Татарский язык в школах татарстана

Министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов впервые озвучил причину языкового переполоха, который с начала учебного года затронул все школы республики, а президент Татарстана пообещал «разрулить» ситуацию в самое ближайшее время

После многодневного перерыва продолжилось 33-е заседание Госсовета Татарстана. Оно открылось 26 октября, но в самом начале заседания в повестку дня было включено еще несколько вопросов, в том числе о преподавании и изучении государственных языков народов Татарстана, проживающих в республике. У парламентариев возникли вопросы к министру образования и науки РТ и прокурору республики. Однако за один день работы депутаты не успели выполнить все пункты повестки и проголосовали не закрывать сессию, а назначить дату дополнительного заседания. 8 ноября парламентарии продолжили работу в расширенном формате — с участием всех глав муниципалитетов и представителей общественных организаций.

Прокурор Татарстана Илдус Нафиков прибыл на сессию, несмотря на то, что официально находится в отпуске. Но выступать перед Госсоветом не стал. А главным докладчиком по языковому вопросу стал министр образования и науки республики Энгель Фаттахов.

Он напомнил, что в школах Татарстана прошла прокурорская проверка по поручению президента России Владимира Путина, озвученному 28 августа — перед самым началом учебного года. Проверка проводилась по двум вопросам: состояние преподавания и изучение русского языка и добровольное изучение родных и государственных языков республик РФ. По словам Энгеля Фаттахова, по обоим этим вопросам в Татарстане никаких проблем до сих пор не возникало.

— В Республике Татарстан нет особых, свойственных только для нашего региона, вопросов с изучением русского языка, — заверил министр. — Уже с детского сада все наши дети изучают русский язык и приходят подготовленными к школе. Освоению русского языка с малых лет способствует языковая среда, в которой русский язык несомненно доминирует.

Министр с удовлетворением отметил, что балл ЕГЭ по русскому языку в нынешнем году у Татарстана выше, чем в большинстве регионов страны. Так, средний балл по этому предмету в Москве — 72,60, в Санкт-Петербурге — 71,53, в нашей республике — 72,53. Отстают от Татарстана соседи по ПФО: Самарская область (70,29), Удмуртская Республика (70,17), Пензенская область (69,05) и Башкортостан (68,60). А три выпускника в Татарстане набрали по русскому языку 100 баллов.

Министр объяснил собравшимся, что сыр-бор разгорелся из-за введения Министерством образования и науки России рекомендованных объемов изучения русского языка для всех регионов.

— В школах республики рекомендуемые объемы изучения русского языка были выдержаны в начальной школе и с 8-го по 11-й классы, — отметил он. — В российских примерных программах для начального и общего образования есть вариант учебного плана для республик, в которых наряду с государственным языком Российской Федерации установлен государственный язык республики. Этот вариант учебного плана позволяет нам выполнять требования республиканского языкового законодательства. В то же время для основной школы приемлемый для республик России вариант учебного плана на федеральном уровне разработан не был. Поэтому для выполнения требования республиканского законодательства о паритетном изучении государственного языка в школах республики пользовались учебными планами, разработанными нашим министерством в качестве методических рекомендаций. В них объемы русского языка в каждой параллели 5-7-х классов были на два часа меньше рекомендованных.

При этом министр отметил, что эти часы «добирались» за счет этнокультурного компонента школ с углубленным изучением русского языка. Кроме того, в рамках дополнительного часа изучения родного языка в школах Татарстана, финансируемого за счет республиканского бюджета, 72% родителей выбрали для своих детей русский язык.

— Поэтому реальный объем изучения русского языка в Татарстане выше, — сделал вывод докладчик. — Но получилось, что в республике был реализован вариант учебного плана для основной школы, не представленный в примерных российских программах. И в то же время необходимо было выполнить требования законодательства республики о государственном двуязычии в условиях отсутствия на федеральном уровне механизмов.

Так что сейчас, после предъявления претензий со стороны прокуратуры, приходится перестраиваться на ходу и методические рекомендации, которые выработало Министерство образования и науки РТ, должны устранить все нарушения.

По словам Энгеля Фаттахова, с началом второй четверти школьники, для которых родители выбрали в качестве родного языка русский (а таковых, по данным республиканского ведомства набралось всего лишь 30%), в рамках школьного расписания будут изучать два самостоятельных предмета: "русский как государственный" и "русский как родной". А общее количество занятий по русскому языку и литературе в школьном расписании может достигать 11 часов в неделю, или по два урока в день.

Казалось бы, полный вперед! Но не все так прекрасно. Методических рекомендаций по преподаванию этих предметов и даже примерных рабочих программ пока еще нет в природе. Не говоря уже об учебниках.

Ввиду сложившихся жизненных обстоятельств я остался без смартфона, но т.к. без связи как без рук, я нашёл в чулане Нокиа 3310 и неделю проходил с ней.

Утром сидел, смотрел в окно, чувство безысходности бытия не покидало. Час на сборы на работу – это очень много. Собрался за 15 минут. Собрал жену и детей. Жена ругалась, т.к. работает дома и никуда не хочет собираться.
Показать полностью…
По дороге на работу обнаружил, что еду не один и кругом люди, улыбался и здоровался со всеми входящими в автобус пассажирами. Еду один на своей половине автобуса, люди боятся ехать со мной рядом.
На работе сделал всю работу за 4 часа. Начальник похвалил и дал ещё работы. Чёрно-белая змейка – классная игра, правда пришлось привыкнуть, что управлять надо кнопками, но моторика повысилась.
Во время ужина поговорил с женой. Оказывается, у нас есть разные проблемы, которые надо решать.
Дети кричали и звали маму, но я упорно делал с ними уроки. Умножение десятичных дробей – это зло. Сижу, читаю учебник математики за 4 класс.

Встал по привычке за час до работы. Приготовил завтрак. Дети сказали, что омлет со шпротами не вкусный. Глупые, что они понимают в готовке.
В туалете нашел сканворды за 2005 год. Чувствую себя эрудитом.
В автобусе улыбался и здоровался с пасажирами, люди крестились и отодвигались подальше.
На работе сделал всё за 3 часа. Сказывается практика. Начальник похвалил при всех и дал ещё работы. Коллеги злобно посмотрели и перестали со мной разговаривать.
Змейка рулит. Пальцы болят, как после 5 часов игры на гитаре.
Вспомнил, что я умею играть на гитаре. Решил попрактиковаться после ужина. Пальцы болят, как после змейки.
Десятичные дроби умножаются со скоростью калькулятора. Вижу уважение в глазах детей.

Омлет с колбасой понравился больше, чем со шпротами. Странно. Вижу в глазах жены чувство признательности. Приятно. Завтра сделаю пельмени со шпротами. Знай наших. Кондуктор в автобусе здоровается как с родным. https://vk.com/the_discover Обратил внимание, что люди перестали шугаться, когда с ними здороваешься. Но подозрительность во взгляде осталась. Сделал всю работу за 2 часа. Начальник похвалил и обещал выдать премию. Коллеги смотрят с плохо скрываемой злостью.
Змейка наелась квадратиков и занимает почти весь экран.
Придя домой, приготовил ужин. Макароны по-флотски со шпротами. Дети съели всё подчистую. Молодцы. Странно, собака лежит под столом, не может пошевелиться и от неё пахнет шпротами.
Нашёл в подвале диапроектор и смотрел с детьми сказки. Дети сказали, что это какой то медленный мультик.
Жена попросила повесить картину. Когда забивал гвоздь, попал по пальцам. Больно.

Читайте также:  Судебный штраф в уголовном кодексе

Жена встала на час раньше меня и приготовила завтрак. Странно, шпроты закончились, надо купить.
Перед выходом на работу поцеловал жену и обнял детей. Приятно.
Кондуктор поздоровалась как с равным. Во взглядах других пассажиров увидел доброжелательнность. Люди стали улыбаться и здороваться в ответ.
На работе сделал всё за час. Что поделаешь, опыт. Начальник похвалил и сказал, что я перерос свою должность. Предложил стать его заместителем. Прикольно.
На просьбу жены повесить фотографию вбил гвоздь, перекрутил все розетки, починил стол, покрасил подоконник. Кот, который обычно спит на подоконнике, прилип. Глупенький.
Дети с криками "Папа!" попросили поиграть с ними. Показал, как играть в камень, ножницы, бумага. На второй минуте начал проигрывать.

Забрал из ремонта смартфон. Удалил все игры, оставил только змейку.

Родительское сообщество Татарстана — РоСТ запись закреплена
Букландия | Детские книги

#интересности_про_книги
Всем с детства известно стихотворение Самуила Маршака «Вот какой рассеянный» — это, пожалуй, самое популярное произведение автора, которое переиздавалось аж одиннадцать раз. Но мало кто знает, что "рассеянный" существовал на самом деле.

Именитый профессор, с которого Маршак во многом списал своего героя, “вместо валенок перчатки не натягивал на пятки”, но отличался не меньшими чудачествами.
Показать полностью…

Современники поэта, прочитав шутливое произведение Маршака, тут же узнали в чудаке–герое профессора, физикохимика И.А. Каблукова.

Иван Алексеевич славился своей непрактичностью и рассеянностью. Вместо слов “химия и физика” профессор нередко выдавал студентам “химика и физия”. Когда хотел произнести фразу “колба лопнула, и кусочек стекла попал в глаз”, у него вылетало: “лопа колбнула, и кусочек глаза попал в стекло”.

Только бывалые студенты знали, что выражение “Мендельшуткин”, произнесенное учителем, стоило понимать, как “Менделеев и Меньшуткин”. Обычными словечками Ивана Алексеевича были: “совсем не то” и “я, то есть не я”. Чем не преминул воспользоваться поэт.

Читая строки “Глубокоуважаемый Вагоноуважатый! Вагоноуважаемый Глубокоуважатый! Во что бы то ни стало мне надо выходить. Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?”, научная элита покатывалась с хохота. Именно так мог выражаться их милейший коллега Каблуков.

За профессором водилась странность: даже в жару он не снимал с левой руки темно-коричневой перчатки. Ум и проницательность соседствовали в нем с небрежностью и неряшливостью. Своему персонажу поэт примерял разные “обувные” фамилии.

Исследователь творчества Маршака — Мирон Петровский — вспоминал, что сначала поэт окрестил любимца Башмаковым: “На свете жил да поживал Иван Иваныч Башмаков. А сам себя он называл Башмак Иваныч Иванов”. Позже поэт раздумывал, а не оставить ли герою реальную фамилию прототипа: “В Ленинграде проживает Иван Каблуков. Сам себя он называет Каблук Иванов”.

Известно, что профессор не терпел “бумаготворчества”. Подписывая множество бумаг, ради сокращения времени он писал “Ив. Каблук”, а бывало, расшифровывал подпись: “Каблук Иванов”.

Профессор имел счастье еще при жизни познакомиться с шутливой поэмой. В собирательный образ Рассеянного Каблуков не верил. Брату Маршака, писателю Ильину, погрозив пальцем, он однажды сказал: “Ваш брат, конечно, метил в меня!”.

Между тем профессор был авторитетнейшим ученым в области химии и физики. Так, его исследования положили начало сближению физической и химической теорий растворов, вследствие чего его называют создателем школы физикохимиков в России. Также И. А. Каблуков был заслуженным профессором Московского университета. В 1928 году стал членом-корреспондентом Академии наук, через год удостоился звания заслуженного деятеля науки, был награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. И сам любил похохмить. Однажды на экзамене, убедившись в слабых знаниях студента, он пристыдил студента: “Хотите на тройке прокатиться? Идите пешком” — и поставил двойку.

В конце жизни Маршак стал мистическим образом похож на своего героя. Литературный воспитанник поэта Пантелеев вспоминал, что родные, выдавая карманные деньги поэту, непременно говорили: “Только не потеряй!”. Приходя навестить друзей, Маршак непременно забывал в гостях то шляпу, то трость. А бывало, надевал пальто, которое “не то”. Смеясь, он говорил, что и к нему самому можно отнести строки: “Если можно верить слуху, он, со службы приходя, вешал часики на муху недалеко от гвоздя”.

Третье поколение ребятни зачитывает до дыр поэму о Рассеянном. А все потому, что чудаки — те же дети. Они живут в перевернутом мире, действуют вопреки правилам. И пусть они рассеивают вокруг себя разлад и дисгармонию. Мы все равно испытываем к чудакам симпатию, потому что, как Остап Бендер, могли бы сказать: “Без них было бы не так смешно жить!”

Родительское сообщество Татарстана — РоСТ запись закреплена
Поборы в школах и детсадах, НОВОСТИ ШКОЛ.

Пришел ответ по саду 14 г.Казани
Нарушения выявлены.

Сообщение было:
"Казань, 14 садик, 100 рублей за охрану каждый месяц. Подписи собирают, что мы согласны оплачивать. Родителю из род комитета пишут когда и что надо купить."

Родительское сообщество Татарстана — РоСТ запись закреплена

Мы тоже убеждены, что решать вопросы надо именно снизу вверх. Сперва обращаться с вопросом к классному руководителю (иногда — учителю-предметнику), затем — к завучу, затем — к директору школы. И лишь затем, если все предыдущие действия не помогли, обращаться в надзорные органы.

Такой путь — он человеческий. Практика показывает, что обычного вежливого разговора чаще всего оказывается достаточно для того, чтобы решить проблему. Потому что и учителя, и родители, и школьная администрация заинтересованы в том, чтобы детям в школе было хорошо.

Правда, есть и исключения. Когда проблема носит системный характер (как, например, с татарским до 2017 года или пятидневкой — сейчас), силами директора школы ее решить, чаще всего, не получается.

Но начинать решение вопроса все равно нужно именно так: снизу вверх.

Школа и право: консультации и советы
Родительское сообщество Татарстана — РоСТ запись закреплена
Подслушано у учителей

Родительское сообщество Татарстана — РоСТ запись закреплена

Президент Российской академии образования (РАО) Юрий Зинченко усомнился в идее создания единого учебника по русскому языку, озвученной в марте 2018 года его предшественницей Людмилой Вербицкой и поддержанной министром просвещения Ольгой Васильевой. Основная причина — большое количество языков, на которых разговаривают народы России, пояснил он в четверг ТАСС в кулуарах саммита молодых ученых и инженеров в Сочи.
Показать полностью…

"Как мы по одному учебнику будем учить детишек, для которых русский является родным, и тех, которые воспитываются в семьях, где мама говорит на татарском, а папа еще на каком-нибудь языке народов России. Когда человек находится в русскоязычной среде, у него русскоязычные родители, ходят в русскоязычную школу и получают образование на русском языке, — это одна система и методика преподавания, и она несколько отличается от той, когда русский язык используется не только как единственное средство общение в семье, школе, субъекте Федерации. И в этом случае, возможно, учебник будет не один. Главное не количество учебников, а эффективная система обучения", — сказал Зинченко.

Читайте также:  Возвращаю за ненадобностью плеханов

Он отметил, что нужно ставить задачу не написания единственного или единого учебника, а сохранения русского языка как основной скрепы российской государственности. И в этом случае создание нескольких качественных учебных пособий будет более логичным. Сейчас в России около 80 учебников по русскому языку, к некоторым из них у родителей, педагогического и научного сообщества возникают вопросы из-за большого количества опечаток, пунктуационных и орфографических ошибок, логических неточностей.

Вербицкая, возглавлявшая РАО с 2013 года по 2018 год, 14 марта прошлого года предложила разработать концепцию единого школьного учебника по русскому языку по аналогии с единым учебником истории. Выступая на расширенном заседании коллегии Минобрнауки она отметила, что считает неправильным наличие в федеральном перечне учебников более 80 наименований учебников по русскому языку и литературе. Это предложение поддержала министр просвещения Ольга Васильева.

Родительское сообщество Татарстана — РоСТ запись закреплена
КНИЖНОЕ ДЕТСТВО | Детские книги

#кинозал_КнижноеДетство
Сохраняйте себе советские фильмы о школьной любви и смотрите с удовольствием:
• Вам и не снилось
https://www.labirint.ru/books/487838/?p=7518
Школьники Роман и Катя тянутся друг к другу со всей безоглядностью первой любви. Мать Кати очень счастлива во втором браке и в озарении этого счастья хорошо понимает дочь. Роман находит поддержку у отца, давно и безответно любящего Катину маму. Но рядом ходят люди, ничего не знающие о любви…
Показать полностью…

• В моей смерти прошу винить Клаву К
https://www.labirint.ru/books/527933/?p=7518
Сереже было четыре года. Он полюбил Клаву с первого взгляда и навсегда. Он тащил для нее из семьи карандаши, фломастеры, барометр, кормил мороженым в кафе «Мир», навещал во время болезни и не замечал других девочек. А в пятнадцать он узнал, что такое измена: Клава полюбила другого. И тогда Сергей решил свести счеты с жизнью…

• Не болит голова у дятла
В школе его прозвали Мухой. А он и был похож на муху. Невзрачный, взъерошенный и настырный. Муха позволял себе быть самим собой, стоять на голове в подъезде, раскачивать на кованных воротах и отчаянно любить тоненькую девочку с черными косичками. И остервенело выколачивать из барабанов ритмы джаза.

• Дикая собака Динго
https://www.labirint.ru/books/457157/?p=7518
Рассказ о мире юности, где водится Дикая собака Динго и цветет волшебный Цветок Саранка. В город, в котором живет с мамой Таня Сабанеева, приезжает ее отец с новой женой и приемным сыном Колей. Встретившись, молодые люди переживают свою первую, светлую и чистую, но и горькую любовь.

• Милый Эп
https://www.labirint.ru/books/334511/?p=7518
Герой фильма Аскольд Эпов взрослеет, ищет себя, ошибается, набивает шишки, отчаивается, переживает свои первые радости, первую любовь. Всё как в жизни…

• Сто дней после детства
О подростках и их первой любви. В пионерском лагере, расположенном рядом со старинной усадьбой, ребята вместе с вожатым заняты постановкой лермонтовского «Маскарада». Это лето в пионерском лагере запомнится Мите Лопухину надолго. Оно стало последним летом детства. Оно одарило Митю дружбой с прекрасным человеком, который открыл подростку смысл и величие искусства. А главное — он узнал радость и горечь первой любви.

• Что с тобой происходит?
Шестиклассник Митя Громов хочет остаться на второй год, потому что ему нравится Нина, которая по всей видимости не перейдет с ним в следующий класс. Еще он пытается спасти старую лошадь, которую ведут на бойню, но действует при этом не законно. А потом, помогая однокласснику Ване в учебе, похищает его из дома.

• Всё наоборот
Десятиклассники Андрей и Наташа, гуляя по городу, решили пожениться. Но мамы и папы воспротивились их неожиданному решению и отказали им в материальной поддержке. Попытки начать жизнь самостоятельно сразу же привели к взаимным ссорам и обидам. Не доводя дело до драки, герои безболезненно расстались.

• Мы жили по соседству
Счастливые дни первой любви восьмиклассников потускнели, когда они убедились в том, что Надина мама и недавно овдовевший Сережин папа любят друг друга и, похоже, скоро быть свадьбе. Проверяя прочность их любви, подростки очень скоро забыли про собственные чувства и не заметили, как дружба перешла в заговор, который привел их к вражде.

• Когда я стану великаном
Картина «Когда я стану великаном», предназначенная для детской и подростковой публики, стала лучшей режиссерской работой Инны Туманян и первой главной ролью Михаила Ефремова. История трогательной любви обычного на первый взгляд восьмиклассника подкупает своей искренностью и вызывает щемящее чувство ностальгии по школьным дням чудесным, прекрасным временам. Петя Копейкин – неказистая фамилия, непрезентабельный внешний вид и широкая благородная душа. Он балагур и заводила, романтик и поэт. А еще очень хороший друг. И когда девочка Маша, в которую он тайно влюблен, доверяет ему передать письмо новенькому старшекласснику, произведшему фурор среди девчонок, Петр не может ей отказать. Он готов на все, лишь бы милая его сердцу Маша Горошкина улыбалась. Даже отойти в сторону и помочь сопернику выглядеть в глазах прекрасной дамы настоящим героем.

Родительское сообщество Татарстана — РоСТ запись закреплена

Министр просвещения, Ольга Васильева, «опустила ниже плинтуса» учителей информатики. «У нас нет нормальных специалистов»,- сказала она. И родители школьников ей поверили. Хочется сказать Ольге Васильевой, -«рыба гниет с головы». У нас нет нормальных специалистов прежде всего в Министерстве Просвещения, и в самой голове этого министерства нет специалистов.
Показать полностью… Этот ужас высказываний, когда у главы ведомства слово «цифровизация» чередуется со словами, что-то вроде, «ну в советское время же так было…».

Хочется сказать родителям: не верьте! Есть специалисты-информатики высшего класса, которые начинали работать еще с первыми компьютерами, знают всю историю и эволюцию ПО и русского и западного, которые на своей шкуре проходили оборудование и переоборудование школ, создавали локальные школьные сети, школьные сайты, изучали высшую математику и компьютерные науки, чтобы научить детей сдавать ЕГЭ, задания для которого составляют ученые умы из ФИПИ, и потом, сдав ЕГЭ дети их заново проходят на 2-3 курсе факультетов компьютерных технологий. Учителей информатики не посылали ни на какие курсы, они все это проходили сами, квалификации повышали за свои деньги, и они классные специалисты. Не все, конечно, но в большинстве своем –хорошие.

Хочется сказать родителям: забудьте уже о советском образовании. Это там, в далеком СССР, ваших детей бесплатно учили, воспитывали и занимались после уроков. Можно было, потому, что по всей стране было бесплатное образование, медицина, получали бесплатно квартиры, дети бесплатно ходили в кружки и секции, да много чего было. Забудьте уже. Ныне- махровый капитализм. Есть государственные услуги, за которые платят пошлины, а есть условно-бесплатные. Медицина у нас страховая – не бесплатная. Пенсия у нас и страховая и накопительная, на нее человек отдает средства пока работает, работодатель оплачивает за него. А все государственные услуги у нас облагаются пошлиной. И в этом государстве вам гарантирована условно-бесплатная государственная услуга, в виде бесплатных уроков, согласно учебному плану и расписанию. Учитель должен прийти и преподать эту государственную услугу вашему ребенку и еще 30 детям в его классе. А почему условно- бесплатная, да потому, что ребенок понял, или не понял, это уже проблема родителей ребенка.

И, осознав это, вы платите репетиторам, платите спонсорскую помощь школе, сдаете на нужды класса. Конечно вы платите налоги, но увы, с этих налогов содержат армию, государственную машину, полицию, гвардию, чиновников и в последнюю очередь учителей и школы. Не стоит требовать от учителя стопроцентной успеваемости в классе обычной школы. В классе, где всего ребят 30- 35 человек, обязательно найдется тот, кто будет мешать учиться. И нас, педагогов-стажистов, пришедших в школы в начале 90-х, не учили работать с такими детьми в условиях общего образования. Учили работать с обычными ребятами. С девиантными, с психически ненормальными, с наркотически зависимыми –не учили. А родители настаивают, чтобы такие дети учились в общем коллективе. И без их согласия таких детей нельзя вывести из коллектива. Даже из класса нельзя выгнать. А учитель, которого в институте учили конкретному предмету и методике его преподавания обычным детям, вынужден работать со всеми, включая детей с отклонениями. И такие дети есть в каждом классе.

Читайте также:  Возврат посуды надлежащего качества

Поэтому, дорогие родители, столь низок бывает уровень обученности детей, не только информатике – любому предмету. Не по вине учителей, а по вине сепсиса в школьном образовании, так старательно заклеиваемого красивым пластырем цифровизации.

Ольга Юрьевна, стыдно. Мне, учителю со стажем, изучившему свой предмет на высоком уровне, обучающему ребят, моих учеников, сдавать ваш ЕГЭ на 80-100 баллов, мне за вас стыдно.

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Власти Татарстана под давлением из центра отказались от одного из главных символов автономии — обязательного преподавания татарского языка в школах республики. Эксперты считают, что языковой вопрос будет еще долго будоражить отношения Казани и Москвы.

Точку в дискуссиях вокруг изучения татарского языка поставил Госсовет Татарстана. На последнем заседании регионального парламента депутаты единогласно и без обсуждения постановили использовать в школах образовательные планы с добровольным изучением татарского языка.

До этого депутаты приняли к сведению доклад прокурора республики Ильдуса Нафикова. Он пояснил, что министерство образования России «с учетом предложений руководства Татарстана» разработало учебный план, «где конкретизирована возможность изучения государственных языков республик (по всей территории страны) добровольно, на основе письменного согласия родителей учащихся в пределах до 2 часов в неделю».

Нафиков напомнил, что дискуссии вокруг преподавания татарского языка сопровождались «отдельными эмоциональными оценками». «Должен предостеречь горячие головы от незаконных действий и высказываний экстремистского характера. Они будут решительно и жестко пресечены, с чьей бы стороны ни исходили!» — сказал прокурор.

Не обязанность, а право

В июле 2017 года на заседании совета по межнациональным отношениям президент России Владимир Путин подчеркнул, что изучать национальные языки — добровольное право. По его словам, «заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского».

Спустя месяц Путин поручил генпрокуратуре и Рособрнадзору проверить, как в регионах соблюдаются права граждан на добровольное изучение родных языков и государственных языков республик.

По словам прокурора Нафикова, в Татарстане провели «сплошную проверку образовательных учреждений» и выявили почти 3900 нарушений закона. Только в 24-х школах русский язык преподавался в объемах, предусмотренных федеральными образовательными стандартами.

Но контрольные проверки показали, по его словам, что почти все школы нарушения устранили.

Язык как символ

Татарский язык с начала 1990-х годов является одним из главных символов особого статуса Татарстана. Конституция республики, принятая в 1992 году, закрепила за татарским языком статус государственного наравне с русским. А региональный закон о языках сделал изучение татарского в общеобразовательных школах обязательным для представителей всех национальностей. В документе оговаривалось, что русский и татарский языки изучаются в равных объемах.

С начала 2000-х годов между Татарстаном и федеральным центром шли активные и регулярные споры о пределах самостоятельности и, в том числе, о роли татарского языка. В 2002 году Госдума и Конституционный суд фактически запретили перевод татарского языка на латинскую графику. А в 2009-м Москва запретила жителям национальных регионов сдавать ЕГЭ на национальных языках.

До последнего времени, например, в средней школе, дети изучали татарский язык и татарскую литературу в сумме до 5-6 часов в неделю. Это вызывало недовольство некоторых русскоязычных родителей, которые неоднократно пытались привлечь к проблеме внимание федеральных властей.

Страсти по языку

В свою очередь, татароязычные родители ратовали за сохранение обязательного преподавания татарского. В защиту изучения татарского только в последний месяц выступили и Духовное управление мусульман Татарстана, и Всемирный конгресс татар, и татарстанские писатели, и звезды татарской эстрады.

А основатель татарской партии национальной независимости Фаузия Байрамова даже призывала бойкотировать президентские выборы.

Власти Татарстана до последнего времени высказывались за сохранение обязательного преподавания татарского. Еще в начале ноября на этом настаивал президент республики Рустам Минниханов. Предполагалось, что в изучение татарского останется обязательным, хотя часов преподавания станет меньше. Однако в итоге было принято другое решение.

Тем не менее, глава комитета Госсовета по образованию Разиль Валеев заявил, что «вопрос не исчерпан, он не в полном объеме решен». «Мы не это просили. Мы просили, чтобы у нас было преподавание государственных языков республик в обязательном порядке», — подчеркнул он.

Глава комитета русскоязычных родителей Татарстана Эдуард Носов в целом доволен исходом противостояния. Но считает, что точка в вопросе о преподавании языка еще не поставлена. «Мне кажется, что они [власти республики] будут пытаться, чтобы школы всех родителей подтянули к этому изучению. И надо будет еще добиваться на уровне школ [права на] добровольное изучение языка», — сказал Носов Русской службе Би-би-си.

Администратор сообщества «Татароязычные родители» Чулпан Хамидова, напротив, уверена, что «обязательное изучение 100% отменено». По ее словам, теперь «государственный язык [республики] можно изучать только по заявлению [родителей]». Хамидова отмечает, что татароязычным родителям и активистам «видимо, остаются только суды». Кроме того, она с соратниками надеется «сделать то, что не сделала республика за 25 лет — популяризировать татарский».

«Жители региона вспомнят все свои обиды»

Потеря права на обязательное преподавание татарского языка стала уже вторым в этом году чувствительным ударом по самостоятельности Татарстана. В августе Кремль не продлил чрезвычайно важный для республики договор о разграничении полномочий с федеральным центром.

«Если раньше Москва вела себя с демонстративным уважением [по отношению к Татарстану], что позволяло татарстанскому руководству изображать у себя в республике, что они на равных с Москвой, то теперь, конечно, Татарстан встроен в вертикаль. И Москва совершенно очевидно продемонстрировала всему населению республики, кто в доме хозяин», — говорит политолог Аббас Галлямов.

По его словам, такой поворот понравится далеко не всем жителям Татарстана. В ближайшее время он может привести к снижению явки на президентских выборах или росту протестного голосования «условно говоря, за [претендента на президентский пост Ксению] Собчак». «Но это никаких серьезных угроз текущему политическому процессу не несет», — подчеркивает политолог.

«Но вот через несколько лет, может быть, к 2024 году, как только жители региона решат, что Москва ослабела, вот тогда они вспомнят все свои обиды, все свои претензии и предъявят их Москве. И тогда начнется новый виток суверенизации, которую мы видели в конце 80-х годов в СССР», — предупреждает Галлямов.

«>

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider
Adblock detector