Содержание
СанПиН для лабораторий
Как проводят уборку КДЛ в медучреждениях?
Основные санитарно-эпидемиологические требования к содержанию клинико-диагностических лабораторий медицинских организаций, работающих с объектами и материалами, содержащими или подозрительными на содержание ПБА III — IV групп, определены СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" и СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней".
Установление сроков, интервала и объема уборочных работ, технологий обеззараживания материалов, поверхностей оборудования, приборов, рабочих мест и воздуха помещений, напрямую зависит от технологического процесса и вида исследуемого материала.
В соответствии с требованиями п. 2.12.16 СП 1.3.2322-08, ежедневная текущая уборка помещений (протирание стен, подоконников, мытье полов) проводится в конце рабочего дня с применением моющих (водно-мыльных растворов) в чистой зоне лаборатории; с обязательным применением дезинфицирующих средств и обеззараживанием воздуха — в помещениях заразной зоны лаборатории.
Ежемесячно, по утвержденному графику, проводят генеральную уборку, путем протирания поверхностей мебели, приборов, аппаратов, а также стен, на высоту до 2 метров растворами дезинфицирующих средств. В помещениях "заразной" зоны, в т.ч. процедурной (кабинет забора крови), генеральная уборка проводится еженедельно.
При проведении генеральных уборок подлежат обработке и :
стеклянные поверхности бактерицидных ламп, протирают ветошью, смоченной 70% этиловым спиртом, не реже 1 раза в неделю;
холодильники периодически, не реже 1 раза в месяц очищают от наледи с одновременным проведением их дезинфекции;
термостаты один раз в месяц подвергают дезинфекционной обработке.
Помещения боксов не менее раза в неделю моют горячей водой с мылом, дезинфицирующими средствами и протирают досуха. Для "чистой" и "заразной" зон используется отдельный уборочный инвентарь с соответствующей маркировкой. Перенос его из зоны в зону, согласно п. 2.12.17 СП 1.3.2322-08, не допускается.
Требования к объектам и режимам обеззараживания, выбору дезинфекционных средств определены п.п. 2.12.8-2.12.9 СП 1.3.2322-08. Для дезинфекции применяют средства, содержащие в качестве действующих веществ (ДВ) активный кислород (перекисные соединения и др.), катионные поверхностно-активные вещества (КПАВ), хлорактивные соединения, альдегиды, спирты (этанол, пропанол и др.) чаще всего в виде многокомпонентных рецептур, содержащих одно или несколько ДВ и функциональные добавки (антикоррозионные, дезодорирующие, моющие и др).
Источник: Электронная система "Контроль в ЛПУ"
Статьи по теме
К обустройству и расположению помещений лаборатории СанПиН предъявляет определенные требования. В статье рассмотрим общие правила обустройства лаборатории, приведем минимальные площади ее помещений, а также опишем действия персонала в аварийной ситуации
Клинико-диагностическая лаборатория – это структурное подразделение клиники, имеющее статус отделения.
Она играет важнейшую роль во всей деятельности лечебного учреждения, однако работа здесь так или иначе связана с инфекционным риском.
Какие санитарно-эпидемиологическое требования предъявляются к расположению и обустройству КДЛ?
В статье рассмотрим общие правила обустройства лаборатории, приведем минимальные площади ее помещений, а также опишем действия персонала в аварийной ситуации.
Общие требования
Лаборатория размещается в специально оборудованных помещениях, полностью соответствующих правилам обустройства, эксплуатации и техники безопасности.
СанПиН для медицинских учреждений 2.1.3.2630-10: последние изменения
посмотреть/скачать>>
Приложение 1 к СанПиН 2.1.3.2630-10
посмотреть/скачать>>
Требованиями СанПин запрещено расположение ее помещений в жилых зданиях и пристройках к ним. Кроме того, лаборатории с замкнутым технологическим циклом должны быть непроходными.
В таблице ниже приведены минимальные площади помещений КДЛ:
Наименования помещений | Площадь |
Лаборантская (в т.ч. гематологическая, биохимическая, эмбриологическая, гистологическая и др.) | 6 на каждое рабочее место, но не менее 12 |
Помещение приема и регистрации биоматериала для лабораторных исследований | 8 |
Помещение взятия проб капиллярной крови | 4 на каждое рабочее место, но не менее 9 |
Лаборатория срочных анализов | 12 |
Автоклавная для обеззараживания | 12 |
Допустимо увеличение площади отдельных помещений КДЛ для создания оптимальных условий диагностического процесса, комфортного нахождения больных и обеспечения безопасности персонала.
Однако кабинеты лаборатории не могут быть приспособлены для нахождения в них маломобильных граждан и граждан с ограниченными возможностями здоровья. Также недопустимо большое скопление народа в них.
Каковы особенности организации современной лаборатории, об этом расскажем в статье>>
Согласно СанПин, лаборатории любого профиля располагаются изолированных и непроходных частях зданий, при этом помещения для забора биоматериала и помещения для проведения клинических исследований должны располагаться отдельно друг от друга.
Биологический материал из сторонних лабораторий и лечебных учреждений доставляется в КДЛ строго через отдельный вход. Расположение и состав помещений лаборатории зависит от требований СП по безопасности работы с инфекционными агентами 3-4 групп патогенности и возбудителей паразитарных заболеваний.
Помещениям клинико-диагностической лаборатории присвоен класс чистоты Г, однако санитарно-микробиологические показатели не нормированы.
Температура воздуха в помещениях должна колебаться в диапазоне от 20°С до 26°С, рекомендуемый воздухообмен – не менее 3 в час при искусственной и не менее 2 в час при естественной вентиляции.
Все работы в пахучими, ядовитыми, газообразными и летучими веществами должны производиться в вытяжном шкафу. СанПиН также регламентирует показатели искусственного и естественного освещения в помещениях КДЛ.
Под КДН в клинике отводятся просторные и светлые помещения, оснащенные всеми необходимыми коммуникациями. Желательно, чтобы фундамент строения, в котором расположена лаборатория, был достаточно прочным – это предотвратить нежелательные вибрации, негативно влияющей на работу техники и весов.
В составе КДЛ необходимо предусмотреть следующие помещения:
- кабинет забора материала;
- помещение для хранения реактивов;
- аппаратная;
- весовая;
- центрифужная;
- моечная;
- подсобные и бытовые помещения для персонала;
- кладовая для хранения больших емкостей с кислотами и горючими реактивами (располагается вне помещений лаборатории).
Читайте также: Управление рисками медицинской лаборатории>>
Стены кабинетов лабораторий рациональнее всего выложить кафелем или наполовину покрасить, чтобы их можно было мыть. Полы также должны быть покрыты влагостойкими материалами – линолеумом, кафелем. Все помещения лаборатории должны быть приспособлены к постоянной уборке и дезинфекции.
Как действовать при возникновении аварии в лаборатории
Работники КДЛ должны пройти обучение и инструктажи по действиям при возникновении аварийной ситуации, а сама лаборатория должна быть оснащена всем необходимым для устранения ее последствий.
При разливе или разбрызгивании биологических материалов нужно немедленно проинформировать руководителя структурного подразделения, который, в свою очередь, определяет вид и объем необходимых мер по дезинфекции. Все аварийные ситуации фиксируются в журнале по ТБ.
Если разлив сосудов с нативным материалом произошел во время центрифугирования, устранять последствия аварии можно не раньше, чем через 30-40 минут после того, как осядут аэрозольные частицы.
На рабочих местах персонала должны находиться аптечки, содержащие 70%-ный этанол, перевязочные материалы, растворы протаргола, нитрата серебра, перманганата калия, йода.
В случае повреждения кожи из раны сначала выдавливается немного крови, затем поврежденное место обрабатывается спиртом и раствором йода.
Читайте также:
- I. ТЕХНОЛОГИИ САНИТАРНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДОВ
- Абразивные инструменты, область применения в санитарной технике
- Аварийные режимы работы.
- Аварийные режимы электроустановок. Напряжение прикосновения, шаговое напряжение.
- Автоматическое регулирование электрического режима
- Административно-правовой режим закрытого административно-территориального образования (ЗАТО)
- Административно-правовой режим охраны государственной границы.
- Административно-правовой режим чрезвычайного положения
- Административный режим социальной защиты инвалидов.
- Активный режим
- Активный режим работы биполярного транзистора
- Алгоритм расчета режима обжатий
Для соблюдения санитарно – эпидемиологического режима в лаборатории я руководствуюсь следующими приказами:
1. Приказ ДОЗН АКО № 545 от 10.05.2011г. «О профилактике профессионального заражения ВИЧ-инфекцией и другими гемоконтактными инфекциями»;
2. Приказ МЗ СССР № 408 от 12.07.1989г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране»;
3. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
4. Приказ № 170 от 16.08.1994г. «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации»;
5. ОСТ 42-21-2-85 МЗ СССР от 10.06.1985г. «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения, методы, средства и режимы»;
6. СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»;
7. Приказ № 288 от 23.03.1976 года «Об утверждении инструкции санэпидрежима больниц и о порядке осуществления органами учреждения санэпидслужбы».
8. Приказ № 338/8 «Инструкция по регламенту работы в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических учреждений».
9. Приказ № 720 «Об улучшении медицинской помощи с гнойными хирургическими заболеваниями и усиление мероприятий по борьбе с внутрибольничными инфекциями».
10. Приказ МЗ РФ от 23.03.2003г № 109 «О совершенствовании противотуберкулёзных мероприятий в РФ»
В клинической лаборатории ведется документация: «Журнал учета проведения генеральных уборок», «Журнал учета дезинфицирующих средств», «Журнал работы бактерицидных установок», «Журнал учета спирта 70°, 95°, перевязочных средств: вата, бинты, марля».
Все биологические жидкости, поступающие в лабораторию на исследование, считаются потенциально опасными, поэтому они подвергаются обязательной дезинфекции. В лаборатории имеются дезинфицирующие средства в достаточном количестве. Все они хранятся в специально отведенном месте.
Я готовлю растворы для дезинфекции в спецодежде: маска, шапочка, очки, халат, фартук, перчатки, в концентрации, предусмотренной для гемоконтактных инфекций (гепатиты и ВИЧ — инфекция).
Емкости для дезинфекции имеют маркировку и литраж. На дезинфицирующее средство оформляю паспорт, где указываю: наименование, концентрацию, дата разведения, срок годности, подпись ответственного. В настоящее время в лаборатории имеется люмакс-хлор лайт. Используется для дезинфекции 0,1% раствор. Биологические жидкости засыпаются сухим хлорамином в соотношении 1:5.
Весь лабораторный инструментарий и посуда, соприкасающиеся с биологическими жидкостями, подвергаются дезинфекции в пластиковых контейнерах с крышками и устройствами для погружения. Качество предстерилизационной очистки медицинских изделий оценивается путем проведения азапирамовой пробы. Капилляры, предметные стекла стерилизуются в ЦСО больницы.
Одноразовые пробирки для анализов крови дезинфицируются в 0,1% растворе люмакс-хлор лайт в течение 1 часа, затем утилизируются согласно САН ПИН 2.1.7.2790-10, эпидемиологические опасные отходы класса «Б», в упаковке желтого цвета.
Согласно САН ПИН 2.1.3.2630-10 1 раз в месяц с целью контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состоянием асептики, бактериологическая лаборатория осуществляет контроль.
Ответственный лаборант берет смывы на бактериологические исследования, условно патогенную микрофлору в лаборатории. Все пробы были отрицательными за 2012-2013гг.
Вывод: отсутствие положительных бактериологических смывов говорит о хорошей организации санэпидрежима в лаборатории и строгом выполнении приказов.
По графику 1 раз в неделю я с санитаркой провожу генеральную уборку в кабинете забора крови в специальной одежде с применением дезинфицирующих, моющих средств и чистой тканевой ветоши. Весь инвентарь промаркирован, хранится в хозяйственной зоне.
По окончанию уборки проводится обеззараживание воздуха и поверхности бактерицидным облучателем согласно проведенным расчетам и регистрируется в «Журнале регистрации работы бактерицидной установки».
После проведения генеральной уборки делаю отметку в «Журнале генеральных уборок».
Дата добавления: 2015-04-29 ; Просмотров: 32218 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет