Содержание
Мероприятиями по обеспечению приведения сил и средств в готовность к действиям при возникновении ЧО являются:
— создание системы оповещения и сбора личного состава;
— организация и проведение мероприятий по приведению сил и средств в готовность к действиям при возникновении ЧО.
Оповещение и сбор личного состава осуществляются согласно плану оповещения и сбора личного состава, являющемуся приложением к Плану. В образовательных организациях системы МВД России план оповещения и сбора личного состава разрабатывается в соответствии с настоящим Наставлением.
Корректировка плана оповещения и сбора личного состава осуществляется не реже одного раза в квартал, а также при изменении организационно-штатной структуры и списочной численности, увеличении технических возможностей системы связи и оповещения.
Оповещение осуществляют дежурные части территориальных органов МВД России (в образовательных организациях системы
МВД России – комендантские подразделения). По решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России, образовательной организации системы МВД России к выполнению задач по оповещению личного состава могут привлекаться сотрудники других структурных подразделений, что отражается в плане оповещения и сбора личного состава.
Для оповещения и сбора членов ООУ, личного состава территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России при возникновении ЧО, в том числе приведения в готовность группировок сил и средств оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в случае совершения или угрозы совершения террористических актов на территории Российской Федерации, устанавливаются следующие сигналы оповещения:
«Сбор» – сбор личного состава, привлекаемого к действиям при возникновении ЧО, который подается во всех случаях, за исключением указанных в сигналах «Эдельвейс» и «Крепость».
«Эдельвейс» – сбор членов оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, личного состава территориальных органов
МВД России, приведение в готовность подразделений внутренних войск МВД России, выделяемых для участия в проведении КТО и минимизации последствий террористических актов.
«Крепость» – сбор личного состава, привлекаемого к пресечению захвата собственных объектов органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, который подается также при начале непосредственных действий по отражению нападения на указанные объекты. При передаче данного сигнала в обязательном порядке указывается место сбора личного состава.
Мероприятия по приведению сил и средств в готовность к действиям при возникновении ЧО включают в себя:
оповещение и сбор личного состава;
вооружение и экипировку личного состава;
развертывание пунктов управления;
подготовку системы связи к работе при возникновении ЧО;
материально-техническое и медицинское обеспечение действий сил и средств.
В целях своевременного приведения в готовность сил и средств территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России к действиям при возникновении ЧО в системе МВД России устанавливаются степени готовности № 2 и № 1, которые, если не установлено иное, вводятся последовательно.
Степень готовности № 2 вводится в следующем порядке:
Проводятся оповещение и сбор личного состава; личный состав внутренних войск МВД России переводится на казарменное положение; боевая и специальная техника, транспортные средства выводятся на место построения (в зимнее время остаются на стоянках, в гаражах, хранилищах до посадки личного состава); пункты управления, средства связи и автоматизации управления готовятся к работе; боеприпасы, подвижные запасы материальных средств, специальные и технические средства загружаются на транспортные средства.
Время приведения личного состава территориального органа МВД России в степень готовности № 2 не должно превышать
1 часа 30 минут в рабочее время и 2 часа в нерабочее время. При этом для территориальных органов МВД России в городах с населением более
1 миллиона человек время увеличивается на 1 час. В случае привлечения к перевозке личного состава и материальных средств территориального органа МВД России автотранспорта сторонних организаций время приведения личного состава в степень готовности № 2 может быть увеличено на время, необходимое для прибытия подразделений и автотранспорта в районы, места сбора и погрузки.
При введении степени готовности № 1 из степени готовности
№ 2 в территориальных органах МВД России осуществляются вооружение и экипировка личного состава, производится посадка личного состава на транспортные средства и постановка задач. При этом время приведения сил и средств территориального органа МВД России в степень готовности № 1 из степени готовности № 2 не должно превышать 1 часа.
Степень готовности № 1 может вводиться, минуя степень готовности № 2, с выполнением всех мероприятий.
Время приведения сил и средств в готовность № 1, минуя степень готовности № 2, не должно превышать 2 часов в рабочее время и
2 часов 30 минут в нерабочее время (для территориальных органов
МВД России в городах с населением более 1 миллиона человек – 3 часов 30 минут). При этом переход личного состава к действиям после выполнения мероприятий по приведению в степень готовности № 1 осуществляется немедленно после получения приказа.
Временные нормативы приведения личного состава территориальных органов МВД России в готовность устанавливаются руководителем (начальником) территориального органа МВД России, исходя из особенностей функционирования. При этом указанные нормативы не должны превышать следующих значений:
— Оповещение – 30 минут, в том числе:
— Руководящего состава, членов ООУ – 10 минут.
— Личного состава – 20 минут.
— Сбор членов ОШ, группы управления на пункте управления:
— В нерабочее время – 1 час.
— В рабочее время – 30 минут.
— Сбор личного состава:
— В нерабочее время – 1 час (для городов с населением
более 1 миллиона человек время сбора личного состава увеличивается
на 1 час).
— В рабочее время – 30 минут.
— Развертывание пунктов управления, подготовка к работе системы связи – 30 минут.
— Вооружение и экипировка личного состава – 1 час с момента окончания сбора.
Силы и средства органов внутренних дел приводить в степени готовности к действиям при возникновении ЧО имеют право:
1. Министр внутренних дел Российской Федерации, лицо, исполняющее его обязанности, или по его указанию первые заместители Министра, заместители Министра – силы и средства органов внутренних дел в полном объеме.
2. Руководители (начальники) территориальных органов
МВД России, лица, исполняющие их обязанности, – силы и средства соответствующих органов внутренних дел в объеме предоставленных полномочий с последующим докладом непосредственному начальнику.
Подготовка сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.
Подготовка подразделений территориальных органов
МВД России к действиям при возникновении ЧО осуществляется с целью обеспечения требуемого уровня оперативно-служебной готовности к выполнению задач при возникновении ЧО и проводится заблаговременно.
Эта цель достигается:
1. Планированием действий сил и средств территориальных органов МВД России к выполнению задач при возникновении ЧО.
2. Обучением личного состава и слаживанием элементов группировки сил и средств территориальных органов МВД России, а также ООУ к выполнению задач при возникновении ЧО.
3. Устранением недостатков, выявленных при проведении проверок готовности сил и средств территориальных органов МВД России к действиям при возникновении ЧО в ходе инспектирования, контрольных и целевых проверок.
Подготовка сил и средств территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России к действиям при возникновении ЧО осуществляется в рамках профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников территориальных органов МВД России, а также оперативной и боевой подготовки военнослужащих внутренних войск МВД России.
Подготовка сил и средств территориальных органов МВД России к действиям при возникновении ЧО включает:
— одиночную подготовку сотрудников органов внутренних дел
— подготовку элементов группировки сил и средств.
Одиночная подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям при возникновении ЧО организуется кадровыми подразделениями территориального органа МВД России совместно с оперативными управлениями, отделами, отделениями, группами либо сотрудниками, ответственными за данное направление оперативно-служебной деятельности.
Организация подготовки ООУ, элементов группировки сил и средств к действиям при возникновении ЧО возлагается на руководителей (начальников) территориальных органов МВД России, образовательных организаций системы МВД России, командующих объединениями, командиров соединений, воинских частей внутренних войск МВД России, а также соответствующих руководителей (начальников) подразделений по направлениям деятельности, личный состав которых участвует в решении задач при возникновении ЧО.
Во внутренних войсках МВД России порядок подготовки органов управления и подразделений к действиям при возникновении ЧО определяется главнокомандующим внутренними войсками МВД России.
В зависимости от категории обучаемых, уровня их подготовки, целей и других факторов применяются различные методы обучения. Для приобретения теоретических знаний применяются лекционный метод и самостоятельное изучение учебного материала. Для формирования умений и навыков – практические занятия (тренажи перед заступлением на службу, тренинги, моделирование ситуаций оперативно-служебной деятельности, учебные сборы, методические и показные занятия).
Подготовка сотрудников органов внутренних дел осуществляется на теоретических занятиях, в ходе учений и тренировок. Теоретическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям при возникновении ЧО осуществляется на лекциях, семинарах, методических занятиях и групповых упражнениях.На теоретических занятиях изучаются нормативные правовые акты, в том числе межведомственные, методические рекомендации и другие документы по вопросам деятельности органов и подразделений системы МВД России. На практических занятиях в рамках одиночной подготовки проводятся занятия по огневой и физической подготовке, одиночной отработке совместных действий элементов группировки сил и средств. Практическая подготовка элементов группировки сил и средств осуществляется на ТСЗ.
Состояние готовности территориальных органов к действиям при ЧО проверяется в ходе проведения инспекторских, контрольных проверок, комплексных и целевых (самостоятельных) выездов в полном объеме и по отдельным направлениям.
Подготовка ООУ осуществляется в ходе КШУ и на ШТ.
При проведении КШУ, ШТ отрабатываются следующие вопросы:
1. Сбора членов ОШ, группы управления, рабочего аппарата, рабочих групп.
2. Подготовки пунктов управления и средств управления к работе.
3. Подготовки членов ОШ, группы управления, рабочего аппарата, рабочих групп к выполнению возложенных на них задач и функций.
4. Организации взаимодействия с территориальными органами и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, другими заинтересованными органами, учреждениями, организациями.
При проведении ТСЗ разрабатываются:
1. План проведения ТСЗ, в котором указываются: тема занятия, его цели, дата, время, место проведения, метод проведения, отрабатываемые учебные вопросы, материально-техническое обеспечение, порядок проведения, вводные задачи, действия руководителя занятия, действия обучаемых. К плану проведения ТСЗ прилагается план или схемы объекта, места, участка местности, на котором проводится занятие.
2. План инструктажа личного состава, задействованного в имитационных действиях.
3. Памятка с особенностями соблюдения мер безопасности на конкретном занятии.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Сколько раз в новостях ты слышал: «Введен план «Перехват». А то нет-нет, да и промелькнет в сводке план «Крепость». Что это за планы такие и сколько их вообще?
На самом деле «план» — не совсем правильное название. Официально это «специальные сигналы МВД при ЧС». Однако говорить такое язык сломаешь, а в случае этих самых ЧС говорить приходится быстро. Потому принято обозначение «план».
Планы делятся на несколько больших групп и зависят от действий преступников. Рассмотрим их на примере гопника Пети. Итак.
Если гопник Петя вскрыл чужую машину и колесит на ней по улицам, то его надо задержать, машину отобрать и вернуть владельцу. Это план «Перехват-1». По нему сотрудники, осуществляющие охрану порядка, занимают заранее оговоренные места на карте или ведут патрулирование по утвержденному маршруту. Если Петя полиции очень нужен, то могут привлечь дополнительные силы. С дополнительными силами — просто «Перехват».
Если гопник Петя не просто вскрыл чью-то машину, а дал хозяину монтировкой по голове, а потом еще нарушил закон о запрете курения в общественном месте, то поиск автомобиля отходит на второй план. Теперь полицию больше интересует сам Петя, в один момент ставший особо опасным вооруженным преступником (никто же точно не знает, выбросил ли он монтировку).
Это план «Вулкан-5» — поимка особо опасных преступников. «Вулканов» существует пять штук, они отличаются степенью угрозы и событиями. К примеру, «Вулкан-1» — это пресечение беспорядков в лагерях беженцев, тюрьмах и СИЗО. «Вулкан-2» — поиск банды. В нашем примере, если у Пети есть сообщники Вася и Коля, против них введут именно второй «Вулкан». Стоит отметить, что в разных регионах планы несколько отличаются друг от друга, кроме того есть «дублеры». Так, в Подмосковье против Пети скорее всего введут «Сирену». Именно этот план вводили для розыска убийцы пяти байкеров в начале мая 2016 года.
Если сообщника Пети Колю посадили в «обезьянник», то Петя может с горя перебрать беленькой и, взяв еще друзей, пойти вызволять друга из отделения полиции. Это план «Крепость» — пресечение захвата собственных объектов МВД. По нему полицейские закроют все двери и будут отстреливаться от Петиной банды до подхода подкрепления. Такой план нередко вводился и вводится на Северном Кавказе.
Если Петя пойдет брать не отделение полиции, а, к примеру, приемную мэра, то это уже план «Гроза» — пресечение преступлений на объектах госвласти. Тут надо отметить, что до 2009 года «Гроза» значила пресечение захвата заложников. Именно его вводили в Москве во время теракта на Дубровке. Однако приказ МВД № 400 от 2009 года несколько изменил формулировки, и сейчас «Гроза» лишь указывает на объект, на котором творится заварушка.
Точно так же, как «Сигнал» — это на железной дороге, «Тоннель» — в метро, а «Арсенал» — на военных объектах. Этих планов 13 штук, и отличаются они лишь местами действия. Отметим лишь самый важный план подгруппы — «Эдельвейс», общий сбор всех сотрудников МВД в субъекте Федерации. Как говорится, «все в ружье!».
Петю может заинтересовать, что будет, если на рельсы перед поездом положить бревно. Ну или набросать гвоздей на федеральную трассу. А будет план «Туман» — пресечение преступления против безопасности транспортных коммуникаций. Конечно, одинокому гопнику придется постараться, чтобы привлечь к себе столько внимания, но вот сообщение о том, что собираются подорвать конкретный участок дороги, вполне тянет на введение «Тумана».
Петя вообще может быть ни при чем, он просто пил пиво в подворотне, а тут началось землетрясение. В этом случае сотрудников полиции могут привлечь для помощи пострадавшим, в частности Пете. Это самые мирные планы — «Тайфун-1» и «Тайфун-2», ликвидация техногенных и природных ЧС.
А еще существует план «Лавина» — пресечение попытки госпереворота. Это если Петя решит совершить что-то амбициозней, чем драка с монтировкой.
Однако все эти планы носят весьма условный характер, даже сотрудники МВД частенько в них путаются. Кроме того, на уровне субъекта Федерации есть еще несколько событий, которым названия придумывают на местах. К примеру, план «Вулкан-1», обозначающий пресечение беспорядков в тюрьмах, как только не обзывают! Тот же «Перехват» может быть связан с перекрытием дорог, а может — с усилением патрулей.
Такой хаос образуется из-за специфики каждого конкретного региона. Нападение на отделение полиции (план «Крепость») в Махачкале и в селе Бодуны (Смоленская область) вряд ли будут похожи. В Махачкале все серьезно, там в городе могут оказаться боевики. В Бодунах же речь пойдет, скорее всего, о нашем герое Пете с друзьями. Соответственно, уровень опасности и действия по планам будут несколько отличаться.
В случае возникновения любой чрезвычайной ситуации сотрудники МВД обязаны следовать определённым инструкциям. Приступают к их исполнению после объявления специального сигнала МВД при ЧС или, сокращённо, плана с кодовым словом в конце.
Чаще всего в новостях мелькает, что в городе введён план «Перехват» по розыску преступника, угнавшего автомобиль. А какие ещё сигналы о ЧС бывают и в каких ситуациях их объявляют?
Как организована система оповещения личного состава о ЧС
Чрезвычайная ситуация — это не только природная или технологическая катастрофа или террористический акт. Любое свершившееся преступление тоже считается чрезвычайной ситуацией, требующей вмешательства сотрудников МВД. В любом случае об объявленном специальном сигнале МВД личный состав узнаёт благодаря системе оповещения. Для быстроты привлечения сотрудников, нужных для выполнения поставленной задачи, используют все каналы связи: циркулярную, телефонную и автоматические системы оповещения. В случае, если таковая связь отсутствует, дежурная часть МВД отправляет к сотрудникам посыльных.
Посыльные обязаны доставить оперативникам памятки, где указаны их дальнейшие действия. Все средства и силы органов внутренних войск и дел, если они задействованы в ходе оповещения, приводятся в готовность № 2 и № 1. В первом случае личный состав переходит на казарменное положение, проверяются все средства связи и транспорт. В это время состав не вооружается и задачи перед ним ещё не ставятся.
Непосредственно к выезду для ликвидации ЧС сотрудники МВД готовы только после объявления готовности № 1. Тогда им выдают боеприпасы и оружие и объясняют дальнейший план действий. При этом личный состав обязан следовать объявленному плану с кодовым названием.
План «Перехват», по которому ловят преступников
Предположим, некий Ваня, не наделённый совестью и интеллектом, решил взять соседскую машину, чтобы прокатиться с ветерком. При этом разрешения у хозяина он не спросил, вскрыл замок в автомобиле и поехал. А сосед, наблюдавший за его действиями из окна, отреагировать самостоятельно не успел и позвонил в полицию, заявив об угоне. Тогда полицейские обязаны объявить о введении плана .
После получения этого специального сигнала МВД сотрудники полиции города обязаны занять оговоренные места и начать патрулирование по маршруту. Если своими силами поймать угонщика не представляется возможным, то полицейские могут обратиться за дополнительной помощью. К примеру, к розыску угнанной машины могут привлечь пожарных, таксистов, водителей общественного транспорта и даже рядовых граждан. Примечательно, что если с момента оповещения о свершившимся преступлении прошло не более 15 минут, то вводят план . А если прошло больше часа, то вводится план . Во время выполнения последнего плана полицейские, как правило, не выставляют заграждений на дорогах, в отличие от .
По всем постам дорожной полиции рассылают ориентировку на преступника и сообщают марку и номер угнанного автомобиля. Сотрудники ДПС во время действия планов «Перехват» имеют право останавливать подозрительные автомобили и проводить их досмотры. В случае, если преступник пойман и препровождён в участок, по всем каналам связи объявляют, что план «Перехват» свёрнут. В некоторых регионах у плана «Перехват» есть дубли, например, план «Квадрат» МВД или план «Квартал».
А вот если задержанный угонщик Ваня образом сумел связаться с приятелем Колей, и тот пошёл в участок с ружьём, чтобы вызволить друга, то вводится план «Крепость».
План «Крепость» для обороны
План действия при получении сигнала о ЧС в отделении полиции называется «Крепость». Ко всему прочему, план «Крепость» МВД вводит и во время нападения на другие объекты Министерства внутренней безопасности России. В ходе выполнения этой инструкции на случай чрезвычайной ситуации полицейские обязаны закрыть все двери и окна в здании и ждать прихода подкрепления.
Если гипотетический Коля ворвался в приёмную мэра и, приставив пистолет ему к виску, стал требовать починить крышу в доме, вводится план «Гроза». МВД в ситуации, когда преступление происходит на объектах государственной власти, обязано подтянуть к месту все имеющиеся силы. А если же Коля проник в посольство Германии или в квартиру к самому послу и, угрожая оружием, начал требовать дать ему гражданство, то объявляется план «Дипломат».
А ежели Коля совсем поехал кукушкой и с группой таких же приятелей решил захватить стратегически важный объект, то объявляется один из видов плана «Эдельвейс» МВД.
Специальные сигналы для сбора личного состава МВД
Представим, что некий Коля явился в здание аэропорта в компании террористов с бомбой и потребовал предоставить ему самолёт до Австралии. В таком случае объявляется план «Набат». МВД объявит план «Вихрь», если Коля решил угнать пароход с пассажирами. А если о планах Коли совершить диверсию в метро или на железной дороге стало известно в правоохранительных органах, то будет объявлено о планах «Тоннель» и «Сигнал». Но вдруг Коле удалось совершить своё преступление, повлекшее за собой крупные разрушения и жертвы, и скрыться — что тогда?
В этой ситуации в силу вступает план «Вулкан» МВД, точнее . Если Коля был не один, а в составе банды, то ловить их будут согласно плану . У плана «Вулкан» имеется также и региональный дублёр, который называется план «Сирена» МВД. А план или план «Заря» МВД обычно вводит, если становится известно о беспорядках в тюрьмах или СИЗО. В любом случае все эти планы по сути являются ответвлениями от одного общего сигнала о ЧС — плана «Эдельвейс» МВД.
«Эдельвейс» — это специальный сигнал МВД о сборе личного состава внутренних дел и состава внутренних войск, а также членов оперативного штаба. Используется он для предупреждения и пресечения преступлений, носящих террористический характер. Впрочем, силы МВД участвуют не только в поимке преступников, но и в ликвидации различных катастроф.
Специальные сигналы МВД во время катастроф
Сотрудники МВД обязаны принимать участие в ликвидации последствий различных катастроф. Для общего сбора и получения инструкций объявляют план «Тайфун» МВД. Если произошла техногенная катастрофа, к примеру, взрыв на АЭС, то будет объявлен план . Если случилось наводнение или землетрясение, то есть катастрофа природного характера, то инструкциям о ликвидации ЧС следуют согласно плану .
Планы действий при получении сигнала о ЧС техногенного и природного характера не сильно отличаются друг от друга. Сотрудники МВД обязаны сохранять общественный порядок и не допускать паники среди населения. К тому же, все силы МВД в случае катастрофы бросаются на эвакуацию людей и обеспечения их безопасности. Ко всему прочему, во время плана «Тайфун» МВД может объявить и другие планы.
Например, если на дорогах образовались заторы из машин, то сотрудники ДПС должны следовать плану «Туман» МВД. А если вдруг люди подумают, что во всём виновато правительство, и решат захватить правительственное здание, то оперативники обязаны будут следовать плану «Лавина» по пресечению мятежа. Такой план, например, использовали во время августовского путча 1991 года.