Статус безработного в россии и сша

Сравнительный анализ безработицы в США и в России. Государственная защита социума в условиях безработицы

Д.А Гамаюнов, Е.С. Скарга

Руководитель: к.э.н., доцент Д.И. Рамазанов

Ивановский филиал Российского

университета, г. Иваново, Россия

Актуальность темы заключается, прежде всего, в том, что безработица относится к важнейшим макроэкономическим проблемам, оказывающим наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Анализ уровня безработицы в стране свидетельствует о качестве экономического роста и общей динамике производительности экономических институтов национального хозяйства. Согласно закону Оукена, безработица, приводит к недопроизводству ВВП, и эти потери наиболее очевидны в условиях высокой безработицы.

Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. Предпосылкой безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике в результате кризисных явлений 2008 года

Наибольший уровень безработицы был зафиксирован среди жителей США, находившихся в возрасте от 16 до 19 лет (18,3%). В отличие от ситуации в России, в США наблюдается высокий уровень безработицы в возрасте 55-59, что связано с дифференциацией приема на работу. В России же безработица среди данной категории населения минимальная. При сравнении структуры безработицы по половому признаку в США за 2009 год и аналогичного показателя в России, видим, что расхождения не значительные (доля женщин в нашей стране на 3,5 % больше). В России в отличие от США работники с высшим образованием представляют одну из наименее социально защищенных групп, а в США эта категория занятых составляет наименее благополучный сегмент.

Изучение российских и американских методов борьбы с безработицей показало, что в сравнении со средствами, имеющимися в распоряжении центральной и местной власти в развитых странах, в частности у США, финансовые, материальные и кадровые ресурсы, которыми располагают соответствующие государственные органы в России для разработки и проведения политики занятости, крайне ограничены.

При исследовании проблемы безработицы в России и США была выявлена общая причина резкого увеличения уровня безработицы в 2008 — 2010 гг., связанная со спадом производства и структурными преобразования в экономике в результате кризисных явлений. В отличие от российских методов борьбы с безработицей, политика занятости в США подчинена ключевой стратегической задаче — предоставлению каждому трудоспособному члену общества не просто любой работы, а возможности в наибольшей степени развить и реализовать свой потенциал, получая соответственно достойное вознаграждение за свой труд.

Недостатком политики по борьбе с безработицей в России является ее краткосрочная направленность, осуществляема в основном за счет выплаты пособий и занятия безработных «хоть чем-нибудь». Поэтому новая активная политика на российском рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период. Политика по борьбе с безработицей в США происходит эффективнее, поскольку она способна не только снизить уровень безработицы до естественного уровня, но и обеспечить устойчивый экономический рост.

Для кардинального решения проблем безработицы надо в корне менять политику занятости. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения поможет вывести экономику из тупика, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на деле. И в этом отношении необходимо использовать чужой положительный опыт но с учетом национальных особенностей.

В условиях России крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиций на рынке труда работников с высоким уровнем образования . Для решения их специфических проблем во многих европейских странах (в Великобритании, Франции, Дании и др.) действуют специальные подразделения национальных служб занятости.

Итак, в политике занятости подавляющего большинства стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости[2] .

2.1 Проблема безработицы и пути её решения в Западной Европе и США

В США уровень безработицы рассчитывается по следующей формуле: количество безработных людей старше 16-ти лет относительно к общей численности рабочей силы. Однако не каждый человек без работы может считаться безработным и попадать в соответствующую статистику — к примеру, безработным не является трудоспособный житель США, который не ищет работу. Кроме того, официальная статистика не учитывает тех, кто не в состоянии найти работу на полный рабочий день или вынужден заниматься малоквалифицированным трудом (например, в ситуации, когда профессиональный токарь работает дворником).

Принято считать, что в развивающихся странах безработица во многом вызывается неконтролируемыми миграциями населения: например, массовым переселением крестьян в города. В индустриально -развитых странах основной причиной массовой безработицы, как правило, становятся экономические проблемы, которые приводят к закрытию предприятий. Рекорд уровня безработицы в США, Великобритании и Германии был установлен в период Великой Депрессии — в начале 1930-х годов в этих странах безработные составляли более четверти трудоспособного населения.

По данным Международной Организации ТрудаInternational Labour Organization, в 2007 году число безработных в мире увеличилось на 2.9 млн. и достигло 189.9 млн. человек. В 2007 году в мире было создано 45 млн. новых рабочих мест. Однако это не оказало особого воздействия на общее число безработных в мире — уровень безработицы в мире в 2006 и 2007 году составлял те же 6%. В 2007 году были трудоустроены почти 62% людей трудоспособного возраста (3 млрд. человек). Примерно 16.7% всех работающих (487 млн. человек) зарабатывали ничтожно мало — их семьи живут на $1 в день. Семьи еще 43.5% работающих (1.3 млрд.) живут на $2 в день.

В 2007 году самый высокий уровень безработицы был зарегистрирован в странах Ближнего Востока (11.8% от общего числа людей трудоспособного возраста) и Северной Африки (10.9%). В странах Восточной Европы и СНГ в 2007 году не работало 8.5% трудоспособного населения. В индустриально развитых странах Западной Европы и Северной Америки насчитывалось 6.2% безработных.

Любопытно, что в последние десятилетия в США наблюдается следующая картина: уровень безработицы резко увеличивается после окончания рецессии в экономике: лаг составляет от четырех до 20-ти месяцев.

В любом случае, далеко не все безработные имеют возможность претендовать на помощь со стороны властей. К примеру, во вполне благополучном для экономики США 2003 году пособия по безработице смогли получить лишь 74% американцев, лишившихся работы не по собственной вине.

Чтобы получить пособие по безработице, работающий американец должен работать определенное время и заработать определенную сумму (эти правила серьезно варьируются от штата к штату). Расчет уровня пособия определяется путем оценки зарплаты данного безработного за какой-то период времени: обычно за 6-12 отработанных им месяцев года, предшествовавших увольнению. К примеру, в штате Коннектикут для того, чтобы претендовать на пособие, безработный должен ранее зарабатывать не менее $600 в месяц, в штате Мэн — $3 376. В штатах Вирджиния и Делавэр подобных ограничений не существует, а в штате Вашингтон требуется указывать не размеры заработка, а срок работы (не менее 680 часов в месяц) за оцениваемое время. Кроме того, он должен расстаться со своим работодателем определенным образом — к примеру, не быть уволенным за нарушение трудовой дисциплины или за неспособность выполнять порученные ему обязанности (в некоторых штатах пособие может получать и человек, уволившийся по собственному желанию).

Кроме того, далеко не все безработные, которые соответствуют вышеуказанным нормативам, имеют возможность получать пособие. К примеру, во многих штатах шансов на пособие не имеют люди свободных профессий и некоторые сельскохозяйственные рабочие. Кроме того, во многих случаях компании-работодатели оформляют своих сотрудников как "подрядчиков": их не увольняют, им просто не продлевают контракт — следовательно, экс-подрядчики, оставшиеся без работы, не имеют права претендовать на пособие.

После того, как безработный подтверждает свое право на пособие, он это пособие получает. Размеры пособия определяются также штатами и серьезно варьируются: как правило, определяющими факторами являются уровень зарплаты на последнем месте работы и стоимость жизни в данной местности. Кроме того, в 13-ти из 50-ти штатов при определении размеров выплат учитывается наличие в семье безработного детей и иждивенцев.

В любом случае, в большинстве штатов безработный не может получать более половины размера своей последней максимальной зарплаты (на случай, если зарплата невероятно высока, то каждый штат устанавливает максимальный размер пособия) — в масштабах США этот показатель составляет примерно 47%. Любопытно, что здесь женщины имеют определенное преимущество перед мужчинами: как правило, представительницы прекрасного пола зарабатывают меньше, поэтому, в среднем, пособие покрывает 49% от их потерянного дохода, для мужчин — 46%. В результате, в штате Оклахома размер еженедельного пособия может колебаться от $16 до $275, а в штате Вашингтон — от $109 до $496 (в среднем по США — $262). Как правило, не оплачиваются первые 7 дней пребывания без работы.

Однако после получения пособия безработный должен продолжать постоянно обращаться к чиновникам (как правило, на еженедельной основе), доказывая, что он активно ищет работу и не отказывается от полученных предложений. В случае, если безработный оказывается не в состоянии выполнять эти условия, выплаты могут быть остановлены, уменьшены или отменены.

Во всех штатах пострадавший от подобных решений чиновников безработный может опротестовать их решение: как правило, пожаловавшись в надзорные органы или в суд. Претензию требуется подавать, максимум, в течение месяца (в каждом штате опять-таки существуют свои временные рамки) после принятия не устроившего безработного решения.

Пособия по безработице не способны заменить безработным потерю постоянного заработка. Исследование Бюджетного Офиса Конгресса США Congressional Budget Office показало, что доход безработных, получающих пособие, снижается на 40%, по сравнению с периодом наличия у них постоянной работы. Кроме того, 25% получателей пособий по безработице, которые оказались не в состоянии найти работу на протяжении четырех месяцев, скатываются за черту бедности.

В большинстве штатов пособие по безработице выплачивается 26 недель. По данным Министерства Труда СШАDepartment of Labor, в 2003 году среднестатистический безработный получал пособие 16.4 недели (выплаты прекращались по причине нарушений, со стороны получателя пособия или из-за того, что он находил работу) — в первой половине 2008 года (последние доступные данные) — 15.8. В том же году 43.5% американских безработных, получивших пособие, перестали его получать по истечении 26-ти недель и фактически остались без средств к существованию.

Кроме пособия, безработные США могут сохранить на определенный срок (обычно 18 месяцев) свою медицинскую страховку, которую ранее оплачивал работодатель. Это очень важный фактор, поскольку медицинская помощь в США — вероятно, самая дорогая в мире. Эта программа называется COBRA (по аббревиатуре закона — Consolidated Omnibus Budget Reconciliation Act, принятого в 1986 году). Суть этой системы следующая: безработный обязан выплачивать страховой медицинской компании взносы, которые ранее перечислял его работодатель. Страховку могут сохранить не все безработные: к примеру, до увольнения они должны работать в компании численностью не менее 20-ти человек, которая перечислила не мене половины страховых взносов в год, предшествовавший увольнению. 26 Декабря 2008 Washington ProFile

Теоретически любое государство должно быть заинтересовано в выплате пособий безработным. Однако у подобных действий, кроме неоспоримых достоинств, имеются и серьезные недостатки.

В 1950-1960-е годы было принято считать, что пособия по безработице выполняют роль своеобразного экономического стимулятора. Логика здесь следующая: безработный получает в свое распоряжение дополнительные финансы, которые в состоянии потратить, оживив, таким образом, экономику. В 1970-е годы восторжествовала иная теория: тогда было доказано, что влияние пособий на экономику весьма невелико. Дебаты продолжаются по сей день.

Важным элементом в государственной политике занятости является установление статуса безработного. Статус безработного помещает человека в поле действия государственной политики в отношении безработных граждан с вытекающими отсюда последствиями (выплата пособия, помощь в поиске работы, обучение новой профессии и т.д.).

Лицам, имеющим статус безработного, предоставляются дополнительные возможности, гарантии, и, главное – ему выплачивается пособие по безработице.

В разных странах определение статуса безработного имеет определённые различия.

Международные организации (например, международная организация труда – МОТ) в качестве безработных определяют лиц, которые готовы приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель или кто уже устроился, но еще не приступил к работе.

В США по закону безработными считаются лица, которые:

1) не имели занятости в течение недели обследования;

2) предпринимали усилия найти работу в течение предыдущих четырех недель (либо обращались непосредственно к нанимателю или к услугам государственной службы занятости, либо к друзьям);

3) кто мог работать в течение недели обследования;

4) лица, временно уволенные, или лица, нанятые на новую работу, которые должны приступить к работе в течение 30 дней.

В Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели обследования ни одного часа.

В Великобритании статус безработного может получить тот, кто не имеет работы в течение недели обследования, ищет работу в течение этой недели или не может искать ее из-за болезни или кто ждет результатов переговоров об устройстве на работу.

Российским законом о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В соответствии со ст. 3 Закона "О занятости населения в РФ"безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее — организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Безработными не могут быть признаны граждане:

• не достигшие 16-летнего возраста;

• которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

• отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

• не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

• осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

• представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10505 — | 7310 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

11.05.2012, 14:34
Читайте также:  Сколько действует патент на работу
Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider
Adblock detector