История кадастрового учета в россии

Кадастр (фр. cadastre) — список, реестр чего-либо или кого-ли­бо, например, землепользователей, подлежащих налогообложе­нию. Само это слово происходит от средневекового лат. catastrum, т. е. capitastrum (от caput — голова), которое означало регистр душ, подлежавших поголовной подати.

Исторически корни возникновения кадастра и кадастровых работ, связанных с указанием границ земельных участков и их пло­щадей, проводимых с целью учета земель, уходят во времена Древ­него Египта (3000 г. до н. э.). Термин «кадастр» происходит со вре­мен римского правителя Августа (27 г. до н. э.)г когда была утверж­дена единица учета сбора дани за землю «caputigum», и введена перепись населения «caputigumregistrum». Со временем эти слова слились в одно — «capitastrum» и впоследствии в слово «catastrum».

В Средние века содержание кадастровых съемок и основные прин­ципы ведения кадастра практически не изменились — съемка зе­мель оставалась чисто линейной и проводилась с помощью веревки и жезла, слабо использовались геометрические знания и вычисле­ния. Начиная с 1718 г., по образцу римского кадастра, Джованни Джакомо Мариони разработал первый кадастр на основе соблю­дения научных методов с определением границ участков методом триангуляции и полигонометрических сетей. Этот кадастр содер­жал в качестве документов ситуационные карты всех сельских об­щин, выполненные с использованием мензулы в масштабе 1:2000.

На картах отображали участки (парцеллы) отдельных общинных владений, типы грунтов, чистую прибыль, которая являлась осно­вой для обложения налогом. Благодаря своему качеству и точности этот кадастр, называемый миланским, был введен в действие 1 ян­варя 1760 г. и служил образцом для разработки в XIX в. кадастров Франции, Бельгии, Австрии, Голландии и Швейцарии.

Первые сведения о кадастре в России относятся к X в. и свя­заны со сбором поземельного налога и оценкой земель. Карто­графический материал земельного кадастра России содержался в описаниях земель, собранных в писцовых, смотренных, дозор­ных и межевых книгах, и составлялся по результатам натурных и землемерных работ. Землемерные работы заключались в измере­нии длин граничных линий «мерной вервью», которые разделяли землю по угодьям и различались по «добротности» на «добрую», «среднюю» и «худую». В середине XVIII в. работы по межеванию расширили с целью защиты прав землевладельцев. В 1765 г. была утверждена Комиссия о государственном межевании земель. Ос­новные работы по межеванию земель Российской империи были завершены в начале XIX в. В России составляли документы учета и описи не только сельскохозяйственных земель и лесного фонда, но и городских дворов. Документы описи и перечня дворов содержали информацию о территории двора с перечнем построек и размером налога в рублях, а также имя владельца. Во многих городах прово­дили оценку недвижимого имущества и его опись с составлением схем и планов земельных участков. В первые годы после револю­ции 1917 г., согласно «Положению о земельных распорядках в горо­дах все», без исключения земли и водные пространства в пределах городской черты независимо от пользователя подлежали земель­ной регистрации. При регистрации проводили опись земельного участка с отображением характеристик строения и сооружения (в настоящее время государственный кадастр недвижимости), со­ставляли экспликацию участка по видам угодий.

В развитии государственного земельного кадастра (ныне госу­дарственный кадастр недвижимости) существуют следующие пе­риоды, связанные с важными для российского государства событи­ями:

1489 — 1511 гг. (собирание русских земель и раздача земель слу­жилым людям при Иване III);

1565— 1572 гг. (опричнина при Иване IV);

1598— 1613 гг. (смутное время);

1619 — 1645 гг. (приведение в порядок земельных дел Михаилом Федоровичем Романовым);

1649— 1676 гг. (наделение служилого сословия поместными ок­ладами при Алексее Михайловиче Романове);

1715— 1725 гг. (реформы Петра I);

1754 г. (наведение порядка в землеустройстве при Елизавете Петровне с последующим предоставлением земель дворянству при Екатерине II);

1768— 1774 гг. (расширение Российской империи в результате русско-турецких войн и освоение новых земель);

1861 г. (отмена крепостного права);

1906— 1913 гг. (столыпинская аграрная реформа);

1930—1954 гг. (завершение строительства СССР, начало в Б 1930-е гг., построение государства с развитой административной системой, сплошная коллективизация и индустриализация, а затем освоение целинных земель во второй половине 1950-х гг.);

1985— 1991 гг. (перестройка, распад СССР, постепенная либера­лизация земельных отношений в конце 1980-х — начале 1990-х гг.).

К началу XX в. в России сложилась система учета недвижимо­сти с государственной гарантией прав собственности на нее. После революции, прошла коллективизация, и частных собственников на землю практически «стерли» из российского законодательства. Остались государственная и колхозно-кооперативная собствен­ность. Границы участков были установлены, по сути, формально.

Учет и оценка недвижимости начали развиваться в двух на­правлениях. Одно — по линии БТИ (бюро технической инвентари­зации). БТИ учитывали, в основном, технические характеристики зданий и сооружений. Второе направление осуществлялось минис­терством сельского хозяйства. Оно касалось непосредственно зем­ли, в основном сельскохозяйственных угодий. В то время не зани­мались учетом земель, зданий и сооружений, соответственно, не существовало государственного реестра прав. Право частной соб­ственности на землю и иную недвижимость не регистрировалось.

Только в 1998 г. было принято решение о создании единого го­сударственного реестра прав. Так вступил закон о государственной регистрации прав на недвижимость.

В 1985 г. международная группа экспертов по кадастру и зе­мельной информации дала обобщенное определение кадастра: «Кадастр — это методически упорядоченный государственный учет данных по земельной собственности в пределах определенно­го государства или района, базирующийся на результатах съемки границ участков собственности. Каждой собственности присваи­вается определенный номер — идентификатор. Границы и номер собственности обычно отображается на крупномасштабных кар­тах».

Учет принадлежности земельных участков и их качества стали вести, по всей видимости, когда на Руси начала укрепляться государственная власть. В недавно крещеной, но все еще языческой Киевской Руси строились церкви и монастыри. И описание именно церковных земель мы в основном находим в первых межевых книгах. В этих описаниях земель угадываются будущие кадастровые и межевые планы, а в некоторых статьях «Русской Правды» историки видят прообраз свода межевых законов.

Учет земельных угодий на Руси начали вести в IX веке, когда территория страны была в 10 раз меньше современной. Первые межевые книги содержали, в основном, описания монастырских и церковных земель. Скоро реестр собственников расширился. Государство хотело знать, кто владеет землей, чтобы собирать налоги. На содержание армии и ведение войн требовались значительные средства.

В дальнейшем развитие кадастра долгое время определялось во многом изменениями в системе налогообложения Российского государства. Князья хотели собирать налоги, а для этого надо было знать, кто владеет землей. На содержание армии и ведение войн требовались значительные средства, которые сотни лет назад, как и сейчас, можно было собрать только благодаря кадастровой службе.

К XVI веку Россия стала уже крупной державой и вела постоянные войны с соседями. Московская Русь возвращала, как тогда говорили, «утраченные земли», присоединяя Полоцк и Смоленск, штурмуя Астрахань и Казань. Россия дралась за Крым и Прибалтику с ордынскими ханами и шведскими феодалами.

Все завоевания были делом рук «служилых людей», которые жили и кормились за счет владения землей. Земля обретала все большую ценность и как товар. Знать и духовенство требовали укрепления своих прав. При Иване Грозном с этой целью начали вести «Писцовые книги».

«Писцовые книги» стали прообразом современного Единого государственного реестра прав. Сюда записывали имя владельца, и то, как он получил землю в собственность. «Писцовые книги» стали важнейшим доказательством прав и, во многом, прообразом современного единого государственного реестра прав.

Читайте также:  Сериал товарищи полицейские отзывы

Тогда же было создано особое учреждение – Поместный приказ (так в то время называлось министерство), которое занималось налогами, учетом земель и регистрацией собственности.Так кадастровая служба стала краеугольным камнем внутреннего устройства и внешней политики страны. В Московском государстве XVI-XVII веков налоговая система основывалась на доходности хозяйственной деятельности, а та, в свою очередь, в аграрной стране определялась, как правило, размером и качеством земельных угодий. В дозорных, писцовых и смотренных книгах того времени содержались описания земель, находящихся в собственности, давалась оценка плодородия почвы на тех или иных участках, отмечались размеры наделов и межевые знаки. На основании этих сведений определялся размер налога, взимаемого с владельцев участков. Но определение границ вотчин и поместий велось еще очень плохо. Площадь земли исчислялась приблизительно, межевым знаком запросто могло быть дерево или борозда, а в качестве доказательства права владения – слова «мой дед здесь пахал». Межевых тяжб было много, и в конце XVII века появился свод законов, определяющий порядок межевания земель.

В начале XVIII века посошная подать была отменена и имущественный налог сменился личным. Вновь земельный налог возник в 1878 году и стал называться государственным земельным налогом. Средняя налоговая ставка колебалась между 1/4 и 17 копейками с десятины в зависимости от месторасположения. Например, для Архангельской губернии была предусмотрена низшая ставка, для Курской – высшая.

В эпоху Петра I повысилась точность полевых измерений. При межевании впервые стали использовать специальные инструменты. Геодезическому делу начали обучать. Петр поставил цель: создать Генеральную карту Российской империи. По всей стране проводились съемки губерний, театров военных действий и морских побережий. Подробная карта, а также большой трехтомный атлас вышли уже после смерти Петра. Ведение земельного кадастра окончательно стало делом государственной важности. За убийство землемера грозила смертная казнь.

В 1765 году Екатериной II была создана Комиссия, а затем провозглашен манифест о генеральном размежевании земель на всей территории Российской империи, чтобы «утвердить спокойствие, права и надежность каждого владельца в его имении. Отныне земли приписывались не к именам владельцев, а к названиям селений и пустошей. Межевщики потратили 4 десятилетия, чтобы измерить земли Российской империи. Именно при Екатерине геодезия стала прикладной наукой. Императрица распорядилась учредить училище, где готовили бы специалистов по землеустройству. Его расположили в Кремле, поблизости от Межевой канцелярии и назвали в честь новорожденного внука императрицы Константина.

Павел I запомнился современникам и потомкам как поклонник военной муштры и дисциплины. При нем составление карт перешло в военное ведомство. А уже при Александре I был учрежден Корпус военных топографов.

Значительные успехи геодезия и картография продемонстрировали после создания Пулковской обсерватории в эпоху Николая I. XIX век – время важных открытий. Под руководством выдающегося астронома Василия Струве проведено градусное измерение дуги меридиана и получены ценные материалы для определения формы и размера Земли. В дореволюционной России все сведения о землях и их владельцах заносились в «Поземельную» и «Межевую» книги. Данные были довольно точными, что позволяло государство эффективно собирать налоги, а собственникам отстаивать права на землю в суде.

Обложение жилищ в виде сборов с очагов или «с дыма» существовало уже в глубокой древности, но это была скорее форма личного или семейного обложения. В 1863 году появился налог на недвижимую собственность («подомовой») в городах, посадах, местечках России. Объектом налогообложения являлись не только дома, но и все другие виды недвижимого имущества в городе – фабрики, бани, склады, сады, огороды и даже пустопорожние земли. Подомовой налог определялся на каждый год в общей сумме для каждой губернии, раскладка же губернской суммы между городами, а в городах между владельцами производилась земскими учреждениями на основании сведений о числе и ценности недвижимых имуществ и о приносимых ими выгодах, то есть – на основании кадастровых сведений.

Коренным образом характер межевых и кадастровых работ изменился после Октябрьской революции. Вся земля отныне принадлежала государству и перестала быть объектом налогообложения. Утратила необходимость регистрация прав. Впрочем, кадастр в СССР все же был. Хотя в него заносились данные не о владельцах, а о пользователях земли. Государство нуждалось в точных сведениях о земельном фонде. Предстояло оценить — какие земли передать крестьянам, а какие отдать совхозам и колхозам. Без знаний о территории страны было невозможно экономическое развитие.

Для проведения съемочных работ, составления и издания карт было образовано Высшее геодезическое управление. В годы СССР картографо-геодезическая служба проделала колоссальную работу. В мировую историю геодезии и картографии навсегда вошли имена советских ученых. Была создана высокоточная геодезическая сеть. Измерения проводили на суше, под водой, с воздуха, а потом и на околоземной орбите. Благодаря полетам кораблей «Союз» и станций «Салют» советская картография и геодезия получила неоценимые сведения.

В результате были изданы подробнейшие топографические карты.

Хотя за 70-летнюю историю СССР был накоплен большой научный опыт, после распада Союза систему регистрации прав пришлось восстанавливать с нуля. Недвижимости, которая до «перестройки» была «общей», предстояло обрести четкие границы и собственников. Земля вновь стала объектом налогообложения.

С 1991 года использование земли в России является платным. В 1992 году был создан Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем). Переход к современным методам управления землепользованием и недвижимостью был невозможен без создания системы государственной защиты прав собственности и полной и достоверной информационной базы, отражающей состояние объектов недвижимости.

В XXI веке обязанности по ведению кадастра, регистрации прав, составлению карт и землеустройству делились между тремя ведомствами: Роснедвижимостью, Роскартографией и Росрегистрацией. В 2008 указом президента России их функции перешли Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии – Росреестру. В 2010 году все полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества и предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, были переданы в подведомственное Росреестру учреждение – Федеральную кадастровую палату (ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Рисунок 1 – Создание единой системы регистрации прав и учета

Цель преобразований – создание единой системы регистрации прав и учета, обеспечивающей высокий уровень гарантий прав на недвижимое имущество и качество государственных услуг при минимальных издержках.

На сегодняшний день выполнение функций учреждения обеспечивают на всей территории Российской Федерации региональные кадастровые палаты, представленные 81 филиалом, и 2 филиала в Курске и Казани, которые являются площадками Ведомственного центра телефонного обслуживания.

2. Место системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости в экономике общества

Устойчивое функционирование систем регистрации прав и учета недвижимости, простые и прозрачные процедуры оформления прав во многом формируют инвестиционный климат всех развитых стран.

Помимо своей ключевой задачи – обеспечения гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, – современные системы регистрации прав и учета недвижимости являются основой эффективной реализации мероприятий в области использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью, а также способствуют реализации крупных национальных и инвестиционных проектов.

Каждый гражданин хотя бы раз сталкивался с необходимостью посещения офисов органов или организаций, осуществляющих функции в регистрационно-учетной сфере. Реализация практически любого проекта государственного значения зависит от эффективности работы учетно-регистрационной системы: будь-то строительство олимпийских объектов, объектов на территориях особых экономических зон, реализация программ по доступному жилью, оформление прав граждан на бытовую недвижимость и т.д. Кроме того, система является важнейшей составляющей информационного взаимодействия как с участием федеральных органов исполнительной власти, так и с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (в том числе в связи с планированием развития территорий, реализацией управленческих задач).

Читайте также:  Можно ли ламинировать доверенность

Оборот недвижимости с каждым годом становится все более интенсивным. По данным Росреестра РФ в 2015 году было совершено 5 424 351 сделок с земельными участками, в том числе по Краснодарскому краю 251 296 сделок. За 9 месяцев 2016 года (с января по сентябрь) было подано 21 475 397 заявлений о государственной регистрации прав и кадастровом учете, зарегистрировано 4 512 817 вещных прав только на земельные участки.

По Краснодарскому краю в 2016 году было зарегистрировано 1 265 836 прав, ограничений (обременений), сделок с объектами недвижимости, в том числе 615 387 сделок с земельными участками (на 2 % больше показателей 2015 года).

По данным Росреестра на сентябрь 2016 года в РФ количество зарегистрированных прав собственности составляет:

— 43 811 831 – на земельные участки;

— 13 397 543 – на нежилые здания;

— 79 793 161 – на жилые помещения;

— 1 351 363 – на линейные сооружения;

— 1 173 – на предприятия;

— 324 – на единые недвижимые комплексы;

— 693 993 – на иные объекты недвижимости.

Участники экономической деятельности и субъекты государственного управления с каждым днем предъявляют все более высокие требования к качеству и доступности услуг в сфере оформления прав на недвижимость.

Рисунок 2 – Роль учета и регистрации недвижимости в экономике

Регистрация прав и кадастровый учет являются важнейшей социально-ориентированной функцией государства по оказанию государственных услуг гражданам и юридическим лицам, обеспечивающей защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости, формирование цивилизованного рынка недвижимости и вовлечение недвижимости в рыночный оборот.

Параметры эффективности защиты прав собственности на недвижимое имущество и характеристики его оборота имеют репутационное значение и являются предметом международного мониторинга в целях оценки уровня социально-экономического развития России в различных международных рейтингах.

3.Основные положения Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на 2013-2018 гг.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

О ГКН – государственном кадастре недвижимости, а также кадастровом паспорте и других связанных с этим вещах не раз приходится слышать каждому человеку, участвующему в каких-либо операциях с недвижимостью. Но мало кто разбирается в данном вопросе.

ГКН является общей систематизированной базой, сводом сведений о недвижимости по всей стране. И именно с его помощью удаётся отслеживать законность всех операций с жилыми и нежилыми объектами.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Что такое ГКН?

Государственный кадастр недвижимости – это федеральный информационный госресурс. Он включает в себя обширные подробные документы и сведения о внутренних и внешних территориальных границах РФ, а также обо всех зарегистрированных (учтённых) объектах недвижимости (о том, какие именно сведения содержатся в ГКН, мы писали здесь). Все связанные с ним действия регулируются Федеральным законом о ГКН.

В соответствии с законодательством должна быть учтена вся недвижимость, хотя иногда это немного растянуто во времени – например, в случае с домами, которые были построены недавно.

Назначение и цель его создания

Основная цель, для которой был сформирован ГКН – систематизированный учёт прав всех лиц, зарегистрированных в ЕГРП. Также с его помощью:

  • вычисляется налогообложение на недвижимость;
  • оценивается стоимость объектов;
  • ведётся учёт объектов путём признания государством их существования и внесения в базу со всеми характеристиками;
  • обозначаются точные координаты объектов;
  • определяется фактическое местонахождение недвижимости относительно того или иного субъекта РФ, муниципального образования, территориальной зоны или населённого пункта.

Основы и задачи

ГКН представляет собой систему учёта собственности по всей стране. Основная деятельность в кадастре крутится вокруг сбора данных о недвижимости, а при необходимости – их изменения. Также отслеживаются любые обновления – купля-продажа, передача по наследству, перепланировка, возведение новых сооружений и зданий или снос старых.

Система его ведения совершенствуется с каждым годом, поэтому мошенникам становится всё сложнее провести незаконную сделку.

В задачи ГКН также входят:

  • Сбор статистики.
  • Контроль цен.
  • Систематизация данных.
  • Контроль заповедных территорий и лесных хозяйств с целью предотвращения их несанкционированного использования не по назначению.
  • Хранение актуальных данных и архивация устаревших.
  • Выдача сведений заинтересованным лицам и организациям по запросу.

Основной идеей кадастра провозглашено именно соблюдение прав владельцев недвижимости и их обязанностей. ГКН является самостоятельно существующей базой данных, информация из которой часто требуется различным организациям для подтверждения законности и юридической правильности сделок. Через этот реестр можно подтвердить фактическое право владения недвижимым имуществом, его закрепление за определёнными людьми и организациями.

Целями формирования ГКН обозначены:

  1. Налоговый контроль, сведения о сборах и выявление их дефицита/профицита при возникновении таковых.
  2. Создание статистического свода данных, несущего вспомогательную функцию для бюджетных фондов.
  3. Корректировка ценовой и налоговой политики.
  4. Достижение прозрачности всех сделок, совершаемых с зарегистрированными в ГКН объектами, а также их правовой неприкосновенности.
  5. Выдача данных другим органам при запросе.
  6. Снижение нагрузки на другие госструктуры путём предоставления сведений в виде кадастровой выписки любому заинтересованному лицу.
  7. База документов для судебной системы.
  8. Вспомогательная функция для всех связанных с недвижимостью процессов.

Но сведения гос кадастра недвижимости в виде выписки или другого документа можно получить только через уполномоченный орган; как правило, это кадастровая палата или БТИ. Выдаётся за небольшую плату и нужен для различных сделок.

В то же время основные данные доступны любому человеку на публичной кадастровой карте объектов недвижимости. На ней можно посмотреть любой учтённый в ГКН объект, его площадь, местоположение, номер, кадастровую стоимость и некоторые другие сведения.

При этом часть информации не является публичной, и её нельзя просто посмотреть. Свод данных ведётся одновременно на бумажных и электронных носителях. Если в базе обнаружено несоответствие, преимущество отдаётся бумажному варианту.

О формировании, ведении и основных принципах ГКН рассказано тут.

История развития государственного кадастра недвижимости в России

Небольшой реестр того времени был создан с целью выдачи земельного имущества духовенству. Поэтому тогда в нём фигурировали преимущественно церковные и монастырские объекты. Далее в течение нескольких столетий никаких особых изменений не происходило.

Намного позднее началось формирование единого свода объектов и документов, и происходило оно постепенно и очень медленно:

  • В конце XV века появились первые оценки стоимости земель в связи с появлением поместий.
  • В XVI веке появился Поместный приказ – по сути, предшественник современного ГКН. Это была организация, выполняющая кадастровые, межевые и крепостные работы.
  • С XVII века учёт начали вести более подробно, с делением на категории по различным признакам.
  • В 1765 году был издан Указ Екатерины II о межевании земель — это был момент значительного изменения в сборе данных того времени, когда объекты начали учитываться более скрупулёзно, с точным указанием общих и личных границ.
  • Большие перемены наступили в XIX веке — это было связано сначала с внесением изменений в законодательство, когда стало возможным приобретать землю без крестьян, а затем с отменой крепостного права. Появилась необходимость оценки или переоценки участков.

Вплоть до 1917 года велись кадастровые работы с оценкой земель, их описанием, изучением и учётом. Также после отмены крепостного права постепенно наладилась статистика, которую собирали для дальнейшего учёта налогообложения.

Читайте также:  Упд на транспортные услуги образец
  • В 1899 году вышел «Закон об оценке», благодаря которому на протяжении многих лет вносились значимые сведения о земельных участках и объектах. Многие достижения в области методологии ведения кадастра в то время были передовыми среди других стран. Хотя способ работ и имел некоторые недостатки, уровень был столь высоким, что в Америке и Европе его «догнали» только к 60-70 годам XX века.
  • После Революции произошли существенные изменения — основой их стало то, что земля перестала рассматриваться как объект налогообложения, поскольку стала народным достоянием. Оценка, тем не менее, продолжалась, только уже в более объёмном виде: учитывались сразу крупные объекты.
  • С 70-ых годов прошлого века началось ведение кадастровых работ не только по землям сельскохозяйственного назначения, но и по природным ресурсам и территориальному делению.
  • С 90-ых годов ГКН получил дальнейшее развитие: за время существования СССР эксперты практически не продвинулись в вопросах усовершенствования методологии, поэтому была предпринята попытка перенять новые достижения западных коллег. Но они оказались неподходящими для условий РФ. Поэтому специалистам пришлось совершенствовать имеющиеся навыки самостоятельно.
  • В 1999 и 2000 году был внесён ряд изменений в земельное законодательство Российской Федерации. Вышло Постановление №945, а затем №316, регулирующие правила оценки. На данный момент этап развития методологии проведения работ по-прежнему продолжается.

    Это была отличительная черта кадастрового учёта на территории России.

    Что относится к объектам?

    Объекты государственного кадастра недвижимости – это:

    • Земельные участки.
    • Любые помещения.
    • Сооружения или здания незавершённого строительства.
    • Функциональные и территориальные зоны.
    • Объекты, юридически характеризуемые как «сложные вещи» (термин из Федерального закона о ГКН). Представляют собой комплексы из двух и более сооружений или зданий, объединённых единым назначением.
    • «Правовые зоны» – этим термином в законодательстве обозначены зоны, у которых условия использования территорий особые.

    Абсолютно каждый объект в ГКН имеет свой уникальный номер. Он используется для точной идентификации. Также одни объекты могут входить в состав других. Например, в муниципальные образования входят населённые пункты; в домах расположены квартиры. Всё это является объектами ГКН.

    В реестре есть свои разделы. Они строго учитывают, какие объекты находятся внутри других.

    И так далее. Недвижимость, называемая «сложными вещами», выделяется в отдельный раздел.

    Какие органы занимаются учетом зданий и сооружений?

    Сбор и систематизация данных, а также их выдача заинтересованным лицам, осуществляется несколькими уполномоченными организациями в соответствии с законодательством.

    Органами кадастрового учёта могут являться различные учреждения, при условии, что они наделены соответствующими полномочиями. Поэтому в разных областях и населённых пунктах организации, занимающиеся кадастровыми вопросами, могут различаться.

    Наиболее часто приёмом заявлений и работой с физическими и юридическими лицами по выдаче необходимой документации занимается одно из следующих учреждений:

    Если прежде большинство вопросов решалось преимущественно через БТИ, то теперь чаще всего этим занимается МФЦ.

    Что является ошибкой при оформлении?

    Они могут быть различного характера. Чаще всего появляются неточности в измерениях: площадях объектов и обозначении границ. Также ошибкой считаются любые данные в кадастре, которые не соответствуют действительности.

    Причины появления таких неточностей:

    • Оплошность сотрудника – кадастрового инженера.
    • Внесение старых данных, не соответствующих действительности.
    • Изменения, которые не были зафиксированы по какой-либо причине.

    Ошибки в ГКН приводят к тому, что формально какая-либо недвижимость не соответствует фактическим характеристикам. Это может привести к путанице в объектах в целом. Но если неправильно внесённые данные отлично вписываются в общий свод, то путаницу может вызвать уже их исправление. Поэтому просто вписать новые значения нельзя.

    Как исправляются неточности в кадастровом паспорте?

    Кадастровый паспорт – это несколько документов с точными данными об объекте.
    В нём содержится вся информация в соответствии с параметрами ГКН, в том числе кадастровый номер – уникальный набор символов. По нему можно идентифицировать объект даже в том случае, если другие данные неизвестны.

    Ошибка в кадастровом паспорте приводит к тому, что фактические данные отличаются от формальных. И если до сделок с недвижимостью и других манипуляций это ещё можно оставить как есть, то при возникновении таких ситуаций исправление является обязательным.

    Существует две разновидности ошибок в ГКН и любых его документах:

    1. Технические ошибки. Это опечатки, неточности грамматики и арифметики, т.е. явные случайности. Любой человек, обнаруживший такую ошибку, может обратиться с заявлением в орган ГКН, в том числе кадастровый инженер или лицо, совсем не имеющее отношение к объекту. Исправления вносятся в течение 5 рабочих дней.
    2. Кадастровые ошибки. Неточность внесения данных – не соответствующие действительности замеры и другая информация. Заявление на исправление может написать лицо, имеющее отношение к объекту недвижимости, о котором идёт речь – собственник или тот, кому должно перейти право собственности.

    Рассмотрение этих вопросов занимает до 20 рабочих дней. Для исправления такой ошибки требуется выезд кадастрового инженера, проведение работ, проверка информации и дальнейшее внесение изменений в кадастровый паспорт объекта.

    Например, в случае неправильных данных по смежным земельным участкам возможно наложение одного из них на другой. И тогда при пересчёте оказывается, что кто-то пользуется площадью, принадлежащей соседу. Это лишь один из вариантов развития событий. По такой причине земельные споры могут затянуться далеко не на 20 дней, хотя ошибка и будет исправлена.

    Посмотрите видео по теме:

    Внесение изменений в базу

    Чтобы внести изменения в ГКН, нужно:

    1. Записаться на приём к регистратору изменений, лично посетить его.
    2. Подать заявку на официальном сайте Росреестра.

    В обоих случаях потребуется список документов, который может разниться для разных ситуаций. Его нужно уточнять заранее.

    Изменения в ГКН, помимо описанных выше ситуаций с ошибкой, нужно вносить в случае, если поменялись какие-либо характеристики объекта. Например, произошла перепланировка, проводится сделка с недвижимостью, и так далее.

    Только через данную процедуру возможно завершить процесс. Если это помещение, куда не попасть без владельца, ему важно согласовать время и быть там в момент приезда специалиста.

    Посмотрите видео по теме:

    Оценочная стоимость объектов

    Существует такое понятие, как кадастровая стоимость объектов. Это рыночная цена, выявленная в процессе массовой оценки подобной недвижимости. Проводится без учёта состояния объекта, ремонта и других нюансов.

    Для определения такой стоимости проводится государственная кадастровая оценка объектов недвижимости. Для этого также требуется вызов специалиста из ГКН.

    Оценка проводится не единожды: со временем может понадобиться переоценка. Также определяется кадастровая стоимость дома или здания.

    Все эти сведения отображаются в паспорте объекта и необходимы для кадастровой выписки при любых сделках с недвижимостью. Чтобы узнать их просто так, без предоставления документа куда-либо, достаточно посмотреть информацию в публичной карте, о которой было упомянуто выше. Там же указан кадастровый номер объекта.

    Данный параметр напрямую связан с налогообложением. Некоторые собственники даже стараются снизить эту цену с целью заплатить меньше.

    Принципы ведения ГКН заключаются в разделении на несколько органов, каждый из которых плотно работает над определённой частью вопроса. Статистика формируется тщательно, строго проверяется и регулируется. На сегодняшний день можно сказать, что специалисты достигли достаточно высокого уровня. Хотя всё равно остаются определённые проблемы в виде неточностей и несвоевременного внесения изменений некоторыми собственниками.

    Заявление на проведение работ, если они ещё не проводились, можно написать в МФЦ. Лучше делать это заранее, чтобы в дальнейшем избежать путаницы и штрафов. Но если вовремя документы поданы не были, всё равно при каких-либо сделках и других манипуляциях с недвижимостью взаимодействие с ГКН неизбежно.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-46-18 (Москва)
    +7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

    Это быстро и бесплатно !

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Ссылка на основную публикацию
    Займ на карту
    close slider

    Adblock detector