (включительно), так как свыше этого срока очень высока опасность тяжелых осложнений.

Самым тяжелым последствием хирургического вмешательства при прерывании беременности может быть перфорация (прободение) стенки матки. Такая травма вызывает сильнейшее внутреннее кровотечение. Чтобы остановить его проводиться полная ампутация матки. О последствиях такого исхода и говорить не приходится. Женщина теряет свою самую важную функцию (репродуктивную) навсегда. Из исходов искусственного прерывания беременности на сроке беременности более 12 недель также часто встречаются:

– заражение крови из-за нарушения правил антисептики

– гнойное воспаление внутренних половых органов

– отравление лекарственными средствами, ядами и другими веществами, введенными в полость матки

– химический ожог внутренних половых органов

– смерть от попадания воздуха полость сердца и крупных кровеносных сосудов через разрушенные вены матки.

Осложнения после абортов могут развиться у женщины спустя некоторое время (через нескольких месяцев и даже несколько лет). У 18 % женщин через два месяца после сделанного аборта разовьется хроническое воспаление придатков матки, у 11 % — эрозия шейки матки, у 7 % — эндоцервицит, у 4 % — различные нарушения менструального цикла. Спустя два года после сделанного аборта эти показатели увеличиваются в несколько раз.

Данные факты приводят к мысли о необходимости разумного подхода в решении проблемы регулирования производства абортов, для того чтобы не допустить таких серьезных последствий.

Если в результате нарушения сроков проведения искусственного прерывания беременности, потерпевшей был причинен по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть, то в таких случаях действия лица, проводившего соответствующее медицинское вмешательство, надлежит квалифицировать по ч. 2 ст. 118, 109 УК РФ, как причинение тяжкого вреда здоровью или смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. В случае же совершения тождественного деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения, его следует квалифицировать по ч. 2 ст. 293 УК РФ, как халатность, повлекшую по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.

Исходя из тяжести возможных последствий для здоровья беременной женщины, и той опасности, которой подвергается ее жизнь, целесообразно было предусмотреть наказуемость указанных форм незаконного прерывания беременности именно по уголовному законодательству, а не по административному.

К таким противозаконным формам искусственного прерывания беременности относятся:

1) проведение искусственного прерывания беременности вне медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая услуги по «акушерству и гинекологии»;

2) проведение искусственного прерывания беременности при наличии противопоказаний (т. е. при наличии заболеваний, состояний, при которых прерывание беременности угрожает жизни или может нанести серьезный ущерб здоровью);

3) искусственное прерывание беременности при отсутствии условий для оказания специализированной (в том числе реанимационной) помощи женщине.

В судебной практике не редко встречаются примеры совершения незаконного прерывание беременности специалистами, хотя и с соответствующей профессиональной подготовкой, но в нарушение иных требований к проведению искусственного прерывания беременности.

В 2015 году по всей стране зарегистрировано 848 тысяч абортов, тогда как в 2014, согласно официальной статистике — 930 тысяч. В последние пять лет количество официальных прерываний беременности постоянно падает. А в сравнении с 2005 годом количество подобных операций сократилось почти вдвое: согласно официальной статистике, тогда было зарегистрировано 1 675 700 абортов. Хорошую динамику специалисты объясняют выплатой «материнского капитала».

Однако некоторые гинекологи и педиатры утверждают, что количество реальных прерываний беременности вместе с нелегальными абортами намного превышают данные Минздрава.

Аборт является крайне опасной по своим последствиям процедурой, незаконное прерывание беременности производится очень часто. Среди причин такого поступка можно выделить:

– низкий социальный статус женщины (отсутствие документов или денег на оплату аборта в специальном учреждении);

– возраст (несовершеннолетние женщины боятся сообщать о беременности родителям);

– большой срок (когда плоду больше 12 недель, в аборте, как правило, отказывают);

Довольно часто незаконно и непрофессионально проведенный аборт приводит к смерти женщины.

Например, даже когда дело не заканчивается смертью, избежать наказания не получиться. Так, вынесением приговора об исправительных мерах закончилось рассмотрение дела о незаконном аборте в Волгоградском суде.

Подсудимая по просьбе, потерпевшей принялась за производство аборта, не имея медицинского образования по соответствующей специальности. Она ввела беременной несколько инъекций препарата, используемого ветеринарами, в результате чего женщина родила мертвого ребенка. Причиной смерти плода стал ателектаз легких.

Свою вину обвиняемая признала. Попросила суд об особом порядке рассмотрения дела, на что было дано согласие. В результате, обвиняемая была осуждена по 1 части статьи 123 УК РФ.

Незаконные аборты, равно как и незаконное изъятие органов и тканей человека, нарушение врачебной тайны и отказы от предоставления помощи больному. И только грамотное регулирование этой системы отношений, а также наказание виновных способны излечить наше государство от такого «недуга».

Количество абортов в России в 2016 году снизилось на 96,3 тысячи, то есть на 13 %. В предыдущие годы, число абортов в среднем снижалось на 8 %. При этом отмечено снижение числа абортов по желанию женщины без медицинских показаний на 72 тысячи в 2016 году.

Согласно новой редакции государственной программы «Развитие здравоохранения», опубликованной Минздравом, количество абортов планируется к 2020 году снизить до 18,5 случая на тысячу женщин в возрасте 15–49 лет. В 2015 году этот показатель составил 20,9 случая. Всего в 2015 году, согласно данным Минздрава, было сделано 450 тысяч абортов.

Современная реальность такова, что производство аборта в медицинских условиях не является проблемой, так как услуга эта вполне доступна каждому. Но живучесть незаконного аборта просто поразительна, несмотря на строгость вменяемого за наказания.

Кроме того, для привлечения к уголовной ответственности за незаконное производство абортов врачей-гинекологов необходимо доказать прямую причинную связь между преступными действиями врача и наступившими общественно опасными последствиями. Специалисты, проводящие судебно-медицинские экспертизы по таким делам, в большинстве случаев категоричных выводов не делают, объясняя это особенностями организма потерпевшей. Заключение эксперта для суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, не имеет заранее установленной силы и подлежит оценке в совокупности с другими собранными по делу доказательствами по правилам ст. 88 УПК РФ.

Как видим, уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за незаконное прерывание беременности, нуждается в дальнейшем совершенствовании. В настоящее время этот вопрос для России становится особенно актуальным, поскольку имеет непосредственное отношение к решению важнейшей социальной проблемы. В условиях, когда на протяжении длительного времени в стране смертность значительно превышает рождаемость, государство вправе более эффективно использовать правовые средства (в том числе путем усиления уголовной ответственности за производство криминальных абортов) для решения вопросов регулирования демографической ситуации в стране.

Искусственное прерывание беременности — это умерщвление плода до наступления родов, а не умерщвление рождающегося или родившего, но не начавшего дышать ребенка. Умерщвление рождающегося или родившегося ребенка, безусловно, посягает на его жизнь. Поэтому, можно сделать вывод, что разница объектом убийства матерью новорожденного ребенка и объектом незаконного производства аборта существенная.

На основании вышеизложенного, хотелось бы отметить одну из важных проблем нашего государства-материнства и детства. Они оставлены без материальной и моральной поддержки государства.

Во всем мире проблема производства абортов, в том числе и незаконных, приобретает все большее значение, при этом уровень жизни населения и благосостояние государства, где на государственном уровне рассматриваются новые подходы к законодательному регулированию аборта, не имеет принципиального значения. Определяющим фактором при рассмотрении данного вопроса в первую очередь, как правило, являются политические цели, во вторую очередь экономические факторы и лишь в конце принимаются во внимание религиозные взгляды, мораль и нравственность населения.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider
Adblock detector