Гост отменен в части что это значит

Вопрос по применению новых ГОСТ 33311-2015 и 33336-2015.

Дата введения с 01.01.2017. Можно ли применять досрочно. Иногда с новым ГОСТом в комментариях печаталась фраза "с правом досрочного применения".

Можно ли применять ГОСТ (любой) с момента его опубликования?

Все национальные и межгосударственные стандарты, кроме входящих в обязательные перечни к Техническим регламентам, являются документами добровольного применения.

Можно применять положения ГОСТ 33311-2015 и ГОСТ 33336-2015, если они не противоречат положениям документов, являющихся обязательными на дату применения.

Существуют обычные риски: стандарты могут быть отменены или заменены до вступления их в силу и тому подобное.

без рассмотрения в суде апелляционной инстанции? И как скоро это решение вступает в силу?

Это означает, что суд апелляционной инстанции отменил решение суда в части и оставил иск без рассмотрения. А суд первой инстанции удовлетворил иск в части

С момента вынесения вступает

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:

""1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;

3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;

""4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

Особенности принятия, вступления в силу, опубликования, отмены, применения документов по стандартизации

Пользователи справочной системы "Техэксперт" неоднократно задают следующие вопросы:

— Можно ли применять отмененные ГОСТы?

— Можно ли применять ГОСТ, принятый, но не вступивший в действие?

— Если документ по стандартизации включен в доказательную базу технического регламента и к настоящему времени уже отменен — какой документ применять: отмененный или документ, который утвержден взамен?

— Можно ли пользоваться ГОСТ Р, который не издан в качестве официального печатного издания?

— Как быть, если известно, что ГОСТ Р утвержден взамен предыдущего, но не опубликован?

— Можно ли использовать при производстве продукции документы по стандартизации, не включенные в Перечень документов доказательной базы технических регламентов, например зарубежные стандарты, стандарты российских организаций, собственные технические условия?

1. В первую очередь давайте вспомним, что национальные стандарты и другие документы по стандартизации являются не нормативными правовыми актами, а документами добровольного применения. Поэтому, несмотря на то что процедуры подготовки, утверждения, опубликования, вступления в действие, отмены документов по стандартизации (например, см. ПР 50.1.074-2004 "Подготовка проектов национальных стандартов Российской Федерации и проектов изменений к ним к утверждению, регистрации и опубликованию. Внесение правок в стандарты и подготовка документов для их отмены") внешне похожи на аналогичные процедуры с нормативными правовыми актами, по своей юридической природе они носят совершенно иной характер.

Рассмотрим это на примере национальных стандартов.

В данном материале речь не идет об особенностях применения стандартов в области обороны и безопасности, указанных в статье 5 Федерального закона "О техническом регулировании" (N 184-ФЗ от 27.12.2002).

1) Разработчик национального стандарта разрабатывает проект его содержания, проводит публичные обсуждения и представляет проект стандарта на экспертизу в соответствующий технический комитет.

2) Затем проект национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации РФ, т.е. Федеральное агентство по техническому регулированию, стандартизации и метрологии (Росстандарт), для утверждения.

В процессе утверждения подразделениями Росстандарта и подведомственными Росстандарту учреждениями проводится проверка:

— выполнения установленных процедур подготовки и обсуждения проекта стандарта, комплектации сопроводительной документации;

— соответствия требований стандарта положениям технических регламентов, действующему законодательству.

Наконец проводится издательское редактирование текста стандарта.

В случае положительного заключения проект стандарта утверждается приказом Росстандарта. В приказе Росстандарта, утверждающем данный национальный стандарт, также содержится указание, с какого момента он вводится в действие (в ПР 50.1.074-2004 рекомендовано не менее чем через 9 мес.) и взамен какого стандарта он принят. А предыдущий стандарт в свою очередь отменяется.

Итак, что означает утверждение национального стандарта приказом Росстандарта? Это значит, что стандарт прошел экспертизу авторитетных экспертов, обсуждение с профессиональным сообществом, проверку на соответствие техническим регламентам и действующему законодательству, отредактирован и рекомендован для применения предприятиями соответствующей отрасли.

Читайте также:  Должности в благотворительном фонде

Почему рекомендован? Потому что он добровольного применения. А что тогда означает дата его введения в действие? По существу это ничего не значит. Это, с нашей точки зрения, анахронизм советских времен, когда ГОСТ вводился как обязательный документ. Тогда это имело значение, поскольку давало время предприятиям подготовиться к применению принятого стандарта.

Таким образом, вступление в действие национального стандарта, а также его отмена имеют совершенно другое значение по сравнению с вступлением в силу или отменой нормативных правовых актов.

Поясним это на примерах.

2. Можно ли применять национальный стандарт до "вступления его в действие"?

3. Можно ли применять национальный стандарт, который официально не опубликован?

Если вы знаете, что стандарт утвержден, если получили его текст, например от разработчика, технического комитета, из другого источника, и при этом вы уверены в достоверности текста, то что мешает его применять? Но решение о применении или неприменении принимает само предприятие.

4. Обязательно ли наличие на предприятии только официальных изданий ГОСТов, или можно пользоваться текстами стандартов, содержащимися в электронных справочных системах?

Нигде в нормативных правовых актах не содержится требования обязательного наличия на предприятии официальных изданий ГОСТов. Более того, в соответствии с п.6 Порядка, утвержденного Приказом Минпромторга России от 27.05.2016 N 1730, установлен свободный доступ к документам национальной системы стандартизации, размещенным на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Таким образом, официальные издания могут быть "на столе" в любой момент у любого пользователя сети Интернет. Электронные справочные системы дают возможность работать с текстами ГОСТов (в системе "Техэксперт" благодаря 3-кратной сверке они достоверны, а для пущей уверенности пользователя в системы "Техэксперт" включены и скан-копии официальных изданий ГОСТов), но главное — они дают возможность воспользоваться следующими сервисами:

— актуализированные, проверенные редакции документов;

— единое поисковое пространство;

— аналитические сервисы: сравнение ГОСТов, история стандартов и т.д.

Итак, электронно-справочными системами можно смело пользоваться в полной мере, но следует выбрать ту, которой вы больше доверяете и которая вам больше нравится.

5. Можно ли пользоваться отмененным ГОСТом?

В определенных случаях — да. Здесь несколько ситуаций.

а) Предприятие поставляет продукцию по контракту, а требования к продукции установлены в соответствии с ГОСТами, указанными в приложении к контракту. За время выполнения контракта некоторые стандарты отменены, взамен них появились новые. Какими ГОСТами руководствоваться предприятию?

В данном случае предприятие должно, выполняя контракт, изготавливать продукцию по "отмененным" ГОСТам, а заказчик не вправе требовать применения новых стандартов, разве что по соглашению сторон.

Ссылка контракта на документы по стандартизации — это тот случай, когда документы добровольного применения становятся обязательными для производителя, но, естественно, в рамках данного контракта.

б) Предприятие выпускает продукцию по отмененному ГОСТу, и у этой продукции есть потребитель, а требования даже отмененного ГОСТа не противоречат техническому регламенту в данной области или соответствующего технического регламента еще не существует. Такая ситуация возможна. Опять же решение принимает предприятие.

В продолжение вышесказанного следующий важный вопрос.

6. Если документ по стандартизации включен в доказательную базу технического регламента и к настоящему времени уже отменен — какой документ применять: отмененный или документ, который утвержден взамен?

Эта дилемма встречается сплошь и рядом и не только в России.

Документы по стандартизации включены в доказательную базу технического регламента для применения на обязательной основе. В течение какого-то времени взамен них приняты новые. Какими, новыми или предыдущими, пользоваться?

Ответ: пользоваться теми документами, которые непосредственно включены в перечень документов доказательной базы технического регламента применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований этого технического регламента. Примером может являться Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (ФЗ N 384-ФЗ от 30.12.2009).

Во исполнение Технического регламента принято Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, утверждающее "Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Читайте также:  Приказ об утверждении плана продаж

Таким образом, ссылки из нормативных правовых актов на документы добровольного применения делают применение данных документов обязательным в тех пределах, которые указаны в нормативном правовом акте.

Во исполнение Технического регламента РФ "О требованиях пожарной безопасности" (ФЗ N 123-ФЗ от 22.07.2008) в качестве доказательной базы приняты:

— распоряжение Правительства РФ N 304-р от 10.03.2009, утверждающее "Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия"

— приказ Росстандарта N 474 от 16.04.2014, утверждающий "Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"".

Приказом Росстандарта утвержден перечень документов по стандартизации в качестве доказательной базы, применяемой на добровольной основе. В течение какого-то времени, документы включенные в перечень могут быть отменены и заменены новыми. Вопрос: новыми или отмененными в таком случае пользоваться? Ответ содержится в самом приказе, в примечании к перечню: "Примечание — При пользовании настоящим Перечнем целесообразно проверить действие включенных в него стандартов и сводов правил. Если указанный в перечне документ заменен (изменен), то следует руководствоваться действующей редакцией документа. Если документ отменен без замены, то руководствоваться им не следует".

К этому примечанию следует сделать следующее дополнение:

Пользователь систем "Техэксперт" всегда легко может проверить, какие из документов перечней (или вообще любые упомянутые где-либо документы) действуют или отменены, поскольку в системе "Техэксперт" все ссылки на отмененные документы отображены другим цветом. Тут же по ссылке пользователь может перейти на новый документ, принятый взамен.

А как быть с Перечнем документов по методам испытаний, утвержденным распоряжением Правительства РФ N 304-р, ведь в нем к настоящему моменту несколько отмененных документов? Какие применять: отменные или принятые взамен документы?

Здесь однозначного ответа нет.

Наше мнение — как раз отмененными документами в данном случае пользоваться можно, поскольку они прямо указаны в распоряжении Правительства РФ, а относительно новых — требуется разъяснение Правительства РФ.

Кроме того, из названия перечня следует, что для применения и исполнения технического регламента необходимы не полные тексты стандартов, а только содержащиеся в них правила и методы исследований (испытаний) и измерений.

В отмененном стандарте может содержаться не утративший актуальности метод. Поэтому включение отмененных стандартов в перечень не является грубым нарушением. Необходимый метод может также содержаться и в стандарте, не включенном в перечень. При использовании такого стандарта придется или самостоятельно доказывать наличие в нем одного из необходимых методов, или обращаться в Правительство РФ за разъяснениями.

Как быть с применением документов по стандартизации, входящих в доказательную базу технических регламентов Таможенного союза? Напомним, что Перечень документов, входящих в доказательную базу технических регламентов Таможенного союза и применяемых на добровольной основе, утверждается решением Евразийской экономической комиссии.

В перечнях, утверждаемых Евразийской экономической комиссией, встречаются ГОСТы (напомним, что ГОСТ — это межгосударственный стандарт стран СНГ), применение которых прекращено на территории РФ, в связи с утверждением и введением в действие национального стандарта (ГОСТ Р). Вопрос: в данном случае приоритет у какого документа: "отмененного" ГОСТ или "действующего" ГОСТ Р?

По нашему мнению, юридическая сила решений, принимаемых Евразийской экономической комиссией, несомненно выше решений Росстандарта, поэтому приоритет использования в качестве доказательной базы — за ГОСТом, несмотря на то, что его действие в России прекращено.

Как быть, если в перечне, утвержденном Евразийской экономической комиссией, оказался "отмененный" ГОСТ, замененный на новый документ?

Наше мнение — как и в ситуации 2, использовать "отмененный" ГОСТ можно.

Еще ситуация, которая может поставить в тупик: ГОСТ включен в перечень документов к ТР ТС, а в России действует аналогичный ГОСТ Р, более передовой, чем ГОСТ. Уже после утверждения перечня к ТР ТС передовой ГОСТ Р был принят в качестве межгосударственного стандарта. Этот межгосударственный стандарт принимается взамен ГОСТ, включенного в перечень к ТР ТС, а также вводится в действие на территории РФ с отменой ГОСТ Р.

Читайте также:  Налоги по договору найма работника

Чем пользоваться в этой ситуации — недействующим ГОСТ, включенным в перечень к ТР ТС, или новым ГОСТ, введенным в действие в России? Можно ли применять недействующий ГОСТ Р?

Наше мнение — нужно применять ГОСТ из перечня, если мы хотим выполнить требования технического регламента, но не хотим брать на себя бремя доказывания соответствия этим требованиям. Если мы хотим использовать передовые методы и технологии, мы можем применять новый ГОСТ в той части, требования которой не ниже, чем в старом ГОСТ.

Но при этом мы должны доказать, что требования нового ГОСТ действительно не ниже, чем в старом. Если мы не хотим заниматься подобными доказательствами, мы можем использовать новый ГОСТ, но проверять продукцию на соответствие требованиям старого.

И последняя ситуация, вызывающая больше всего вопросов: как быть, если ГОСТ, включенный в перечень к ТР ТС, не введен в действие на территории РФ?

Здесь ситуация схожа с ситуацией 3. Юридическая сила решений, принимаемых Евразийской экономической комиссией, несомненно выше решений Росстандарта. Поэтому наше мнение здесь однозначное — можно и нужно пользоваться межгосударственным стандартом, включенным в перечень к ТР ТС, независимо от того, введен он в действие на территории РФ или нет.

Во всех ситуациях, когда появляется дилемма — применить отмененный или новый документ, — требуется анализ сравнения содержания того и другого документа. Если новый документ не содержит принципиальных отличий от предыдущего, то, собственно говоря, проблемы и нет. Выполнение условий одного документа означает выполнение требований и другого документа. А вот если документы содержат существенные отличия, тогда принципиальное значение имеет, какой документ прямо указан в перечне документов доказательной базы технических регламентов. Применение нового документа, принятого взамен, но прямо не указанного в перечне, может означать, что выпуск продукции осуществляется на основе документов по стандартизации, не включенных в доказательную базу технических регламентов (см. п.7).

Пользователям системы "Техэксперт" для сравнения отмененных и новых документов может быть рекомендован сервис: "Сравнение норм и стандартов". По многим важным документам в системах "Техэксперт" содержится уже выполненный экспертами результат содержательного сравнения отмененных и новых документов, принятых взамен. Пользователю остается принять решение: насколько существенны различия применительно к его профессиональной деятельности и специфике его продукции.

7. Можно ли использовать при производстве продукции документы по стандартизации, не включенные в перечень документов доказательной базы технического регламента, например зарубежные стандарты, стандарты российских организаций, собственные ТУ?

Поскольку документы по стандартизации являются документами добровольного применения, то производитель вправе сам решать, какие документы применять для выпуска своей продукции: включенные в доказательную базу технического регламента или не включенные. Требования технического регламента производитель выполнить обязан независимо от этого, поэтому, в случае использования документов, не включенных в доказательную базу, он должен самостоятельно доказать соответствие его продукции требованиям технических регламентов. Но доказать кому?

Во-первых, проверить самостоятельно соответствие продукции техническим регламентам, используя достоверные методы испытаний, и декларировать соответствие (выпустить декларацию соответствия).

Во-вторых, в случае обязательной или добровольной сертификации доказать органу по сертификации.

В-третьих, при наличии нареканий на продукцию — органу надзора (например, органу надзора за рынком — Роспотребнадзору).

В-четвертых, в случае если при использовании продукции нанесен вред людям, ущерб окружающей среде, придется доказывать соответствие продукции требованиям технических регламентов уже правоохранительным органам.

8. Ответственность производителя в случае несоответствия продукции публично заявленному стандарту.

Если при производстве продукции, производитель указывает, что его продукция соответствует определенному стандарту, использует обозначение стандарта в маркировке, документации, то есть публично заявляет о соответствии своей продукции определенному стандарту, то в таком случае применение заявленного стандарта является обязательным для изготовителя. Если по факту выяснится что продукция не соответствует заявленному стандарту, статьей 34 Федерального закона N 162-ФЗ предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной в соответствии с законодательством РФ.

Ссылка на основную публикацию
Займ на карту
close slider
Adblock detector