Содержание
Кадастр (фр. cadastre) — список, реестр чего-либо или кого-либо, например, землепользователей, подлежащих налогообложению. Само это слово происходит от средневекового лат. catastrum, т. е. capitastrum (от caput — голова), которое означало регистр душ, подлежавших поголовной подати.
Исторически корни возникновения кадастра и кадастровых работ, связанных с указанием границ земельных участков и их площадей, проводимых с целью учета земель, уходят во времена Древнего Египта (3000 г. до н. э.). Термин «кадастр» происходит со времен римского правителя Августа (27 г. до н. э.)г когда была утверждена единица учета сбора дани за землю «caputigum», и введена перепись населения «caputigumregistrum». Со временем эти слова слились в одно — «capitastrum» и впоследствии в слово «catastrum».
В Средние века содержание кадастровых съемок и основные принципы ведения кадастра практически не изменились — съемка земель оставалась чисто линейной и проводилась с помощью веревки и жезла, слабо использовались геометрические знания и вычисления. Начиная с 1718 г., по образцу римского кадастра, Джованни Джакомо Мариони разработал первый кадастр на основе соблюдения научных методов с определением границ участков методом триангуляции и полигонометрических сетей. Этот кадастр содержал в качестве документов ситуационные карты всех сельских общин, выполненные с использованием мензулы в масштабе 1:2000.
На картах отображали участки (парцеллы) отдельных общинных владений, типы грунтов, чистую прибыль, которая являлась основой для обложения налогом. Благодаря своему качеству и точности этот кадастр, называемый миланским, был введен в действие 1 января 1760 г. и служил образцом для разработки в XIX в. кадастров Франции, Бельгии, Австрии, Голландии и Швейцарии.
Первые сведения о кадастре в России относятся к X в. и связаны со сбором поземельного налога и оценкой земель. Картографический материал земельного кадастра России содержался в описаниях земель, собранных в писцовых, смотренных, дозорных и межевых книгах, и составлялся по результатам натурных и землемерных работ. Землемерные работы заключались в измерении длин граничных линий «мерной вервью», которые разделяли землю по угодьям и различались по «добротности» на «добрую», «среднюю» и «худую». В середине XVIII в. работы по межеванию расширили с целью защиты прав землевладельцев. В 1765 г. была утверждена Комиссия о государственном межевании земель. Основные работы по межеванию земель Российской империи были завершены в начале XIX в. В России составляли документы учета и описи не только сельскохозяйственных земель и лесного фонда, но и городских дворов. Документы описи и перечня дворов содержали информацию о территории двора с перечнем построек и размером налога в рублях, а также имя владельца. Во многих городах проводили оценку недвижимого имущества и его опись с составлением схем и планов земельных участков. В первые годы после революции 1917 г., согласно «Положению о земельных распорядках в городах все», без исключения земли и водные пространства в пределах городской черты независимо от пользователя подлежали земельной регистрации. При регистрации проводили опись земельного участка с отображением характеристик строения и сооружения (в настоящее время государственный кадастр недвижимости), составляли экспликацию участка по видам угодий.
В развитии государственного земельного кадастра (ныне государственный кадастр недвижимости) существуют следующие периоды, связанные с важными для российского государства событиями:
1489 — 1511 гг. (собирание русских земель и раздача земель служилым людям при Иване III);
1565— 1572 гг. (опричнина при Иване IV);
1598— 1613 гг. (смутное время);
1619 — 1645 гг. (приведение в порядок земельных дел Михаилом Федоровичем Романовым);
1649— 1676 гг. (наделение служилого сословия поместными окладами при Алексее Михайловиче Романове);
1715— 1725 гг. (реформы Петра I);
1754 г. (наведение порядка в землеустройстве при Елизавете Петровне с последующим предоставлением земель дворянству при Екатерине II);
1768— 1774 гг. (расширение Российской империи в результате русско-турецких войн и освоение новых земель);
1861 г. (отмена крепостного права);
1906— 1913 гг. (столыпинская аграрная реформа);
1930—1954 гг. (завершение строительства СССР, начало в Б 1930-е гг., построение государства с развитой административной системой, сплошная коллективизация и индустриализация, а затем освоение целинных земель во второй половине 1950-х гг.);
1985— 1991 гг. (перестройка, распад СССР, постепенная либерализация земельных отношений в конце 1980-х — начале 1990-х гг.).
К началу XX в. в России сложилась система учета недвижимости с государственной гарантией прав собственности на нее. После революции, прошла коллективизация, и частных собственников на землю практически «стерли» из российского законодательства. Остались государственная и колхозно-кооперативная собственность. Границы участков были установлены, по сути, формально.
Учет и оценка недвижимости начали развиваться в двух направлениях. Одно — по линии БТИ (бюро технической инвентаризации). БТИ учитывали, в основном, технические характеристики зданий и сооружений. Второе направление осуществлялось министерством сельского хозяйства. Оно касалось непосредственно земли, в основном сельскохозяйственных угодий. В то время не занимались учетом земель, зданий и сооружений, соответственно, не существовало государственного реестра прав. Право частной собственности на землю и иную недвижимость не регистрировалось.
Только в 1998 г. было принято решение о создании единого государственного реестра прав. Так вступил закон о государственной регистрации прав на недвижимость.
В 1985 г. международная группа экспертов по кадастру и земельной информации дала обобщенное определение кадастра: «Кадастр — это методически упорядоченный государственный учет данных по земельной собственности в пределах определенного государства или района, базирующийся на результатах съемки границ участков собственности. Каждой собственности присваивается определенный номер — идентификатор. Границы и номер собственности обычно отображается на крупномасштабных картах».
Учет принадлежности земельных участков и их качества стали вести, по всей видимости, когда на Руси начала укрепляться государственная власть. В недавно крещеной, но все еще языческой Киевской Руси строились церкви и монастыри. И описание именно церковных земель мы в основном находим в первых межевых книгах. В этих описаниях земель угадываются будущие кадастровые и межевые планы, а в некоторых статьях «Русской Правды» историки видят прообраз свода межевых законов.
Учет земельных угодий на Руси начали вести в IX веке, когда территория страны была в 10 раз меньше современной. Первые межевые книги содержали, в основном, описания монастырских и церковных земель. Скоро реестр собственников расширился. Государство хотело знать, кто владеет землей, чтобы собирать налоги. На содержание армии и ведение войн требовались значительные средства.
В дальнейшем развитие кадастра долгое время определялось во многом изменениями в системе налогообложения Российского государства. Князья хотели собирать налоги, а для этого надо было знать, кто владеет землей. На содержание армии и ведение войн требовались значительные средства, которые сотни лет назад, как и сейчас, можно было собрать только благодаря кадастровой службе.
К XVI веку Россия стала уже крупной державой и вела постоянные войны с соседями. Московская Русь возвращала, как тогда говорили, «утраченные земли», присоединяя Полоцк и Смоленск, штурмуя Астрахань и Казань. Россия дралась за Крым и Прибалтику с ордынскими ханами и шведскими феодалами.
Все завоевания были делом рук «служилых людей», которые жили и кормились за счет владения землей. Земля обретала все большую ценность и как товар. Знать и духовенство требовали укрепления своих прав. При Иване Грозном с этой целью начали вести «Писцовые книги».
«Писцовые книги» стали прообразом современного Единого государственного реестра прав. Сюда записывали имя владельца, и то, как он получил землю в собственность. «Писцовые книги» стали важнейшим доказательством прав и, во многом, прообразом современного единого государственного реестра прав.
Тогда же было создано особое учреждение – Поместный приказ (так в то время называлось министерство), которое занималось налогами, учетом земель и регистрацией собственности.Так кадастровая служба стала краеугольным камнем внутреннего устройства и внешней политики страны. В Московском государстве XVI-XVII веков налоговая система основывалась на доходности хозяйственной деятельности, а та, в свою очередь, в аграрной стране определялась, как правило, размером и качеством земельных угодий. В дозорных, писцовых и смотренных книгах того времени содержались описания земель, находящихся в собственности, давалась оценка плодородия почвы на тех или иных участках, отмечались размеры наделов и межевые знаки. На основании этих сведений определялся размер налога, взимаемого с владельцев участков. Но определение границ вотчин и поместий велось еще очень плохо. Площадь земли исчислялась приблизительно, межевым знаком запросто могло быть дерево или борозда, а в качестве доказательства права владения – слова «мой дед здесь пахал». Межевых тяжб было много, и в конце XVII века появился свод законов, определяющий порядок межевания земель.
В начале XVIII века посошная подать была отменена и имущественный налог сменился личным. Вновь земельный налог возник в 1878 году и стал называться государственным земельным налогом. Средняя налоговая ставка колебалась между 1/4 и 17 копейками с десятины в зависимости от месторасположения. Например, для Архангельской губернии была предусмотрена низшая ставка, для Курской – высшая.
В эпоху Петра I повысилась точность полевых измерений. При межевании впервые стали использовать специальные инструменты. Геодезическому делу начали обучать. Петр поставил цель: создать Генеральную карту Российской империи. По всей стране проводились съемки губерний, театров военных действий и морских побережий. Подробная карта, а также большой трехтомный атлас вышли уже после смерти Петра. Ведение земельного кадастра окончательно стало делом государственной важности. За убийство землемера грозила смертная казнь.
В 1765 году Екатериной II была создана Комиссия, а затем провозглашен манифест о генеральном размежевании земель на всей территории Российской империи, чтобы «утвердить спокойствие, права и надежность каждого владельца в его имении. Отныне земли приписывались не к именам владельцев, а к названиям селений и пустошей. Межевщики потратили 4 десятилетия, чтобы измерить земли Российской империи. Именно при Екатерине геодезия стала прикладной наукой. Императрица распорядилась учредить училище, где готовили бы специалистов по землеустройству. Его расположили в Кремле, поблизости от Межевой канцелярии и назвали в честь новорожденного внука императрицы Константина.
Павел I запомнился современникам и потомкам как поклонник военной муштры и дисциплины. При нем составление карт перешло в военное ведомство. А уже при Александре I был учрежден Корпус военных топографов.
Значительные успехи геодезия и картография продемонстрировали после создания Пулковской обсерватории в эпоху Николая I. XIX век – время важных открытий. Под руководством выдающегося астронома Василия Струве проведено градусное измерение дуги меридиана и получены ценные материалы для определения формы и размера Земли. В дореволюционной России все сведения о землях и их владельцах заносились в «Поземельную» и «Межевую» книги. Данные были довольно точными, что позволяло государство эффективно собирать налоги, а собственникам отстаивать права на землю в суде.
Обложение жилищ в виде сборов с очагов или «с дыма» существовало уже в глубокой древности, но это была скорее форма личного или семейного обложения. В 1863 году появился налог на недвижимую собственность («подомовой») в городах, посадах, местечках России. Объектом налогообложения являлись не только дома, но и все другие виды недвижимого имущества в городе – фабрики, бани, склады, сады, огороды и даже пустопорожние земли. Подомовой налог определялся на каждый год в общей сумме для каждой губернии, раскладка же губернской суммы между городами, а в городах между владельцами производилась земскими учреждениями на основании сведений о числе и ценности недвижимых имуществ и о приносимых ими выгодах, то есть – на основании кадастровых сведений.
Коренным образом характер межевых и кадастровых работ изменился после Октябрьской революции. Вся земля отныне принадлежала государству и перестала быть объектом налогообложения. Утратила необходимость регистрация прав. Впрочем, кадастр в СССР все же был. Хотя в него заносились данные не о владельцах, а о пользователях земли. Государство нуждалось в точных сведениях о земельном фонде. Предстояло оценить — какие земли передать крестьянам, а какие отдать совхозам и колхозам. Без знаний о территории страны было невозможно экономическое развитие.
Для проведения съемочных работ, составления и издания карт было образовано Высшее геодезическое управление. В годы СССР картографо-геодезическая служба проделала колоссальную работу. В мировую историю геодезии и картографии навсегда вошли имена советских ученых. Была создана высокоточная геодезическая сеть. Измерения проводили на суше, под водой, с воздуха, а потом и на околоземной орбите. Благодаря полетам кораблей «Союз» и станций «Салют» советская картография и геодезия получила неоценимые сведения.
В результате были изданы подробнейшие топографические карты.
Хотя за 70-летнюю историю СССР был накоплен большой научный опыт, после распада Союза систему регистрации прав пришлось восстанавливать с нуля. Недвижимости, которая до «перестройки» была «общей», предстояло обрести четкие границы и собственников. Земля вновь стала объектом налогообложения.
С 1991 года использование земли в России является платным. В 1992 году был создан Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем). Переход к современным методам управления землепользованием и недвижимостью был невозможен без создания системы государственной защиты прав собственности и полной и достоверной информационной базы, отражающей состояние объектов недвижимости.
В XXI веке обязанности по ведению кадастра, регистрации прав, составлению карт и землеустройству делились между тремя ведомствами: Роснедвижимостью, Роскартографией и Росрегистрацией. В 2008 указом президента России их функции перешли Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии – Росреестру. В 2010 году все полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества и предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, были переданы в подведомственное Росреестру учреждение – Федеральную кадастровую палату (ФГБУ «ФКП Росреестра»).
Рисунок 1 – Создание единой системы регистрации прав и учета
Цель преобразований – создание единой системы регистрации прав и учета, обеспечивающей высокий уровень гарантий прав на недвижимое имущество и качество государственных услуг при минимальных издержках.
На сегодняшний день выполнение функций учреждения обеспечивают на всей территории Российской Федерации региональные кадастровые палаты, представленные 81 филиалом, и 2 филиала в Курске и Казани, которые являются площадками Ведомственного центра телефонного обслуживания.
2. Место системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости в экономике общества
Устойчивое функционирование систем регистрации прав и учета недвижимости, простые и прозрачные процедуры оформления прав во многом формируют инвестиционный климат всех развитых стран.
Помимо своей ключевой задачи – обеспечения гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, – современные системы регистрации прав и учета недвижимости являются основой эффективной реализации мероприятий в области использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью, а также способствуют реализации крупных национальных и инвестиционных проектов.
Каждый гражданин хотя бы раз сталкивался с необходимостью посещения офисов органов или организаций, осуществляющих функции в регистрационно-учетной сфере. Реализация практически любого проекта государственного значения зависит от эффективности работы учетно-регистрационной системы: будь-то строительство олимпийских объектов, объектов на территориях особых экономических зон, реализация программ по доступному жилью, оформление прав граждан на бытовую недвижимость и т.д. Кроме того, система является важнейшей составляющей информационного взаимодействия как с участием федеральных органов исполнительной власти, так и с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (в том числе в связи с планированием развития территорий, реализацией управленческих задач).
Оборот недвижимости с каждым годом становится все более интенсивным. По данным Росреестра РФ в 2015 году было совершено 5 424 351 сделок с земельными участками, в том числе по Краснодарскому краю 251 296 сделок. За 9 месяцев 2016 года (с января по сентябрь) было подано 21 475 397 заявлений о государственной регистрации прав и кадастровом учете, зарегистрировано 4 512 817 вещных прав только на земельные участки.
По Краснодарскому краю в 2016 году было зарегистрировано 1 265 836 прав, ограничений (обременений), сделок с объектами недвижимости, в том числе 615 387 сделок с земельными участками (на 2 % больше показателей 2015 года).
По данным Росреестра на сентябрь 2016 года в РФ количество зарегистрированных прав собственности составляет:
— 43 811 831 – на земельные участки;
— 13 397 543 – на нежилые здания;
— 79 793 161 – на жилые помещения;
— 1 351 363 – на линейные сооружения;
— 1 173 – на предприятия;
— 324 – на единые недвижимые комплексы;
— 693 993 – на иные объекты недвижимости.
Участники экономической деятельности и субъекты государственного управления с каждым днем предъявляют все более высокие требования к качеству и доступности услуг в сфере оформления прав на недвижимость.
Рисунок 2 – Роль учета и регистрации недвижимости в экономике
Регистрация прав и кадастровый учет являются важнейшей социально-ориентированной функцией государства по оказанию государственных услуг гражданам и юридическим лицам, обеспечивающей защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости, формирование цивилизованного рынка недвижимости и вовлечение недвижимости в рыночный оборот.
Параметры эффективности защиты прав собственности на недвижимое имущество и характеристики его оборота имеют репутационное значение и являются предметом международного мониторинга в целях оценки уровня социально-экономического развития России в различных международных рейтингах.
3.Основные положения Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на 2013-2018 гг.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
О ГКН – государственном кадастре недвижимости, а также кадастровом паспорте и других связанных с этим вещах не раз приходится слышать каждому человеку, участвующему в каких-либо операциях с недвижимостью. Но мало кто разбирается в данном вопросе.
ГКН является общей систематизированной базой, сводом сведений о недвижимости по всей стране. И именно с его помощью удаётся отслеживать законность всех операций с жилыми и нежилыми объектами.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !
Что такое ГКН?
Государственный кадастр недвижимости – это федеральный информационный госресурс. Он включает в себя обширные подробные документы и сведения о внутренних и внешних территориальных границах РФ, а также обо всех зарегистрированных (учтённых) объектах недвижимости (о том, какие именно сведения содержатся в ГКН, мы писали здесь). Все связанные с ним действия регулируются Федеральным законом о ГКН.
В соответствии с законодательством должна быть учтена вся недвижимость, хотя иногда это немного растянуто во времени – например, в случае с домами, которые были построены недавно.
Назначение и цель его создания
Основная цель, для которой был сформирован ГКН – систематизированный учёт прав всех лиц, зарегистрированных в ЕГРП. Также с его помощью:
- вычисляется налогообложение на недвижимость;
- оценивается стоимость объектов;
- ведётся учёт объектов путём признания государством их существования и внесения в базу со всеми характеристиками;
- обозначаются точные координаты объектов;
- определяется фактическое местонахождение недвижимости относительно того или иного субъекта РФ, муниципального образования, территориальной зоны или населённого пункта.
Основы и задачи
ГКН представляет собой систему учёта собственности по всей стране. Основная деятельность в кадастре крутится вокруг сбора данных о недвижимости, а при необходимости – их изменения. Также отслеживаются любые обновления – купля-продажа, передача по наследству, перепланировка, возведение новых сооружений и зданий или снос старых.
Система его ведения совершенствуется с каждым годом, поэтому мошенникам становится всё сложнее провести незаконную сделку.
В задачи ГКН также входят:
- Сбор статистики.
- Контроль цен.
- Систематизация данных.
- Контроль заповедных территорий и лесных хозяйств с целью предотвращения их несанкционированного использования не по назначению.
- Хранение актуальных данных и архивация устаревших.
- Выдача сведений заинтересованным лицам и организациям по запросу.
Основной идеей кадастра провозглашено именно соблюдение прав владельцев недвижимости и их обязанностей. ГКН является самостоятельно существующей базой данных, информация из которой часто требуется различным организациям для подтверждения законности и юридической правильности сделок. Через этот реестр можно подтвердить фактическое право владения недвижимым имуществом, его закрепление за определёнными людьми и организациями.
Целями формирования ГКН обозначены:
- Налоговый контроль, сведения о сборах и выявление их дефицита/профицита при возникновении таковых.
- Создание статистического свода данных, несущего вспомогательную функцию для бюджетных фондов.
- Корректировка ценовой и налоговой политики.
- Достижение прозрачности всех сделок, совершаемых с зарегистрированными в ГКН объектами, а также их правовой неприкосновенности.
- Выдача данных другим органам при запросе.
- Снижение нагрузки на другие госструктуры путём предоставления сведений в виде кадастровой выписки любому заинтересованному лицу.
- База документов для судебной системы.
- Вспомогательная функция для всех связанных с недвижимостью процессов.
Но сведения гос кадастра недвижимости в виде выписки или другого документа можно получить только через уполномоченный орган; как правило, это кадастровая палата или БТИ. Выдаётся за небольшую плату и нужен для различных сделок.
В то же время основные данные доступны любому человеку на публичной кадастровой карте объектов недвижимости. На ней можно посмотреть любой учтённый в ГКН объект, его площадь, местоположение, номер, кадастровую стоимость и некоторые другие сведения.
При этом часть информации не является публичной, и её нельзя просто посмотреть. Свод данных ведётся одновременно на бумажных и электронных носителях. Если в базе обнаружено несоответствие, преимущество отдаётся бумажному варианту.
О формировании, ведении и основных принципах ГКН рассказано тут.
История развития государственного кадастра недвижимости в России
Небольшой реестр того времени был создан с целью выдачи земельного имущества духовенству. Поэтому тогда в нём фигурировали преимущественно церковные и монастырские объекты. Далее в течение нескольких столетий никаких особых изменений не происходило.
Намного позднее началось формирование единого свода объектов и документов, и происходило оно постепенно и очень медленно:
- В конце XV века появились первые оценки стоимости земель в связи с появлением поместий.
- В XVI веке появился Поместный приказ – по сути, предшественник современного ГКН. Это была организация, выполняющая кадастровые, межевые и крепостные работы.
- С XVII века учёт начали вести более подробно, с делением на категории по различным признакам.
- В 1765 году был издан Указ Екатерины II о межевании земель — это был момент значительного изменения в сборе данных того времени, когда объекты начали учитываться более скрупулёзно, с точным указанием общих и личных границ.
- Большие перемены наступили в XIX веке — это было связано сначала с внесением изменений в законодательство, когда стало возможным приобретать землю без крестьян, а затем с отменой крепостного права. Появилась необходимость оценки или переоценки участков.
Вплоть до 1917 года велись кадастровые работы с оценкой земель, их описанием, изучением и учётом. Также после отмены крепостного права постепенно наладилась статистика, которую собирали для дальнейшего учёта налогообложения.
В 1999 и 2000 году был внесён ряд изменений в земельное законодательство Российской Федерации. Вышло Постановление №945, а затем №316, регулирующие правила оценки. На данный момент этап развития методологии проведения работ по-прежнему продолжается.
Это была отличительная черта кадастрового учёта на территории России.
Что относится к объектам?
Объекты государственного кадастра недвижимости – это:
- Земельные участки.
- Любые помещения.
- Сооружения или здания незавершённого строительства.
- Функциональные и территориальные зоны.
- Объекты, юридически характеризуемые как «сложные вещи» (термин из Федерального закона о ГКН). Представляют собой комплексы из двух и более сооружений или зданий, объединённых единым назначением.
- «Правовые зоны» – этим термином в законодательстве обозначены зоны, у которых условия использования территорий особые.
Абсолютно каждый объект в ГКН имеет свой уникальный номер. Он используется для точной идентификации. Также одни объекты могут входить в состав других. Например, в муниципальные образования входят населённые пункты; в домах расположены квартиры. Всё это является объектами ГКН.
В реестре есть свои разделы. Они строго учитывают, какие объекты находятся внутри других.
И так далее. Недвижимость, называемая «сложными вещами», выделяется в отдельный раздел.
Какие органы занимаются учетом зданий и сооружений?
Сбор и систематизация данных, а также их выдача заинтересованным лицам, осуществляется несколькими уполномоченными организациями в соответствии с законодательством.
Органами кадастрового учёта могут являться различные учреждения, при условии, что они наделены соответствующими полномочиями. Поэтому в разных областях и населённых пунктах организации, занимающиеся кадастровыми вопросами, могут различаться.
Наиболее часто приёмом заявлений и работой с физическими и юридическими лицами по выдаче необходимой документации занимается одно из следующих учреждений:
Если прежде большинство вопросов решалось преимущественно через БТИ, то теперь чаще всего этим занимается МФЦ.
Что является ошибкой при оформлении?
Они могут быть различного характера. Чаще всего появляются неточности в измерениях: площадях объектов и обозначении границ. Также ошибкой считаются любые данные в кадастре, которые не соответствуют действительности.
Причины появления таких неточностей:
- Оплошность сотрудника – кадастрового инженера.
- Внесение старых данных, не соответствующих действительности.
- Изменения, которые не были зафиксированы по какой-либо причине.
Ошибки в ГКН приводят к тому, что формально какая-либо недвижимость не соответствует фактическим характеристикам. Это может привести к путанице в объектах в целом. Но если неправильно внесённые данные отлично вписываются в общий свод, то путаницу может вызвать уже их исправление. Поэтому просто вписать новые значения нельзя.
Как исправляются неточности в кадастровом паспорте?
Кадастровый паспорт – это несколько документов с точными данными об объекте.
В нём содержится вся информация в соответствии с параметрами ГКН, в том числе кадастровый номер – уникальный набор символов. По нему можно идентифицировать объект даже в том случае, если другие данные неизвестны.
Ошибка в кадастровом паспорте приводит к тому, что фактические данные отличаются от формальных. И если до сделок с недвижимостью и других манипуляций это ещё можно оставить как есть, то при возникновении таких ситуаций исправление является обязательным.
Существует две разновидности ошибок в ГКН и любых его документах:
- Технические ошибки. Это опечатки, неточности грамматики и арифметики, т.е. явные случайности. Любой человек, обнаруживший такую ошибку, может обратиться с заявлением в орган ГКН, в том числе кадастровый инженер или лицо, совсем не имеющее отношение к объекту. Исправления вносятся в течение 5 рабочих дней.
- Кадастровые ошибки. Неточность внесения данных – не соответствующие действительности замеры и другая информация. Заявление на исправление может написать лицо, имеющее отношение к объекту недвижимости, о котором идёт речь – собственник или тот, кому должно перейти право собственности.
Рассмотрение этих вопросов занимает до 20 рабочих дней. Для исправления такой ошибки требуется выезд кадастрового инженера, проведение работ, проверка информации и дальнейшее внесение изменений в кадастровый паспорт объекта.
Например, в случае неправильных данных по смежным земельным участкам возможно наложение одного из них на другой. И тогда при пересчёте оказывается, что кто-то пользуется площадью, принадлежащей соседу. Это лишь один из вариантов развития событий. По такой причине земельные споры могут затянуться далеко не на 20 дней, хотя ошибка и будет исправлена.
Посмотрите видео по теме:
Внесение изменений в базу
Чтобы внести изменения в ГКН, нужно:
- Записаться на приём к регистратору изменений, лично посетить его.
- Подать заявку на официальном сайте Росреестра.
В обоих случаях потребуется список документов, который может разниться для разных ситуаций. Его нужно уточнять заранее.
Изменения в ГКН, помимо описанных выше ситуаций с ошибкой, нужно вносить в случае, если поменялись какие-либо характеристики объекта. Например, произошла перепланировка, проводится сделка с недвижимостью, и так далее.
Только через данную процедуру возможно завершить процесс. Если это помещение, куда не попасть без владельца, ему важно согласовать время и быть там в момент приезда специалиста.
Посмотрите видео по теме:
Оценочная стоимость объектов
Существует такое понятие, как кадастровая стоимость объектов. Это рыночная цена, выявленная в процессе массовой оценки подобной недвижимости. Проводится без учёта состояния объекта, ремонта и других нюансов.
Для определения такой стоимости проводится государственная кадастровая оценка объектов недвижимости. Для этого также требуется вызов специалиста из ГКН.
Оценка проводится не единожды: со временем может понадобиться переоценка. Также определяется кадастровая стоимость дома или здания.
Все эти сведения отображаются в паспорте объекта и необходимы для кадастровой выписки при любых сделках с недвижимостью. Чтобы узнать их просто так, без предоставления документа куда-либо, достаточно посмотреть информацию в публичной карте, о которой было упомянуто выше. Там же указан кадастровый номер объекта.
Данный параметр напрямую связан с налогообложением. Некоторые собственники даже стараются снизить эту цену с целью заплатить меньше.
Принципы ведения ГКН заключаются в разделении на несколько органов, каждый из которых плотно работает над определённой частью вопроса. Статистика формируется тщательно, строго проверяется и регулируется. На сегодняшний день можно сказать, что специалисты достигли достаточно высокого уровня. Хотя всё равно остаются определённые проблемы в виде неточностей и несвоевременного внесения изменений некоторыми собственниками.
Заявление на проведение работ, если они ещё не проводились, можно написать в МФЦ. Лучше делать это заранее, чтобы в дальнейшем избежать путаницы и штрафов. Но если вовремя документы поданы не были, всё равно при каких-либо сделках и других манипуляциях с недвижимостью взаимодействие с ГКН неизбежно.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.