Тьютор в детском саду для аутистов

Часто родители детей с особыми образовательными потребностями обращаются ко мне за помощью, когда начинают подвергаться психологическому давлению со стороны образовательных организаций. Выглядит это давление следующим образом:

1. Родителей отправляют на повторную ПМПК с целью изменения рекомендаций по обучению ребёнка, перевода в другую образовательную организацию;

2. Открыто предлагают обучаться на дому;

3. Препятствуют ребёнку в посещении образовательной организации на полное время её работы, жалуясь на трудности поведения ребёнка, нехватку финансирования, кадровых средств и просто "давя" на родительскую жалость, что дома их ребёнку будет лучше, чем в детском саду, школе;

4. Включают административный ресурс, грозя отчислить ребёнка из образовательной организации (например, из-за жалоб других родителей), оставить на второй год.

Родитель чувствует страх, полную свою беспомощность противостоять этой стихии под названием "система образования", и часто соглашается со всеми рекомендациями образовательной организации (бегает по ПМПК, переводит ребёнка из одного детского сада (школы) в другие или вовсе начинает обучать его на дому теми силами, какие ему доступны.

Если с дошкольным периодом дела обстоят немного проще, то главные трудности настают, когда ребёнок с ОВЗ приходит в школу.

Родители детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР), которые слышали моё интервью по областному радио (как раз на тему прав детей с ОВЗ в образовательной организации), обращаются ко мне с сакраментальным вопросом: "А правда ли нам положен тьютор? Или такое возможно только в Европе? Мы обязаны сами оплатить услуги тьютора?"

Как правило, на момент обращения ко мне, родители уже почти готовы смириться с предстоящим домашним затворничеством. Но всё же оставшиеся капли надежды, что ещё не всё потеряно, приводят их на мою консультацию. И это правильно. Никогда не нужно сдаваться! Больше узнавать о своих правах и отстаивать их. Без гражданской активности невозможны качественные изменения в обществе, даже при наличии всех необходимых законов. Государство выпустило закон — наше гражданское дело внедрить его в жизнь. Да, процесс этот не быстрый и требует от родителя воли и настойчивости.

Приведу выдержки из нормативных документов, гарантирующих права ребёнка с ОВЗ на тьютора. И это только верхушка айсберга!

1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"

Особенности деятельности тьютора

Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать ребенку благоприятную атмосферу для успешной учебы и социальной адаптации.

Должность тьютора официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и № 11725 соответственно), внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 г. № 761н, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638). Таким образом, указанная штатная единица может быть введена и оплачена из бюджетных средств.

Тьютор может выполнять следующие функции:

— педагога сопровождения, воспитателя, который оказывает помощь, выполняет рекомендации ПМПк, ведет педагогическую и воспитательную работу, обеспечивает поддержку педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса; включает ребенка с ОВЗ в детский коллектив, организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ. Помогает всем участникам образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать);

— специалиста службы сопровождения, обладающего знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии (психолога, социального педагога, дефектолога).

Как правило, в региональные документы, описывающие подходы к составлению штатных расписаний ОО, включается пункт о введении дополнительных ставок тьютора, например, при наличии в школе шести детей с ОВЗ. В этом случае нагрузка тьютора определяется исходя из его занятости с каждым ребенком. Но тьютор может рекомендоваться ПМПК конкретному ребенку (например, с расстройствами аутистического спектра или с тяжелыми и множественными нарушениями), независимо от того, обучается он по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования в школе или в отдельном классе или в условиях инклюзивного образования по адаптированной образовательной программе. В этом случае он будет находиться с ребенком все свое рабочее время.

В каждом регионе и каждой образовательной организации с учетом конкретных условий реализуется своя модель, которая обеспечивается финансовыми, административными, организационными и прочими возможностями ОО. Например, возможно введение должности тьютора в штатное расписание или расширение, изменение должностных обязанностей педагога, дефектолога, социального педагога, психолога.

Финансирование деятельности тьютора может осуществляться из суммы повышающего коэффициента на реализацию образовательной услуги для детей с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья; через внесение нагрузки тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов по тарификации в рамках новой системы оплаты труда; через стимулирующие доплаты работникам ОО.

Обязанности ассистента при организации обучения детей с ОВЗ описываются в ряде документов. В том числе в ст. 79 ФЗ № 273-ФЗ оговаривается в качестве одного из специальных условий обучения детей с ОВЗ предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; в части III приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 1015 указывается на необходимость создания специальных условий обучения, в том числе предоставление услуг ассистента, оказывающего необходимую помощь. Также о задачах ассистентов отдельно говорится в положениях по организации итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ). Учитывая вышеприведенное, можно предположить, что к данному моменту реальных разграничений функций этих специалистов нет. Однако это неверно. В системе социальной защиты есть должность сопровождающего, который может не иметь высшего психологического или педагогического образования, именно он и может оказать техническую помощь обучающемуся с инвалидностью. Имеющийся опыт разработки положения о сопровождении детей с инвалидностью в процессе обучения говорит о необходимости введения персонального ассистента, в расчете одна единица на двух детей, нуждающихся в персональном сопровождении. Кроме того, в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента. Помимо педагогических работников, в оказании помощи детям с ОВЗ должны принимать участие медицинские работники. При недостаточности кадровых ресурсов образовательная организация может использовать потенциал сетевого взаимодействия.

Читайте также:  Мировые судьи таганрога по участкам

Сопровождение, обеспечение ухода и присмотра за ребенком в период его нахождения в образовательной организации обеспечивается сопровождающими воспитателями / тьюторами. Объем финансирования данной услуги рассчитывается исходя из количества времени, необходимого для обеспечения помощи ребенку на занятии с учителем, в процессе самообслуживания и при проведении свободного времени (перемены). Количество времени, необходимое на работу сопровождающих определяется нормативными актами с учетом потребностей ребенка, отраженных в ИПО (индивидуальном плане обучения).

Дополнительно о правах ваших детей вы можете узнать в другой моей статье https://www.b17.ru/article/72960/

Консультация бесплатная для родителей детей с ОВЗ.

Запрос отправляйте личным сообщением.

Тьюторское сопровождение детей с РАС

в образовательной организации

Истоки первой тьюторской практики исследователи относят ко времени появления первых европейских университетов. Феномен тьюторства происходит из Великобритании, и зародился примерно в XIV в. в классических английских университетах – Оксфорде и Кембридже.

Тьютор отвечал главным образом за воспитание подопечных, но уже в XVII в. сферой деятельности тьютора становятся и образовательные функции.

Тьюторство, заимствованное из британского образования, предстает в российской образовательной ситуации на современном этапе как инновационный элемент.[1]

Тьютор (в переводе с англ. – преподаватель-консультант) – лицо, облегчающее процесс обучения, чья роль – быть знающим партнером своих слушателей.[2]

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.[3]

Появление должности «тьютор» в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11 731 и 11 725) и принятие квалификационных характеристик данной должности (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный 45 приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 000) закрепляют официальный статус тьюторства в России.[4]

Тем не менее, тьюторское сопровождение обучающихся в настоящее время применяется не во всех образовательных организациях нашей страны, не все руководители, да и сами педагоги, готовы к таким нововведениям.

Современная система образования определяет место тьютора в системе образования и даже выделяет его должностные обязанности, среди которых:

— организация индивидуальной работы с учащимися по выявлению и развитию их познавательных интересов и персональному сопровождению в образовательном процессе;

— помощь в анализе успехов и неудач, построение целей на будущее;

— помощь учащемуся в преодолении проблем и трудностей самообразования;

— организация взаимодействия учащегося с учителями, родителями и другими специалистами;

— обеспечивает адаптацию учебной программы под соответствующие образовательные возможности учащегося с особыми образовательными нуждами и многие другие.[5]

Для России тьютерство принципиально новый вид педагогики, хотя есть множество областей, где оно находит своё применение. Тьютер это посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в составленной программе даётся с трудом, а к чему есть способности. Тьютер помогает сформировать у ребёнка учебные и познавательные интересы.[6]

• диагностика, осознание и конкретизация целей образования студента — выявление образовательных и личностных дефицитов;

• дифференциация тьюторского сопровождения студентов с разным уровнем профессионального самоопределения;

• выбор содержания, форм, средств и методов тьюторского сопровождения;

• содействие в процедурах анализа и рефлексии (с целью понимания своих достижений);

• помощь в прогнозировании близких и отдаленных результатов образовательного процесса и профессионального самоопределения.[7]

На основании источников можно отметить несколько важных особенностей в работе тьютора с детьми-аутистами:

– необходимо постоянное взаимодействие тьютора, специалистов сопровождения, учителей-предметников и родителей, а также ребенка и педагогического коллектива;

– для детей с аутизмом важна продолжительность социальных контактов, поэтому необходимо постоянное общение с тьютором;

– необходимо помнить о возможном страхе и агрессии в ответ на сенсорные раздражители или смену привычной обстановки, быть к этому готовым и вовремя успокоить ребенка;

– развитие социальных навыков для таких детей важнее развития учебных, им необходима помощь тьютора для взаимодействия со сверстниками;

– детям с аутистическими расстройствами часто необходимо по несколько раз повторять задание или какой-либо вопрос, чтобы до них «достучаться»;

– для таких детей крайне важно слышать похвалу от учителя и тьютора.[8]

Тьютор должен быть всегда готов сопровождать ребенка и воспроизводить вместе с ним любые действия: ходить, бегать, прыгать, танцевать, петь, драматизировать, читать, решать примеры и задачи, используя доступные ребенку средства общения в целях развития его коммуникации с окружающим миром.[9]

считает, что тьютором может стать тот, кто готов не просто помогать принимать решения, но и вместе с учениками искать решения их вопросов и проблем, при этом тьютор обязательно должен иметь собственный опыт самообразования, например, повышения квалификации.[10]

В настоящее время апробированы несколько возможных моделей тьюторства в пилотных регионах страны: модель, когда классные руководители через повышение квалификации получают компетенции тьюторов, при этом совмещают две должности, модель, в которой в школах отменяют должность классного руководителя и тогда учителя занимаются преподаванием, а тьюторы курируют классы.

приводит пример тьюторского сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра (на базе МАДОУ «Детский сад № 1 «Ласточка»» г. Елизово Камчатского края). Первоначально изучался анамнез, история развития ребенка, проводились консультации с педагогами и логопедом ДОУ с целью уточнения клинических, психолого-педагогических особенностей ребенка, статуса ребенка. Работа строилась по разработанному плану, который включал оценку и подготовку инклюзивной среды; оценку начальных навыков ребенка; выбор целей для обучения и сопровождения в инклюзивной среде; тьюторское сопровождение ребенка в инклюзивной среде; анализ достигнутых результатов. Тьюторское сопровождение осуществляла студентка психолого-педагогического факультета по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», которое заключалось в сопровождении ребёнка в различных ситуациях в детском саду: во время режимных моментов, занятий, прогулок. В трудные для ребенка моменты тьютор помогал ему снять психологическое напряжение, сменить обстановку и переключиться на другой вид деятельности. Когда ребёнок становился особенно раздражительным они уходили в кабинет логопеда или психолога, где можно было отдохнуть, полежать, успокоиться. Такие комнаты под любым названием (релаксации, сенсорные, игровые и т. п.) должны быть в образовательном учреждении обязательно. Во время групповых игр тьютор помогал ребенку выполнять игровые действия, а на занятиях — высидеть положенное время и в определенной степени имитировать действия других детей. В результате работы тьютора на протяжении 4 месяцев мальчик стал избирательно интересоваться жизнью группы, слышать обращения педагогов и других детей. У ребенка появилась лепетная речь, он стал пытаться говорить на своем «языке», сопровождая это активной жестикуляцией. Мальчик в присутствии тьютора стал играть с конструктором и другими настольными играми, дольше сидеть за столом на занятиях и при приеме пищи, реже вскакивать и бегать по группе. У ребенка начали формироваться академические навыки: он стал пытаться лепить из пластилина, клеить детали аппликации, обводить контуры различных предметов и картинок карандашом. В итоге был собран пакет протоколов наблюдений за ребенком с пошаговым описанием приемов установления контактов с ним, а также взаимодействия в различных ситуациях. Этот опыт оказался полезным как самому тьютору, так и заинтересованным коллегам ДОУ. Однако необходимо отметить, что ребенок по-прежнему не может обучаться в групповом формате и в основном воспринимает информацию индивидуально. Может хаотично бегать по группе, никого не замечая; вставать и ходить во время занятий и приема пищи; сам не одевается; разбрасывает игрушки и не убирает их на свои места. Но воспитатели отмечают пусть пока незначительные, но все-таки положительные сдвиги мальчика в сторону его организованности. Это показывает, что процесс социализации и адаптации в окружающую среду для ребенка-аутиста сложен и занимает длительное время, и для успешной адаптации такого ребенка необходима совместная, кропотливая работа тьютора, родителей и других специалистов. Итогом работы стали рекомендации для более результативной работы тьютора во взаимодействии с ребёнком-аутистом, которые будут полезны и при взаимодействии с детьми, имеющими другие нарушения развития. [11]

Читайте также:  Бланк заявления на досрочную пенсию

Процесс социализации ребенка с аутистическим спектром расстройств будет более успешен при условии специализированной помощи, оказать которую может специалист — тьютор.

Мы считаем, что за профессией тьютора есть будущее. В перспективе в каждой образовательной организации, где обучается ребенок с РАС, необходимо введение минимум одной должности тьютора.

[1] Челнокова и развитие тьюторской деятельности в России // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2014. № 4 (16). С. 39-47.

[2] , , и др. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: словарь. – М.: ИПК госслужбы, 2001. – 107 с.

[3] , Кострюков тьютерства в современном образовательном процессе // Вестник Международного юридического института. 2016. № 4 (59). С. 143-155.

[4] Габдулхаков, творческой деятельности: компоненты пе — дагогической технологии [Текст]: монография / . – М.: МОД — ЭК; Казань: Казанский (Приволжский) федеральный ун-т, 2013. – 250 с.

[5] , Фридман сопровождение детей с ОВЗ: вызов современности // Образование и наука в современных условиях. 2014. № 1 (1). С. 150-151.

[6] Яковлева у студентов педколледжа навыков тьютерского сопровождения дошкольников в инклюзивном образовательном учреждении на педагогической практике // Научный альманах. 2016. № 3-2 (17). С. 329-332.

[7] , , Попова (Смолик) С. Ю., , Чередилина «тьютор». М.-Тверь: СФК-офис, 2012. – 246 с.

[8] Балянова сопровождение детей с ранним детским аутизмом и расстройствами аутистического спектра // Сибирский вестник специального образования. 2017. № 1 (19). С. 8-11.

[9] Речицкая сопровождение ребенка со сложной структурой нарушения // Наука и школа. 2016. № 5. С. 111-116.

[10] Гретинская в России как новая модель образования: становление и развитие // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 4 (34). С. 134-138.

[11] Литвинова работы тьютора в системе инклюзивного образования // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2016. № 2 (28). С. 32-37.

Юлия Цымбалова о том, чему и как учат детей с особенностями развития

Текст: Юлия Цымбалова

Апрель — месяц распространения информации об аутизме. Эта особенность проявляется по-разному, и говоря о ней, часто используют длинное понятие «расстройства аутистического спектра», подразумевающее самые разные формы. Диагноз может поставить только специалист, но распознать особенность часто можно уже в детстве: сигналами могут быть проблемы в общении и социальной адаптации, непроизвольные повторяющиеся действия, избегание зрительного контакта. Общую информацию о признаках аутизма важно знать всем: по статистике, с ним рождается 1 из 68 детей. Чем раньше у ребёнка выявят эту особенность развития и начнут с ним заниматься, тем выше его шансы на насыщенную социализацию в будущем.

работе с детьми с аутизмом меня буквально привели новые ботинки — и отчасти кино. Предчувствуя, что купленные накануне лоферы наверняка натрут, по пути на работу я зашла в аптеку за пластырем. В очереди со мной стояла иностранка, мы разговорились, и оказалось, что она работает с детьми с аутизмом. Аутизмом

я начала интересоваться четыре года назад, после того, как посмотрела фильм Любови Аркус «Антон тут рядом» — мне стало интересно, как обучают таких людей. У меня педагогическое образование, но об этом я вообще ничего не знала.

Моя новая знакомая Сара оказалась сертифицированным поведенческим аналитиком, немного рассказала мне о методе, на котором основано обучение — прикладном анализе поведения, — и посоветовала обратиться в центр «Белая Ворона», с которым сотрудничала в Москве. Я хотела стать волонтёром, но такой возможности не было — центр оказался коммерческим. Приблизительно в то же время я посмотрела фильм «Прогулка» Авдотьи Смирновой — тогда я ещё не знала, что она президент фонда «Выход». Вскоре на лекции об аутизме Авдотья посоветовала мне тот же центр «Белая Ворона». Символ аутизма — пазл: у меня возникло чувство, словно сложился мой личный пазл, и я поняла, в каком направлении двигаться.

Символ аутизма — пазл: у меня возникло чувство, словно сложился мой личный пазл, и я поняла, в каком направлении двигаться

Руководительница центра Анна предложила мне несколько вариантов: я могла пройти тренинг, прежде чем работать, либо же делать это параллельно, устроившись в школу с инклюзивной программой. Ко второму я была не готова, хотя задумывалась о смене деятельности: к тому моменту я два года трудилась в международной компании и поняла, что офис — это не моё. При этом преподавание и волонтёрство приносили мне намного больше морального удовлетворения, чем очередной выполненный проект, — так я записалась на курс.

Читайте также:  Что относится к жилой площади дома

урс обучения основан на АВА (applied behavior analysis) — прикладном анализе поведения. АВА-терапия — научная методика, которая используется при обучении людей с аутизмом. Её эффективность подтверждают результаты исследований, хотя некоторые специалисты относятся к ней скептически. АВА-терапия основана на анализе причин того

или иного поведения. Её используют в разных областях, но больше всего она известна в обучении людей с аутизмом. «Белая Ворона» не единственный центр, где можно научиться АВА-терапии. Сертифицированный поведенческий аналитик Юлия Эрц тоже проводит тренинги по АВА; методике обучают и в центре «Наш солнечный мир», а также в Московском институте психоанализа.

Мозг детей с аутизмом работает по-другому. Из-за этого у них могут возникать сложности с социальными, коммуникативными и другими навыками и умениями — или им может быть не очень интересно работать над ними. Для того чтобы обучить детей необходимому, ABA-специалисты мотивируют их тем, что им интересно. Процесс обучения должен быть успешным для ребёнка: в педагогике этот принцип называется созданием «ситуации успеха». Педагог должен организовать учебный процесс так, чтобы, во-первых, у ребёнка появился интерес узнать что-то новое; во-вторых, чтобы ребёнок сам проделал работу, чтобы узнать это; и, в-третьих, учитель должен признать важность достижения ребёнка и его самостоятельной работы — похвалить его, поставить высокую оценку.

Среди тех, кто работает с людьми с аутизмом, популярна фраза «Если вы знаете одного человека с аутизмом, значит, вы знаете одного человека с аутизмом»

АВА-терапия использует тот же принцип, только учитывает особенности детей с аутизмом. У них часто нарушены навыки социальной адаптации, и социальное поощрение для них, как правило, мало что значит — поэтому при выполнении заданий в АВА-терапии ребёнка мотивируют прежде всего тем, что ему нравится: игрушками или любимыми снеками. Тьютор подбадривает ребёнка и хвалит его, чтобы социальное поощрение приобретало для него значимость. Среди тех, кто работает с людьми с аутизмом, популярна фраза «Если вы знаете одного человека с аутизмом, значит, вы знаете одного человека с аутизмом». Это правда: аутизм проявляется по-разному, поэтому к занятию с каждым ребёнком нужно тщательно готовиться: внимательно изучить программу, отметить, что нравится ребёнку, что мотивирует. Появление нового человека — стресс для подопечного, и это тоже нужно учитывать.

Занятия проводятся по индивидуальной программе. Сначала ребёнка тестируют, чтобы выяснить, что он уже умеет и чему его нужно будет научить в процессе терапии. Важно и мнение родителей — чему, по их мнению, должны обучить ребёнка. Например, если ребёнок в девять лет не может себя обслуживать и не умеет делить дроби, то его будут сначала обучать навыкам самообслуживания. Куратор составляет программу, в которой указывает подходящие упражнения, последовательность действий и методику работы — по ней с ребёнком будет заниматься инструктор (тьютор). Родители тоже должны следовать рекомендациям программы. Периодически проводится супервизия: куратор наблюдает за ходом занятия, говорит тьютору, что нужно улучшить, и анализирует, нужно ли обновлять программу.

скренне порадовало, что эту профессию выбирают и женщины, и мужчины. Часть АВА-специалистов — это родители, которые обучились методике, чтобы помочь своим детям, а затем продолжили работать в этой сфере. Нужно отдать им должное: они не сдавались и искали возможность улучшить жизнь своих детей, именно их

усилиями АВА-терапия наконец появилась в России. С другой стороны, это помогает осознать масштаб проблемы в российском обществе. Представьте: вашему близкому человеку нужна помощь, но сначала вас вводят в заблуждение неверным диагнозом, а затем вам приходится осваивать новую профессию самому, потому что больше помочь некому. Примерно такой путь должны были пройти многие родители ещё несколько лет назад, когда вместо аутизма детям диагностировали шизофрению: катастрофически не хватало квалифицированных специалистов. В моей группе было около десяти человек: родители детей с аутизмом, те, кто получал образование для работы в инклюзивных классах, и те, кто планировал работать тьютором в центре. Двухнедельный курс включал в себя теоретические онлайн-уроки и практические занятия по выходным. В онлайн-уроках мы изучали терминологию, смотрели видеолекции, разбирали кейсы и тесты.

Представьте, вашему близкому человеку нужна помощь, но сначала вас вводят в заблуждение неверным диагнозом, а затем вам приходится осваивать новую профессию — потому что больше помочь некому

Педагогическое образование мне, конечно, помогло: например, знания о бихевиоризме, на котором, собственно, основан прикладной анализ поведения, дали понять механизмы АВА-терапии. Не думаю, что педобразование совершенно необходимо при изучении АВА, но уверена, что знания общей и возрастной психологии, педагогики и методики преподавания позволили глубже понять методы терапии. Свободный английский — вот что действительно важно, если вы хотите стать хорошим специалистом. Прикладной анализ поведения зародился в США более пятидесяти лет назад, за это время появилось много литературы и научных исследований, но, чтобы понимать их, нужно знать язык. В России эта методика стала известна недавно: фонд «Выход» перевёл несколько книг, а статьи и документы появляются в основном усилиями активистов АВА-сообщества и благотворительных фондов. До сих пор нет единого стандарта русскоязычных терминов: например, специалиста, работающего с ребёнком с аутизмом по методике АВА, могут называть инструктором, терапистом, терапевтом или тьютором.

Благодаря свободному английскому и базе педагогического образования, теоретическая часть курса далась мне легко. А вот практическую — различные упражнения и правила их проведения — нужно было изучать с нуля. Было не столько трудно, сколько ново. Во время отработки каждого упражнения инструктор сразу же должен записывать результаты в специальную таблицу — при этом нужно сохранять достаточно быстрый темп, чтобы ребёнок не потерял интерес. Дать задание и, если нужно, подсказку, проследить, как ребёнок его выполнит, поощрить, сразу записать результат в таблицу, а затем перейти к другому заданию, не сбавляя темп — это настоящая многозадачность. При этом каждое действие должно быть выполнено по правилам: например, есть девять видов подсказок, которые делятся на две категории, и вы должны знать, какую именно нужно применить в отдельно взятой ситуации. Мы отрабатывали упражнения друг с другом и обсуждали ошибки. В конце курса нужно было сдать экзамены.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider
Adblock detector