Чем отдел отличается от управления

Структура государственной власти в России достаточно сложна, и в состав министерств и ведомств могут входить департаменты и управления. Ещё со времён Петра I иерархия органов неоднозначна, но и спустя несколько столетий путаница в понятиях не стала меньше. Понять разницу между деятельностью и предназначением данных образований можно лишь путём тщательного анализа.

Определение

Департамент – структурная единица ведомств и министерств, а также их подразделений, объединённых по отраслевому признаку. В их состав могут входить другие, более мелкие образования (отделы, инспекции, службы, управления), а круг решаемых вопросов зависит от направления деятельности организации.

Управление – подразделение департамента, сформированное по функциональному признаку и предназначенное для реализации отдельных направлений деятельности. Данное образование может иметь в своём составе более мелкие единицы, которые находятся у него в подчинении.

Сравнение

Сравнивать указанные понятия есть смысл только в системе государственного управления. Если мы говорим о бизнесе, то здесь департаменты и управления могут находиться где угодно и как угодно – без какой-либо системы. Однако во властной иерархии всё более-менее прозрачно. Департамент – крупное образование, в состав которого может входить несколько управлений. Это определяет и его крупный, по сравнению с меньшей управленческой единицей, размер.

Департамент не только осуществляет надзорные и контрольные функции, но и определяет политику ведомства. Его руководитель обладает определённой свободой выбора стратегии достижения целей. Управление в этом смысле – исполнитель, круг вопросов которого сужен. В своей деятельности он должен опираться на департамент, реализуя «спущенные сверху» задачи.

В местных исполнительных комитетах создаются отделы, управления и структурные подразделения под иными названиями. Это специализир органы, которые непосредственно и конкретно занимаются руководством отдельными отраслями или сферами управления, выполняют конкретные аппаратные функции.

Они образуются под разными названиями: отделы, управления, головные управления, комитеты. В законодательстве отсутствуют критерии деления рассматр органов на отделы, управл и тд. Различие в названиях этих органов объясняется объемом работы и кругом решаемых вопросов, внутренней структурой и численностью работников. Отделы находятся на более низком уровне. Из них могут состоять управления, из управлений – главные управления, а из главных управлений – комитеты.

Основными признаками отделов и управлений исполн комитета являются: 1. Организац обособленность, 2. Нахождение в штатном расписании исполкома, 3. Создаются исполкомом по согласованию с вышестоящим органом, 4. Предназначены для осуществления отраслевого управления, надведомственного управления, для осущ внутриорганизационной работы, 5. Перечень отделов и управлений определ самим исполкомом, с учетем Указа презид от 23.10.2006 "О структуре, функциях и численности работников местных исполнительных и распорядительных органов"., 6. Находятся в двойном подчинении (исполкому и вышестоящим ОГУ), 7. Их правовой статус определяется самим исполкомом.

Отделы и управления являются органами местного управления. Они осуществляют специализированное управление. Организация работы отделов и управлений, формы их деятельности во многом схожи с исполкомами. В них осуществляется распределение обяз, составл планов работы, ведется работа по подготовке проектов правовых актов, и тп.

Читайте также:  Уэшка как отключить платные услуги

Организационно-правовые формы работы отделов и управлений несколько иные, чем исполкомов. Они строят свою деятельность на основе единоначалия. Во главе отделов и управлений стоят руководители, которые несут единоличную ответственность за деятельность этих органов. Завед отделами и начальники управлений наделены немалыми правами для обеспечения правильного функционирования этих органов. Они могут издавать приказы. Внутриорганизац отделы не могут самостоятельно вступать в правовые отношения с государственными органами и издавать правовые акты.

В целях исполнения актов вышестоящих органов отделы и управления могут издавать свои приказы, которые устанавливают конкретные задания и точные сроки исполнения для работников аппарата, руководителей подчиненных ему органов

Отделы и управления выполняют различные задания, исходящие от исполкомов. На них возлагается подготовка к заседаниям исполкомов проектов решений по вопросам их ведения.

В деятельности отделов и управлений единоначалие сочетается с коллегиальностью. Существуют разнообразные формы , обеспечения коллегиальное обсуждение наиболее важных вопросов. Одной из них являются постоянно действующие советы при отделах и управлениях. Советы отделов и управлений – это совещательные органы, в состав которых входят лица, обладающие спец знаниями, работающие в различных учреждениях, расположенных на территории ведения отдела, управления. В отделах управления облисполкомов образуются коллегии. Не нарушая принципа единоначалия коллегии, советы как совещательные органы помогают руководителям отделов и управлений в решении важных вопросов из компетенции, в том числе вопросов по руководству нижестоящими отраслевыми органами.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 1266 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

widget->show(‘ya_share’)."

Вторая статья из Цикла статей о внутренней социальной политике компании. Первый текст можно почитать здесь: Социальная политика компании: введение, термины, виды социальных программ. Четыре отличия отдела кадров от отдела управления персоналом, как может быть устроен кадровый блок в компании (варианты). Какое место в структуре должен занимать «социальщик»?

Об авторе:

Новикова Марина Львовна, бизнес-консультант и карьерный коуч. Сайт: www.ipmru.ru. Образование: экономист, МВА «Управление персоналом», стажировки: Германия, Швейцария, Франция. Опыт работы: руководитель подразделения оплаты труда, руководитель подразделения социальной политики (Группа «ИСТ ЛАЙН»), заместитель председателя ППО ОАО «РЖД» ( более 1млн работников), советник генерального директора (АНК «Корпоративный университет ОАО «РЖД»), коуч.

Проработав более 10 лет на руководящих должностях и занимаясь вопросами мотивации персонала, я могу сказать, что великое заблуждение руководителей компаний заключается в том, что они рассматривают социальную политику только в части расходования денежных средств на персонал, тогда как именно она может стать якорем, удерживающим на плаву «корабль» высокой производительности труда. Именно поэтому появилась методика: «Интегрирование индивидуального социального пакета и методик оплаты труда компании с целью экономии ФОТ без снижения производительности труда», которая является основой мотивационной политики.

В этой статье хотелось бы сказать вот о чем: существует устойчивый стереотип по профессии кадровик и руководитель кадрового подразделения. Стереотип называется – «делать им там нечего и знать особо ничего не надо». Именно поэтому кадровый блок часто возглавляет не специалист с образованием экономиста, юриста, в области управления персоналом и с опытом работы в кадровой области, а знакомый директора или тот, кому скоро на пенсию, при этом это может быть бывший военный, главный инженер, специалист по оплате труда и т.д. Естественным образом работа данного кадрового подразделения оставляет желать лучшего, а директор – после посещения трудовой инспекцией и наложения соответствующих штрафных санкций – только убеждается, что кадровики не очень, скажем, умные специалисты.

Читайте также:  Письмо о предоставлении реквизитов

Вы можете возмутиться и сказать, что в России развивается направление HR, и многие директора на позицию руководителя кадрового подразделения ставят как раз работников, имеющих необходимое образование. Но это и будет первое отличие службы управления персонала от отдела кадров. Итак:

Первое отличие – руководитель кадрового подразделения имеет опыт работы в области управления персонала, хорошо владеет вопросами формирования бюджетных средств и управления ими.

Второе отличие – функционал подразделения.

В отделе кадров, как правило, это кадровый документооборот, приём и увольнение, еще часто сюда включают охрану труда. В отделе управления персоналом Вы так же найдете психологов, мотиваторов, тренеров, социальщиков и, как не странно, «завуалированных экономистов», занимающихся планированием бюджета.

Третье отличие – отношение к персоналу.

Отдел кадров может смотреть на весь персонал компании с позиции «чего Вы здесь забыли». Думаю, каждый читатель в своей жизни сталкивался с таким отношением. Отдел управления персоналом не может себе этого позволить. Здесь присутствует закалка «Макдональдса»: что бы ни случилось – всегда с улыбкой и «свободная касса!» 😉

Четвертое отличие – режим работы.

В отделе кадров после официального окончания рабочего дня никого не найдешь. В службе управления персоналом, как показывает практика, в этот момент отсутствует только персонал, оказывающий услуги по приему – увольнению и ведению кадрового документооборота. Остальные еще минимум час занимаются своими делами.

Тем не менее, хочу заметить, что если ваше кадровое подразделение сидит после восьми часов вечера и работает, то – или они ничем не занимаются в рабочее время, или у них не хватает персонала. Это один из тревожных звоночков руководителю. Необходимо обратить внимание на работу подразделения.

Вот так вышеприведенные отличия выглядят в таблице:

Отдел кадров Отдел управления персоналом
Руководитель не имеет профильного образования и опыта работы в области управления персоналом (или опыт менее 3 лет). Руководитель имеет одно или несколько высших образований в области экономики, управления персоналом, юриспруденции (чаще всего cпециализируется на трудовом праве), а также соответствующий опыт работы в области управления персоналом (опыт более 5 лет).
Функционал: кадровый документооборот, функции приема и увольнения, охрана труда. Функционал: обучение, развитие, адаптация, кадровый резерв, расстановка персонала, кадровый документооборот, оплата труда, предоставление льгот и гарантий на профессиональном уровне, бюджетирование кадровых и социальных статей затрат, проведение психологической оценки и т.д.
Отношение к персоналу по принципу «чего Вы здесь забыли, или – мне всё равно, я просто делаю свою работу!» Отношение к персоналу: «Вы нам нужны».
Режим работы: «в 17-30 – все пошли вон, до завтра, в 17-45 – мы уже одеты, в 18-00 – на старт, внимание, марш. Жизнь – жди меня, я иду!» Режим работы: «в 18-00, конечно, мы закончим все сегодня, в 18-30 – подведем итоги дня, в 19-00 – «Прощай, работа! Здравствуй, жизнь!»
Читайте также:  Две трети таблетки это сколько фото

Основной функционал отдела управления персоналом:

Кадровый блок (прием, увольнение, ведение учета персонала, движение персонала, кадровое делопроизводство, обучение, повышение квалификации, расстановка персонала, кадровый резерв).

Социальный блок (поддержка персонала, адаптация, удержание).

Мотивационный блок (штатное расписание, оплата труда, разработка мотивационных методик, бюджетирование кадровой и социальной деятельности).

Психологический блок (оценка персонала).

В отделе управления персоналом всегда найдется место социальному блоку и мотивационному блоку. Замечу сразу, во избежание вопросов и возмущения тех, кто занимается оплатой труда в экономическом блоке. На момент написания данной статьи (возможно, опытный «оплатник» в будущем сможет меня переубедить и доказать обратное) автор искренне уверен, что подразделение оплаты труда должно находиться в кадровом блоке, со всеми вытекающими последствиями, а именно – функциями планирования, анализом расходования, управлением в целом фондом оплаты труда.

Специалист по оплате труда проводит методическую работу по разработке методик оплаты труда, планирует фонд оплаты труда, пользуется финансовым анализом, предоставленным финансовой службой, и проводит индивидуальное планирование выплат заработной платы. (На основании разработанных методик по оплате труда, утвержденного штатного расписания и табелей финансовый блок проводит начисление заработной платы. Кому будет предоставлена такая честь – финансистам или бухгалтерам, решает руководитель. В крупных организациях функция делится, в средних и мелких ведется бухгалтером).

Специалист по социальной работе разрабатывает локально-нормативные акты в части нематериальной и материальной мотивации персонала, понимая при этом, что такое бюджет организации, владея навыками его планирования и учета (поэтому грамотных специалистов так мало) и может отвечать по статьям выплат социального характера. Разрабатывая льготы, специалист по социальной работе работает в тесной связке с кадровым блоком и блоком оплаты труда. Предоставляемые льготы и гарантии должны основываться на стратегии развития предприятия, значении должностей для компании, кадровом резерве, методиках оплаты труда.

Учитывая вышеизложенное, «оплатников» и «социальщиков» можно соединить в один мотивационный блок, что, собственно, и нашло свое отражение в приведенных ниже блок-схемах по построению кадрового блока.

Варианты структур:

Предпочтительнее первый вариант, т.к. при такой схеме руководитель подразделения HR владеет полной информацией по кадровому блоку, а точнее сказать – по блоку персонала.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider
Adblock detector