По итогам конкурса по установлению контрольных цифр приема граждан по направлениям подготовки (специальностям) для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова получил 2158 бюджетных мест, из них 1049 мест по 4 специальностям ВПО и 15 направлениям бакалавриата и 1109 мест по 9 специальностям СПО.
Ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников рассказал в интервью отраслевому порталу «Российское судоходство» о ходе работы приемной комиссии.
— Сергей Олегович, в чем отличие приема этого года от предыдущих?
— Во-первых, изменилась нормативно-законодательная база в части выделения вузам контрольных цифр приема. Университет впервые принимал участие в конкурсе наравне с вузами, подведомственными Минобрнауки, в том числе федеральными университетами и национально-исследовательскими университетами. Как вы понимаете, условия неравные.
Во-вторых, в структуре приема с учетом мест для обучения на платной основе процент отраслевых специальностей (направлений подготовки) должен быть не менее 60%. Хотя вопрос о том, какие специальности и направления подготовки можно и нужно считать профильными, достаточно спорный. Например, направление «Строительство» с профилем «Гидротехническое строительство» и «Информационные системы» (на транспорте), на наш взгляд, являются профильными, но в перечень отраслевых не прошли.
В-третьих, в этом году все лица, зачисленные на специальности «Судовождение», «Эксплуатация СЭУ», «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования», получат статус «курсанта».
— Чем отличается статус студента от статуса курсанта?
В соответствии с уставом курсантом является лицо, в установленном порядке зачисленное в университет для обучения по основной образовательной программе высшего или среднего профессионального образования, соответствующей международным и национальным требованиям к подготовке членов экипажей морских судов и судов внутреннего водного плавания.
Курсанты, как и прежде, будут обеспечены питанием, обмундированием и будут проживать в экипажах: курсанты 1 и 2 курса специальностей ВПО – на учебной площадке в Стрельне, а курсанты СПО, соответственно, на площадях Морского колледжа и Колледжа водного транспорта.
Учебные планы по специальностям подготовки плавсостава предусматривают в обязательном порядке плавательную практику и тренажерную подготовку. Прохождение плавпрактики предполагает предварительное медицинское освидетельствование, при этом требования комиссии плавсостава достаточно жесткие.
Поэтому будущие курсанты уже при подаче документов имеют возможность бесплатно пройти медкомиссию в медицинском центре университета или собрать необходимые документы по месту жительства. Информация для лиц, поступающих на специальности подготовки плавсостава, будет постоянно обновляться на сайте приёмной комиссии в разделе «Морская страница».
— В своих предыдущих интервью вы говорили, что системоообразующим институтом объединенного вуза должен стать институт флота, осуществляющий подготовку по специальностям плавсостава. Сохранится ли в прежнем объеме обучение по береговым специальностям и направлениям?
— Конечно, сохранится. Деятельность в области водного транспорта включает в себя перевозку грузов судами различного назначения, деятельность по эксплуатации портовых и судоходных гидротехнических сооружений, эксплуатацию портовой инфраструктуры, работу логистических центров, судостроение, судоремонт и др. Поэтому университет будет продолжать готовить студентов по широкому спектру направлений бакалавриата для обеспечения работы инфраструктуры водного транспорта.
Не зря ведь первый ректор Института Корпуса инженеров путей сообщения Августин Бетанкур произнес в 1809 г., формулируя основную задачу учебного заведения: «…Снабдить Россию инженерами, которые по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи…».
— Как вы считаете, объединение вузов способствует привлечению абитуриентов и повышению конкурса в университет?
— Конечно, трудно предсказать, как сложится прием. На сегодняшний день подано 4200 заявлений, конкурс по заявлениям составляет 4,83 балла. Максимальный конкурс традиционно на направления бакалавриата «Менеджмент» — 21,7; «Экономика» — 13,7; «Юриспруденция» — 11,5.
Среди технических направлений лидируют «Информационные системы и технологии» и «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» с конкурсом — 10,6.
Хотя конкурс на специальности плавсостава ниже, чем на направления баклавриата, туда идут профессионально ориентированные ребята, которые подают документы только к нам в университет и на одну определенную специальность. Среди них есть выпускники морских кадетских классов, клубов юных моряков. Именно во время приема остро ощущается преемственность поколений, когда будущие курсанты приходят в сопровождении отцов, а иногда и дедов, посвятивших свою жизнь морю.
Я считаю, что от реорганизации выиграли оба вуза, а больше всего повезло студентам и курсантам. Университет «имени адмирала С.О. Макарова» — это не просто образовательное учреждение, это история, флотские традиции, высокое качество подготовки и диплом, который признается во всем мире.
Уважаемые абитуриенты и их родители!
Предлагаем Вашему вниманию материалы о жизни курсантов и студентов в общежитиях нашего Государственного университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, об их быте, внеучебном времени. Рассказывают сами ребята. Приглашаем в Макаровку!
Вместе – веселее!
Четыре года назад, когда при рассмотрении вузов для поступления я остановил свой выбор на ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, я получил необходимую информацию на сайте университета и в социальных сетях.
Меня, как абитуриента на тот момент, волновали вопросы, касающиеся не столько учебного процесса, сколько повседневной жизни, быта курсантов и условий проживания. Именно об этом я хочу рассказать.
Сразу стоит отметить, что жизнь курсанта в ротном помещении (по-простому – «роте») несколько отличается от жизни среднестатистического студента в любом другом вузе.
Во-первых, мы подчиняемся определённому распорядку дня.
День начинается с подъёма, заправки коек и процедур личной гигиены. Если в кубрике замечена пыль или грязь – следует навести порядок. После завтрака все курсанты уходят в учебный корпус на общее построение, где приветствуют начальника курса, который проводит внешний осмотр курсантов (формы одежды) и доводит до них различную актуальную информацию.
Далее мы убываем на занятия. На четвёртом курсе обед следует после второй пары, в то время как у третьекурсников – после третьей.
После учёбы – свободное время. За полчаса до отбоя в роте проводится вечерняя поверка – построение и перекличка.
Еще одной особенностью курсантского быта является несение дежурно-вахтенной службы («суточный наряд»). Ежедневно группа курсантов из 3-4 человек заступает в наряд, основными задачами которого являются поддержание порядка в ротном помещении, а также предотвращение проникновения в роту посторонних лиц.
Каждый курсант заступает в суточный наряд по расписанному графику от 2 до 4 раз в месяц. Конечно, несение службы не является любимым занятием курсантов, однако именно благодаря ей в ротном помещении порядок и чистота. Качество несения службы контролируется оперативным дежурным, который в ходе своего дежурства также производит осмотр ротных помещений и внешней территории.
Сами же курсанты живут в кубриках по 2-4 человека. Конечно, здание общежития не является новым, присутствуют косметические недостатки, которые можно устранить самому. Тем не менее, условия жизни здесь вполне можно считать хорошими.
Порядок в кубриках проверяется ежедневно начальником курса во время дневного обхода. Особое внимание обращается на наличие приборки. Под койками не должно быть пыли, на столах – мусора, в тумбочках и шкафах вещи должны быть разложены аккуратно. Эти требования нетрудно выполнить, если с утра выделять несколько минут на наведение порядка.
Стоит сказать пару слов и об ограничениях.
В ротном помещении запрещено пользоваться нагревательными электроприборами (чайники, кипятильники, плитки, обогреватели). При обходе кубриков данные приборы изымаются, а владелец — получает замечание. В качестве компромиссного варианта специально покупаются 1-2 штатных чайника.
В роте строго запрещено курить – нарушителя может ждать серьёзное наказание, вплоть до отчисления. То же самое касается и употребления спиртных напитков.
В принципе, проживать в ротном помещении вполне удобно.
Во-первых, не нужно рано вставать и волноваться, что опоздаешь на утреннее построение (а оно обязательно для всех) – чтобы попасть на место сбора из общежития, нужно всего лишь спуститься на первый этаж. К тому же не приходится тратить время вечером на дорогу домой. А в час пик она, как известно, может оказаться несколько дольше ожидаемой. Во-вторых, не приходится заботиться о завтраке, обеде и ужине – курсанты обеспечиваются трёхразовым питанием. Поблизости есть магазины, если что-то хочешь докупить к рациону.
В-третьих, общежитие предоставляется бесплатно, в отличие от съёмных квартир в городе (значительная экономия для приезжих ребят).
Ну и, в конце концов, вместе – веселее!
Конечно, в обмен на такие явные преимущества нужно подчиняться некоторым правилам, которые я перечислил выше. Я думаю, что это вполне адекватная цена.
Артур Шошин, курсант факультета Навигации и связи института «Морская академия»
Общежитие – положительный опыт
Очень забавно временами вспоминать день заселения в общежитие. Помнится, я хотела в любое, но не на Межевой канал, дом 6. Однако мне так быстро дали направление на заселение, что я даже не успела что-то сказать. Сейчас я уже на 3 курсе и свое мнение о расположении изменила довольно быстро. Да, на Межевом нет особо магазинов, виды не слишком живописны, до метро пешком минут 15, однако на дорогу до университета тратится 5 минут, а большое количество автобусов довезет вас не только до метро, но и практически до любой точки в центре города.
Само общежитие представляет собой 2 четырехэтажных корпусах. В одном из них живут только девочки, в другом – 4 этаж для мальчиков. На каждом этаже есть по 4 и больше душевые кабинки. Комнаты большие и оборудованы всей необходимой мебелью.
Иногда случается, что кто-то нерадивый оставляет после себя мусор на кухне и в других местах общественного пользования. Но это не зависит от какого-либо конкретного общежития, а исключительно от вас. Ведь пространство вокруг себя всегда можно облагородить, начиная с самых простых мелочей.
В целом, общежитие оставляет довольно положительный опыт. Да, временами сложно постоянно видеть людей вокруг себя, находить точки соприкосновения и компромиссы, но все эти трудности проходят и вспоминаются исключительно с улыбкой.
Алена Большакова, студент Института международного транспортного менеджмента
В кубриках и ротах. Учебный городок №6, Межевой канал
Общежитие на Межевом канале состоит из 3-х корпусов. В 2-х живут студенты и девочки-курсанты, в одном живут только курсанты.
В общежитии для курсантов всего 4 этажа, каждый этаж отведён под отдельный курс. На 2-м живёт 5-й курс, на 3-м 3-й курс на 4-м 4 курс, а на пятом объединённые роты будущих специалистов-радиоинженеров и судоводителей 3 и 4 курса. Комнаты называются кубриками. Живут по 2-4 человека в каждом кубрике, площадь одного — около 20 м2. У каждого курсанта есть своя тумбочка, стол и определённое количество полок в шкафу. Состояние мебели неплохое, бельё меняется раз в неделю, приборка производится ежедневно, это строго контролирует начальник курса. Чайники, кипятильники и мультиварки запрещены. Есть 1 ротный чайник, который находится в бытовой комнате, там курсанты и получают кипяток для чая и кофе. Там же находится стиральная машинка. Есть кладовка, где хранятся сумки и другие вещи. Душ очень хороший. Самым большим преимуществом является то, что до столовой от общежития 50 метров, а в учебный корпус можно попасть, не выходя на улицу. До метро можно добраться на автобусе за 10 минут или дойти пешком.
Каждый день осуществляется приборка всех помещений общего пользования силами наряда. В наряде стоят по 4 человека (3 дневальных и 1 дежурный), следят за чистотой, чтобы никто чужой не заходил в роту.
В заключение хочу сказать, что общежитие располагает всеми необходимыми удобствами, содержится в чистоте и порядке. Жить можно!
Дмитрий Богоявленский, курсант факультета Навигации и связи института «Морская академия»
Прочитала на вашем сайте о том, чем отличается понятие "слушатель" от обучающегося. А в чем разница с точки зрения законов между слушателем и студентом?
Вопрос: Прочитала на вашем сайте о том, чем отличается понятие "слушатель" от обучающегося. А в чем разница с точки зрения законов между слушателем и студентом?
Ответ: Правовое положение слушателей учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования (далее – Слушатели) регламентируется статьей 18 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – Закон).
Законом выделяются 3 категории Слушателей:
· слушатели высших учебных заведений на подготовительных отделениях, факультетах (в других структурных подразделениях) повышения квалификации и переподготовки работников;
· слушатели высшего учебного заведения (в случае, если они параллельно получают второе высшее профессиональное образование);
· слушатели ординатуры или интернатуры медицинских высших учебных заведений.
С точки зрения Закона целесообразнее говорить не о том, в чем состоит разница между статусами студента и Слушателя, а о том, что общего присуще указанным категориям. Статьей 18 Закона установлено, что статус Слушателей приравнен к статусу студента высшего учебного заведения только в части получения образовательных услуг. Иными словами, на Слушателей распространяется право пользоваться в высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, а также представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения и др.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 17 Закона слушателям подготовительных отделений при высших учебных заведениях, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой, предоставляются дополнительные отпуска (15 календарных дней) без сохранения заработной платы по месту работы для сдачи выпускных экзаменов.
В отношении особой категории слушателей подготовительных отделений федеральных государственных высших учебных заведений предусмотрено обеспечение граждан стипендией.